Нетуристический Кавказ. Часть II. Владикавказ. История.

Mar 16, 2011 09:16

Часть II. Владикавказ. История.

1.



Фото начала XX века.

В каком-то смысле предком Владикавказа был древний и полулегендарный ясский город Дедяков (Тютяков) о котором летописи отчетливо упоминали дважды. В 1278 г. он был разграблен войском Менгу-Тимура, причем с участием и русских войск, а в 1319 (1328?) г. здесь был убит князь Михаил Тверской.

«Того же лета убил царь Озбяк в Орде великого князя Михаила Яраславича Тферского на реце Наи, у города у Дедякова, и привезоша его из Орды в Москву». Симоновская летопись крайне доходчива и информативна.

Где именно был этот город никому не известно. Может быть и на этом месте.

Насчет даты основания современного поселения у историков сомнений нет - 12 марта 1784 г. генералом-аншефом Толмачевым было заложено укрепление и 6 мая того же года оно было освящено.

2. Современный памятный камень.



Первая крепость.

24 июля (4 августа) 1783 года в Георгиевской крепости (ныне город Георгиевск) П.С. Потемкин от России, И.К. Багратион и Г.Р. Чавчавадзе от Картли и Кахетии, был подписан трактат, по которому Грузия принята под Российское покровительство. Для обеспечения безопасного передвижения людей и грузов в Закавказье Екатерина II повелела основать цепь крепостей от Моздока до входа в Дарьяльское ущелье.  Путь пролегал так - Моздок - Григориополисское укрепление - Камбелей - Потемкинское укрепление - Владикавказ и далее по Военно-Грузинской дороге.

У В.А. Потто прекрасно описаны и условия заложения - «29 апреля Селенгинский пехотный полк и два егерских батальона с артиллерией, ...выступили из Моздока к Григориополисскому редуту. К нему присоединились еще 70 Гребенских и 70 Семейных казаков, находившихся в Моздоке для содержания форпостов. Казаки пошли в авангарде и держали боковые цепи, дабы оградить отряд от возможного нападения со стороны Чечни или кабардинцев. Кругом царило однако полное спокойствие, и отряд, дойдя до осетинского селения Зауров, остановился у входа в Кавказские теснины. Здесь, 6 мая 1784 года, после торжественного молебствия с водоосвящением, при громе русских пушек заложено четвертое, последнее в новой линии укрепление, названное Владикавказом».

3. Вот на фото дорога из аэропорта. Вход в те самые Кавказские теснины.



А вот возле чего он был основан - возле осетинского селения Дзауг, возле бывшего русского укрепления Капкай или возле ингушского селения Заур? Выяснение этого вопроса является серьезной дисциплиной Специальной национальной олимпиады :). Хотя конечно Дзауг и Заур звучит похоже...

Были насыпаны древоземляные редуты, получены 12 артиллерийских орудий и даже, по именному указу императрицы, построена церковь. «В построенной крепости при входе в горы Кавказские позволяем мы соорудить православную церковь... при том наблюдать, чтобы церковное духовенство в крепости, при входе в горы построенной, не употребляло народам тамошним притеснений, или принуждений».

4.



Но «в связи со сложной военно-политической обстановкой» а именно открытой подготовкой Турции к войне было принято решение пойти на некоторые уступки. Поэтому 15 октября 1788 г. комендант Л. Штедер по приказу П. Потемкина «предав огню все строения и забрав всех поселян» перебрался в крепость Моздок, на старую Кавказскую оборонительную линию.

Современными чечено-ингушским историками принято писать, что убоялись тогда вовсе не какой-то далекой Турции, а бесконечных нападений местных горцев. Возможно.

Первое основание города не удалось. Так бывает. Оренбург вон вообще только на третий раз получился.

Вторая попытка.

Война все же разразилась но закончилась для Турции крайне неудачно. Потерпев крупную неудачу под Кинбурном в 1791 г. между воюющими сторонами был заключен Ясский мирный договор и в 1793 году вся линия укреплений стала восстанавливаться заново в том числе и Владикавказская крепость.

Но само укрепление восстановили уже на новом месте. К 1803 г. работы были закончены. Рядом сразу же возникло поселение осетин - Осетинский форштадт, Дзауджикау, Владикавказский аул - так называли место близ крепости аборигены, но на русских картах существовал только один вариант написания - Владикавказ.

5. Памятник заложению. И стилизованная новодельная крепость.



Батальон при орудиях, казаки (живущие вне крепости) собственно говоря и были всем населением крепости в первые десятилетия ее существования. «Гарнизон, несколько мелочных торговцев и маркитантов... и несколько осетинских семейств вне укреплений являются ее единственными жителями». Но жизнь шла и постепенно все менялось. 1827 г. - первый бульвар, 1836 г. - первый основательный Чугунный (или Ольгинский) мост через Терек на каменных быках.

Это было большим событием, поскольку в паводок перебраться через Терек - невозможно. Конструкции для него заказывали в Лондоне, кстати.

6. Такой он был.



7. Сейчас от него осталась только каменная кладка на берегу.



А количество войск все увеличивалось. На 1840 г. это уже были 77-ой Тенгинский, 78-ой Навагинский, Виленский егерский полки, 6, 7 и 8-го Кавказские линейные полки и артиллерийской команды. Неудивительно, ведь Кавказская война была в самом разгаре и Владикавказ (как и через 160 лет впрочем) был ближайшим тылом войск.

В 1852 г. население составляло 3653 человека + 1038 человек в самом Форштадте, проживавших в 909 домах и имеющие 125 лавок.

Главный город на Кавказе

В марте 1861 г. Владикавказ административно из крепости стал городом, а с 1863 г. - столицей Терской области, входящей в Кавказское наместничество. До этого он административно был «крепостью левого крыла Кавказской оборонительной линии». С этих же лет город стал все больше обрастать поденщиками, ремесленниками, торговцами и прочими мещанами. Заканчивалась Кавказская война и набеги горцев уже не так беспокоили людей, можно было жить (номинально окончательное замирение произошло в следующем 1864 г). Да и расположение на основной транспортной артерии - Военно-Грузинской дороге - идущей в Закавказье тоже способствовало расцвету.

«Находясь у подножья Главного Кавказского хребта, Владикавказ служит естественным и ближайшим рынком как для сбыта произведений горцев: сукон сыров, пушного товара, овчин, горского овса и других, так и для приобретения необходимых предметов».
(Из доклада Владикавказской городской управы об экономическом и культурном состоянии г. Владикавказа от 24 октября 1889 г.)

Из самодержцев крепость-город посещал Николай I (1837 г.), Александр II (1871 г.), Александр III (1888 г.), Николай II (1914 г.), Н. Хрущев (1964 г.). И. Сталин тоже бывал тут еще при царском режиме но тогда он был никем.

«Край везде спокоен. Все ездят без конвоя, даже по самой границе и до Владикавказа»
Николай I. 1837 г.

Император конечно несколько выдавал желаемое за действительность, но подобная близорукость в смысле «спокойствия края» будет преследовать и всех остальных правителей.

Также Владикавказ был столицей Терского казачьего войска (с резиденцией его наказного атамана) и местом расквартирования 21-ой Пехотной дивизии Русской армии. В самом Владиквказе находился самый прославленный ее полк - 81-й Апшеронский пехотный.

Это именно тот полк, которому помимо прочих коллективных наград, были высочайше пожалованы...

«Красные отвороты на голенища сапог в память Кунерсдорфского сражения 2-го Августа 1759 года офицерам и нижним чинам 81-го пехотного Апшеронского Императрицы Екатерины Великой, ныне Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Михайловича полка».
Приказ по военному ведомству № 153 от 6.03.1914 г.

Согласно легенде в той битве полк сражался по колено в крови.

8. Крепостная улица в начале XX в.



Мирная жизнь.

По итогам Всеобщей переписи населения 1897 г. в г. Владикавказе проживает 43.740 человека (31.435 православных и 3.986 староверов-молокан). Дело в том, что «присутствие .... осетин во Владикавказе служит причиной разного рода укрывательств, воровства и даже разбоев… и что оставление этих осетин близ Владикавказа будет вредно для города». Это рапорт из другого времени (17 сентября 1860 г., комендант крепости Окольничий) - но причины, по которому осетин и прочих аборигенов в главном городе Терской области немного из него понятны.

Вообще за 60 более менее спокойных лет (1852-1912) население города выросло в 22 раза. Крестьяне после 1861 г. активно переезжали на благодатный Кавказ из внутренних малоземельных губерний.

Сама область с 1905 г. административно делилось на Пятигорский, Кизлярский, Сунженский, Моздокский отделы Терского казачьего войска и Грозненский, Владикавказский, Нальчикский, Хасав-Юртовский, Веденский, и с 10 июля 1909 г. Назрановский округа.

Была даже собственная частная акционерная железная дорога (Владикавказская, 1884-1918) делающая очень неплохой бизнес по доставке курортников «на воды» в Пятигорск и грузов в черноморские порты.  Да и вообще, рельсы и паровозы город увидел необычайно рано для этих мест - движение поездов началось 2 июля 1875 г. От Ростова (через Кавказскую, Армавир, МинВоды) был за три года проложен путь что очень сказалось и на жизни и, как следствие, на доходах жителей. Дорога, помимо всей железнодорожной инфраструктуры, владела пристанями, элеваторами, складами, кораблями, ледоколом(!) и даже нефтеперегонным заводом в Грозном. Неудивительно, что по доходности она была одной из первых в империи (наряду с Варшавско-Венской).

9. Современный вид вокзала таков.



На фото не видно но милиционеры стоят и перед входом (досмотр) и по углам здания. Само здание видимо историческое, но информации по нему у меня нет.

Образование было представлено одной мужской гимназией и почему-то двумя женскими (Ольгинской и Второй). Плюс прогимназии (не знаю, что это) и разнообразные училища - реальные, городские, ремесленные и прочие.

10. Женская Ольгинская Гимназия.



К концу империи «племенной состав» (именно так тогда говорили) города крайне пестр - русские (53220 чел., из них духоборов-молокан 4319 чел.), кавказские горцы (10215 чел.), армяне (6593 чел.), грузины (3491 чел.), персы (2429 чел.), поляки (1584 чел.), евреи (833 чел.). Здесь даже есть собственное диппредставительство - консульство Великого шаха Персидского, располагавшееся на ул. Горького д. 28 (здание снесено).

Новейшие времена.

«Город казарм, город церквей и духанов, город картежных домов и притонов. Таким он оставался вплоть до Великой Пролетарской революции и окончательного установления советской власти на Северном Кавказе».
Из послереволюционного путеводителя. Г. Апресян.

Многие города в послереволюционное время подвергались переименованиям и Владикавказ не стал исключением. Со 2 сентября 1931 г. - Орджоникидзе (в честь Георгия (Серго) Орджоникидзе), с 1944 г. - Дзауджикау (в честь местного, осетинского названия данного места), с 1954 г. опять Орджоникидзе и с 1990 снова Владикавказ. Примечательно, что осетины как звали это селение по родовому имени Дзауг (Дзауга Бугулова) - Дзауджикау - так и зовут до сих пор. Это некоторым переименователям в Кремле все не сидится спокойно.

Административное деление менялось еще более причудливо. С марта 1918 г.  Владикавказ - столица Терской Советской Республики, потом длительное безвременье гражданской войны, с 20 февраля 1921 г. - столица Горской Автономной Советской Социалистической Республики, с 1924 г. - Северо-Осетинской Автономной Области (и одновременно Ингушской АО, по 1934 г.), с 1936 г. - Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Реcпублики ну и с 1991 г. - республики Северная Осетия-Алания в составе РФ.

11. Мозаика на революционную тему.



Маршрутка на фото ходит в г. Беслан. Отправляются они отсюда, если кому понадобиться. Но учтите г. Беслан и аэропорт Беслан - разные вещи. В аэропорту общественного транспорта найти не удалось.

Война сюда докатилась не сразу. К осени 1942 г. немцы, желая отрезать СССР от грозненских и, в перспективе, бакинских нефтяных полей заняли совсем близкий Нальчик. Город готовился к  городским боям, основными силами в которых должна была стать 12-я дивизия войск НКВД (сформированная из курсантов местного училища внутренних войск и пограничного).

12. Бойцы на фоне главной городской достопримечательности - суннитской (или это шиитская?) мечети.



1 ноября в результате бомбардировки погибли начальник штаба Закавказского фронта генерал-лейтенант П. И. Бодин, член Военного совета фронта А. Н. Саджая, Нарком внутренних дел Северо-Осетинской республики Заделава. К 2 ноября немцы вышли к пригороду Владикавказа - селу Гизель.

13. Уличные бои в Гизели.



На фото у одного бойца ПТР (видимо для поражения бронированных машин в условиях города) а у второго два (!) автомата на плече. Интересная деталь при том что ППШ не слишком легкий. Боец разумно предполагает, что одним не обойдется.

Из спецсообщения и. о. Наркома Внутренних Дел СОАССР майора Тегкаева от 10 ноября 1942 года: «...батальон, состоящий из курсантов-выпускников и младших командиров - пограничников, занимал оборону г. Орджоникидзе 7 ноября 1942 года три роты батальона (наиболее боеспособные) по приказу комбата Киселева были сняты с обороны и брошены в наступление на с. Гизель. В кровопролитных боях рота лейтенантов понесла тяжелые потери - 15 убитых, 75 пропавших без вести и 48 раненых. 8 ноября остатки батальона вновь были брошены в наступление».

В сам Владикавказ немцы не вошли. А 10 ноября и вовсе началось их общее отступление. Немецкая летняя компания 1942 г., поставившая СССР на грань катастрофы (Сталинград и Кавказ), закончилась и больше этим местам немцы не угрожали.

14.



И о культуре.

Несмотря на то, что во Владикавказе бывали ВСЕ великие русские поэты и писатели почему-то о городе они не оставили ни строчки. Ну Грибоедов черкнул функциональное «Владикавказ на плоском месте; красота долины. Контраст зеленых огородов с седыми верхами гор. Ворота, надпись; оно тут неглупо. Фазаны, вепри, серны…»

Хотя вот от этих людей - А.С. Грибоедов (впервые бывал во Владикавказе в 1818 г.), А.С. Пушкин (дважды в 1829 г.), М.Ю. Лермонтов (в 1837 г.), Л.Н. Толстой (в 1850-х гг.), А.Н. Островский (в 1889 г.), М. Горький (1928 г.), А. Чехов (С 1888 г. неоднократно), В. Маяковский (1924 г.) - можно было бы ожидать чего-нибудь более интересного и содержательного. Видимо перебивали впечатления о Военно-Грузинской дороге и местная экзотика - горцы, кинжалы, шашлыки и все такое. А сама крепость Владикавказ была лишь скучным пыльным городом с офицерами и чиновниками.

«Певцом» города (причем в весьма отрицательном смысле) стал Михаил Афанасьевич Булгаков. Его сюда занесло в 1919 г. с деникинцами. Пережив эволюцию из военврача в журналиста он стал даже деканом театрального факультета в Горском народном художественном институте. И город ему не нравился.

«Между нами произошел разговор. Привожу его здесь стенографически.
- Что ж это вы так приуныли? (это Гензулаев.)
- Придется помирать с голоду в этом вашем паршивом Владикавказе...
- Не спорю. Владикавказ - паршивый город. Вряд ли даже есть на свете город паршивее. Но как же так помирать?»

В автобиографическом произведении «Богема. Записки на манжетах» Михаил Афанасьевич описывает как он занимался  написанием всяких халтур на национальную тему. Вершиной его падения стала пьеса из жизни революционных ингушей «Сыновья муллы» (текст ее сохранился, можно оценить).

«Но Гензулаев назубок знает туземный быт, если, конечно, бытом можно назвать шашлычные завтраки на фоне самых постылых гор, какие есть в мире, кинжалы неважной стали, поджарых лошадей, духаны и отвратительную, выворачивающую душу музыку».

Пьеса с успехом шла вот в этом театре.

15. Русский театр во Владикавказе. Здание построено опять же нетипично рано для этих мест, в 1872 г.. Фото 20-х годов XX века.



16. Вот так он выглядит сейчас.



Об истории советского периода (времен Орджоникидзе и Дзауджикау) рассказать мне особенно нечего поэтому перейдем сразу к современной жизни города.

В следующем посте пройдемся по основной городской улице - Проспекту Мира.

Нетуристический Кавказ. Часть I. Перелет Москва-Владикавказ.

Кавказ Нетуристический 2011

Previous post Next post
Up