Радость, веселье, развлечение, наслаждение, музыка, удобство... Раку

Mar 14, 2012 15:56

Раку Китидзаэмон XV, сегодняшний глава мастерской Раку в Киото, родился в 1949 году.

Он унаследовал положение главы мастерской от своего отца, будучи его старшим сыном. На протяжении последних четырёх поколений наследование происходит от отца - к старшему сыну, хотя исторически соблюдение этого порядка было совершенно необязательным. Часто наследником становился представитель боковой ветви семьи, или муж дочери мастера, или усыновлённый ребёнок.
Китидзаэмон XV получил художественное образование на факультете скульптуры Токийского Университета изящных искусств, закончил его в 1973 году. После окончания университета он уехал продолжать образование в Италию. Но в 1980 году Китидзаэмон XIV умер, и его сыну пришлось вернуться из Италии в Японию, где в 1981 году он принял имя Китидзаэмон XV и управление семейной мастерской.
В 2007 он стал архитектором нового Музея Раку в Киото и чайного домика (павильона дома Раку) и Художественного музея Сагава в префектуре Сига.

Знаете, я даже совершенно не удивилась, узнав о том, что и в Токийском Университете, и в Италии он занимался скульптурой. Дарю тему диссера: «Влияние мастеров европейской скульптуры на японских керамистов XX-XXI веков». И формы, и фактуры его работ очень «скульптурны», и это прекрасно легло на традицию Раку, которая всегда лепилась только от руки, без гончарного круга.
Другим нововведением мастера был высокотемпературный обжиг якинуки ("предельный обжиг").



Раку Китидзаэмон XV, Сосуд для воды мидзусаси, обжиг якинуки, 1990



Раку Китидзаэмон XV, Чайница-тяирэ, обжиг якинуки, 1990



Раку Китидзаэмон XV, Чайница-тяирэ, обжиг якинуки, 1990. Деталь.



Раку Китидзаэмон XV, Чайница-тяирэ обжиг якинуки, 1992



Раку Китидзаэмон XV, Чаша Сайдо-фуки (Человек в образе демона), 1990



Раку Китидзаэмон XV, Чаша Сэкикан, 1989



Раку Китидзаэмон XV, Чаша Сэкикан, 1989



Раку Китидзаэмон XV, Чаша Хитан (Струя горного потока), 1989



Раку Китидзаэмон XV, Чаша Хитан (Струя горного потока), 1989

Глазури наносятся кистью по традиционной технологии, зелёная глазурь имеет в основе древесный пепел, а чёрная делается из камня Камогава.
Красные всполохи и полосы образуются при восстановительном обжиге медной глазури при наличии древесного пепла.
Обращу внимание, что наличие пепла в обжиговой камере не предполагает ни оборачивание вещи соломой, ни предварительное опускание в опилки, ни остужение в опилках или соломе. Это естественное явление (как в керамике Сигараки), которое можно только несколько активизировать, подавая воздух в поддувало печи, чтобы поднять пепел с пола обжиговой камеры и мягко и достаточно равномерно осадить его на поверхность предметов, обжигающихся без капсулей.
Техника обжига «якинуки» заключается (как это можно понять из редких публикаций) резким повышением температуры в печи для обжига изделий типа куро-раку и резким же охлаждением. Как только глазурь начинает созревать и плавиться, изделия вынимают из печи при помощи длинных щипцов, и остужают. Температура 1200° и выше достигается при помощи ручных мехов.
Такой обжиг традиционно производится после обжига обычных чёрных раку, происходящего каждый апрель и ноябрь.

Поскольку семья Раку здравствует в Киото и проводит разнообразные исследования истории керамики своего семейства, то все ссылки будут непосредственно на их исследования:
1. 樂吉左衞門. 長次郎400年忌記念 = Раку Китидзаэмон. Тёдзиро: ёнхякунэн кикинэн (Тёдзиро: к 400-летию смерти мастера), Музей Раку, Киото, 1988
2. 樂吉左衞門. 楽焼の技法と美学を詳細に解説 = Раку Китидзаэмон. Ракуяки-но гихо: то бигаку-о сё:сай-ни кайсэцу (Искусство керамики Раку и пояснения к её эстетическим особенностям) Музей Раку, Киото, 2001
3. 樂吉左衞門. 樂歴代を各代ごとに解説 = Раку Китидзаэмон. Раку рэкидай-о мэйдай гото-ни кайсэцу. (Раку Китидзаэмон. Обозрение поколений династии Раку). Музей Раку, Киото, 1999
4. 楽茶碗の四00年―伝統と創造 =Раку тяван-но ёнхякунэн - дэнто то со:дзо: (400 лет чайных чаш Раку - традиция и творчество), Музей Раку, Киото, 1998

японская керамика

Previous post Next post
Up