Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть XV. Иволгинский Дацан.

Jan 16, 2010 23:47

Часть 15. Иволгинский Дацан.

Вот и кончились рождественские каникулы. Продолжу свой рассказ дальше.



Иволгинский дацан - кафедральный, если можно так сказать, буддистский храм в России, резиденция Пандидо-Хамбо-ламы XXIV Дамбы Аюшеева (главы российский буддистов), крупная культурно-историческая достопримечательность.

Полное название - «Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурды Хиид» то есть «Монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости».
Монастырь не исторический, появился всего лишь в 1945 г. в связи с ослаблением гонений на верующих. Как говорят, решение о создании обители обсуждалось лично И.В. Сталиным и местными властями всех возможных уровней. По желанию священнослужителей было выделено и место у поселка Средняя Иволга. Днем рождения считается 2 мая 1945 г. - день опубликования постановления СНК Бурят-Монгольской ССР «Об открытии буддистского храма...»

Постепенно строясь дацан превратился в то, что он есть сейчас - настоящий монастырь со всеми необходимыми вещами, и, главное, - подготовкой кадров.

Как добираться:
Элементарно. У Одигитриевского собора Улан-Удэ есть весьма запущенная автостанция. От нее часто ходит автобус №130 (или №131?) до Иволгинска. Если у вас будут какие-то сомнения, обязательно спрашивайте у пассажиров - уж что-что, а про путь в дацан они расскажут с удовольствием.

Проехав на автобусе до конечной остановки (около сорока минут) нужно из автобуса выйти и, перейдя на другую сторону площади, сесть на маршрутку до самого дацана. Это тоже очень просто. От Иволгинска можно и дойти - но во-первых далеко, а во-вторых надо знать как. Так что рекомендую маршрутку за 10 руб.

Ехать до конечной остановки, да вы и сами поймете где выходить.



Вид примерно такой.

Как и любое учреждение подобного рода на прилежащей площади развернута широкая торговля разнообразными сувенирами. Попадаются весьма нестандартные, не свойственные нашей «средней полосе» вещи.

Сделаю-ка я сувенирный обзор:

1) Самые доступные - разнообразные изображения на бумаге. Как правило Будды и других уважаемых в буддизме личностей («людей» не могу написать, поскольку это не совсем люди).

2) Что-то вроде ладанок с изображением цветового, орнаментального рисунка - нужно покупать свое сочетание (зависит от знака зодиака).

3) Амулеты на машину. На КАЖДОЙ машине владельца-бурята на зеркале висит подобная штука, отгоняющая демонов и привлекающая удачу. Это такое сочетание ярко-красных нитей и золотистых элементов (колокольчиков). Продается везде, но тут их можно сразу и освятить. Наверно в буддизме употребляется другой термин, но я его не знаю. В общем придать амулету силу.

4) Четки. С разным количеством костяшек (пластиковые, каменные, деревянные. 16, 48 и 108 элементов). Самыми годными считаются можжевеловые из 108.

5) Фигурки. Металлические, пластиковые и каменные изображения Будды, слоников и подобного.

6) Культовые металлические предметы. Например Ваджра. Это особый металлический (медный, латуный) скипетр, символизирующий мужское начало (я купил :)).

7) Поющие чаши. Самые необычные и дорогие из сувениров. Тонкие медные сосуды, напоминающие формой котелок, к которым прилагается пестик-толкушка. При проведении пестиком по стенке чаши раздается тихий, мелодичный но сложнописуемый звук, который не исчезает и при прекращении движения пестиком. Это акустический эффект, связанный с резонансом.

8) Одежда. А именно халаты, шапки, и, самое главное, тапочки. Тапочки монгольского типа из катаного войлока - это просто отличный подарок!

Помимо большого количества сувенирных лавок при входе еще есть турцентр, оснащенные двумя женщинами - помоложе и постарше. Как я понял, их работа заключается в разъяснении вопросов, задаваемых посетителями. Они же организуют и экскурсии по территории дацана.

Экскурсии проводят не классические экскурсоводы, а послушники-хувараки. Очень прикольно ходить за молодым человеком в шафранном одеянии и слушать его пояснения. Я так и поступил (250 рублей это не слишком большая сумма). Тем более, что меня интересовали в основном бытовые моменты жизни общины.

Отвлечемся на 1 минутку и посмотрим вокруг.



Степь и простор.

Итак, заходим внутрь.



Что же поражает в первую очередь? То, что внутри дацан напоминает деревню. Стоят обыкновенные деревянные избушки в которых и живут ламы (правда при домах нет огорода). Но большая часть все равно напоминает сельскую улицу.

По традиции территория обходится слева направо по ходу солнца и, по традиции же, нельзя особенно явно поворачиваться задом к храмам и к алтарю (внутри храма).



На всех деревьях видны повязанные ленты. В самом дацане это не так бросается в глаза. А вот рядом:



Обвязано буквально каждое дерево от корней до верхушки. Целый лес в ленточках. Мне сначала это все почему-то напомнило кладбище.



Не знаю виден ли на фото эффект - стоит очень низкая радуга. Мелкие капли дождя буквально несет с гор.



Мой провожатый беседует с знакомым студентом. Там учиться еще около 200 человек. Забавно видеть людей в шафранных одеяниях с телогрейками поверх церемониальной одежды. Ламы (лица более высокого звания) стараются ответственнее подходить к своей внешности. Еще одной характерной особенностью учащегося является сумка, которая похожа на матерчатую торбу.



Молитвенные барабаны и послушники с сумами. Учиться идут :).



И здесь много различных молитвенных барабанов. Обратите внимание - надписи выполнены на разных языках. Крайние надписи - это вроде как тибетский (уже неиспользуемый нигде кроме молитв), а в центре старомонгольский (тоже мертвый язык).



А вот более стандартные. Обратите внимание, рядом ящик для сбора пожертвований. Вообще русская православная народная культура и русская буддистская народная культура очень тесно переплетены. Для меня почти все ритуалы и обычаи были знакомы, поскольку имели аналоги в православии.



Ступы (субурганы). Здесь они размещены не в ряд, как в Агинском дацане, а в форме четырехугольника.

На заднем плане видно учебное заведение «Тандан Даши Чойнхорлинг» (университет между прочим, один из двух буддистских с государственной лицензией). Оно еще строится.



Вот оно целиком, но на заднем плане.



Другой вид на скопление субурганов. Все это имеет символику и смысл, который от нас скрыт. Но он есть!



При Пандидо-хамбо-Ламе есть, как видно, представительства различных российских регионов. Буддизм исповедуют три народа РФ - буряты, калмыки, тувинцы. Иногда к ним присоединяют алтайцев, но там все весьма неоднозначно (у ни распостранен и бурханизм, и шаманизм).



Восточные ворота. А мы теперь перейдем непосредственно к культовым постройкам на территории дацана.



Местный вариант мини-оранжереи для святого дерева Бодхи (Баньяна).



Монах у барабанов-хурдэ. Помимо учебы монахи-послушники несут основную часть религиозных отправлений при храмах. Зайдя в дуган можно видеть молодых людей монотоно читающих некие тексты или совершающих иные процедуры.



Чойра-Дуган - храм буддистской философии.



Сбоку крайне похож на обыкновенную избу с застекленной терраской.



Сахюсан-Дуган. Сахюсаны - это защитники учения, божества. В этом здании их и почитают.



Дэважин Сумэ - место, где находится модель Сукхавати (то есть Рая Будды безграничного света или Амитабы). Но основное предназначение здания ныне это хранение книг (библиотека). Здесь храниться Ганжур (наставления Будды Шакьямуни) и Данжур (Пояснения к нему). 108+224 тома.

Эти книги вообще не слишком похожи на наши книги. Более всего они похожи на перфокарты, сложенные стопочкой и перемотанные тканью. Каждая карточка является страницей с текстом, которая перекладывается по мере прочтения.



Маанин Дуган - храм милосердия и сострадания, посвященный Будде Авалокитешваре.

Вот этот выходящий дядька достаточно мрачно на меня посмотрел, но ничего не сказал. К снимающим там привыкли и относятся снисходительно.



Жууд Дуган - храм, где проводятся практики Тантры и другие сложные и скрытые ритуальные обряды. Как объяснил мне провожатый - «Тантра - это быстрый и опасный путь к знаниям. Можно многого достичь, но еще легче все потерять».



А вот это здание (оно строится, либо перестраивается) - то ли Майдари Сумэ (Храм в честь Будды-который-придет), то ли Дара Эхын Дуган (в честь одного из божеств - «Зеленой Тары» и ее двадцати одному воплощению).



Цогчен Дуган - кафедральный главный храм. Парадный вид.

Почему то стены у этих зданий принято красить (!) под крупный кирпич. Именно красить.



Вот простая видовая фотография территории.

Немного о внутреннем убранстве храмов.

Все очень похоже на православные обители - приделы, большой внутренний зал в котором вместо иконостаса обыкновенно находится золоченая статую Будды (или того божества кому посвящен храм). Святые изображения тоже обязательно присутствуют на стенах. Возле алтаря (или как это называется?) находятся тарелки с едой, конфетками. Люди приносят освящать хлеб, прочую еду и почему-то очень много водки. Водка имеет какое-то особое значение в буддизме, связанное с предсказанием будущего.

Обязательно и изображение Далай-Ламы, сегодняшнего воплощение Будды. Странновато смотреть на очень большие почести, воздаваемые живому и здоровому человеку.

В чайнике возле колонн есть и Аршан (вода с шафраном). Понятие «святой воды» стало быть тоже есть.

По краям стоят скамьи без спинок, а в центре, на свободном пространстве, обязательно есть топчаны для простираний, иначе говоря для максимально глубоких поклонов.

Это самые яркие впечатления о внутренних распорядках.



Дворец Ламы Даши Доржо Этигэлова - человека ушедшего в нирвану в 30-е годы прошлого века, чье нетленное тело очень почитается буддистами Бурятии. В нашем понятии это мощи.

Восемь раз в год (в дни хуралов-молебнов) его тело доступно для почитания всеми верующими. Вроде как его даже выносят на улицу.



Вид сзади.



Элементы оформления крыльца.



Коньки крыши.



Еще раз - парадный вид.



Еще один вид барабанов-хурдэ.



Недалеко от самого дацана, в степи есть святой источник.





Виды оттуда потрясающие.



Бросим последний взгляд на дацан и отправимся в Улан-Удэ на вокзал. Поезд №269 Благовещенск - Адлер как раз мне подходил. Отправляясь из У-У. 20.43 мск. (01.43 местного) он прибывал в Слюдянку в 02.04 мск (т.е. 07.04 местного). Как раз будет светать и я увижу восход на Байкале.

На вокзале, на втором этаже, на балконе есть небольшое кафе. Так вот у одной из работающих там девушек совершенно потрясающая грудь. Это и было последним ярким впечатлением от столицы Бурятии.



Ну а мы попрощаемся с чугунными медведями (справа на снимке) и будем ждать завтрашнего утра. Завтра - Байкал.

Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть I. Перелет Москва - Благовещенск.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть II. Благовещенск. История.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть III. Благовещенск. Граница.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть IV. Благовещенск. Прочее.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть V. Биробиджан.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть VI. Хабаровск.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть VII. Дорога Хабаровск-Чита.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть VIII. Чита. Смотровые площадки.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть IX. Чита. Архитектура.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть X. Чита. Дацан.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть XI. Чита. Церковь Декабристов.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть XII. Агинское.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть XIII. Агинский дацан.
Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть XIV. Улан-Удэ.

Путешествие по Приамурью и Забайкалью

Previous post Next post
Up