*обжига обычных чёрных раку, происходящего каждый апрель и ноябрь* - т.е. 2 раза в год?! интересно. никогда не задумывался, что это редкая операция. почему-то казалось, что сделал и сунул [между муфельной печью и японцами, оказывается, логическая пропасть]
Обжиг на дровах - это очень дорого, поэтому часто не получается :) Есть же ещё любители обжигать на каком-нибудь особом дереве (знаю мастерскую, которая обжигает в печке только на груше). Обычно копят-сушат вещи, рассчитывают - что можно подержать подольше, а что - сформовать поближе к обжигу, а потом чохом всё и обжигают. Многие печи до сих пор не индивидуальные, а кооперативные - на несколько семей. Вообще-то у Раку печи совсем небольшие, массового производства у них нет и никогда не было. К моему огромному сожалению, в мастерской у них я не побывала, а то бы посмотрела - большие ли печки, да сколько.
каждый думает о своем. просто у меня под рукой яма для обжига 4 в.н.э. она мне совсем не родная, меня интересует то, что вокруг. я, в общем, знаю, что яма одноразовая. но мне в голову не приходило, что у "одноразовости" есть временнАя протяженность. т.е считал как разумеющееся, что разбил горшок, тут же сделал и обжег. у тут, глядя на ваших японцев, появилась мысль, что они мои ребята тоже не постоянно делали, а накопив интересов: разбили пару сервизов, наделали массово и опять 3-5 лет не делают. надо будет еще почесать в тыковке
В 70-м в Шахризябсе был в мастерской, мастер был замечательный, у него было две печи, цикл каждой получался около месяца, делал за раз только одну форму - ляган, коса, тарелка, когда я там был - были тарелки, штук 500
> прекрасно легло на традицию Раку, которая всегда лепилась только от руки, без гончарного круга
А я вот даже задумался: предусмотрена ли в принципе возможность изготовливать вещи в стиле "для собственного удовольствия" в формах "нерукотворной симметрии"?
Я попробую пояснить свою мысль. У нас тут любопытный с точки зрения дальневосточной философской эстетики случай получается: эстетика раку началась "ради собственного удовольствия", т.е. просто вещицы, которые делались на досуге ради получения эстетического наслаждения. А сейчас это уже стиль, т.е. этакий динамический канон, в котором неизбежны какие-то жесткие моменты. При соблюдений условий в этих моментах мы получаем вещь в стиле, при нарушении какого-либо из них - "нарушение правил игры", которое может быть либо ересью, либо предпосылкой для появления нового стиля. Вот я и задумался, будет ли все то же самое, но при участии гончарного круга стилем Раку, или же это будет уже недопустимым отклонением? Вопрос меня занял своеобразный, конечно, но у меня мое 楽 отчасти в подобных размышлениях и заключается :)
Я только вчера вечером с коллегой обсуждала этот вопрос :) Я думаю, что всё же они сейчас свинцовые глазури не используют, другие флюсы применяют (и, кстати, сразу видно - как изменилась фактура!). Сколько любителей чайной церемонии поумирало от свинцового отравления - история умалчивает. А мастера Раку, как ни странно, отличались завидным японским долголетием :)
Ау, химики!!! Вот "Хорсс" пишет: "Свинец и кадмий относятся к классу материалов, опасных для здоровья человека. Подчеркнем, что основная опасность существует на стадии работы с порошками и водными суспензиями (т.е. ДО обжига). В это время пыль может попадать в организм с воздухом, водой и пищей. Требуется неукоснительное соблюдение всех правил техники безопасности.
Во время обжига, если он проводится при температуре ниже 1150-1200°С, свинец не выделяется из глазурей ни в каком виде, если не считать возможного пыления покрытий на ранних стадиях. Однако при высоких температурах начинается интенсивное испарение свинца. Пары осаждаются прежде всего внутри печи, на поверхности кирпича и прочего огнеупора, так что через некоторое время поверхность заметно остекловывается, а на своде могут образоваться "сосульки". Есть очень небольшой шанс, что пары свинца проникнут в помещение. Пожалуйста, обеспечьте вентиляцию печи в этих экстремальных для майолик условиях."
Спасибо Вам! Вы знаете, меня именно этот феномен и интересует: Вы пишете "необычно для Раку". Но это и есть Раку! Возникает такой пируэт: "необычно для того раку, которое мы считаем настоящим раку и любим как раку". Это, конечно, не Вам укор, просто мы с трудом смиряемся с тем, что живые традиции могут (и даже где-то должны :) меняться.
да, Вы правы, правильнее было бы сказать- непривычно для наших представлений о Раку:). у меня просто все соотнесено с хайку,а там ваби-саби никто не отмечал, печальное очарование и т.д.. те же принципы и в чашках тяван - насколько я знаю,опять же. если посмотреть подольше, то интригует даже не яркость цвета,а контрастность-наверное,этого я не ожидала. а что касается цвета - это скорее не редкость,тем более в современных чашках.
Comments 42
Reply
Есть же ещё любители обжигать на каком-нибудь особом дереве (знаю мастерскую, которая обжигает в печке только на груше). Обычно копят-сушат вещи, рассчитывают - что можно подержать подольше, а что - сформовать поближе к обжигу, а потом чохом всё и обжигают.
Многие печи до сих пор не индивидуальные, а кооперативные - на несколько семей.
Вообще-то у Раку печи совсем небольшие, массового производства у них нет и никогда не было. К моему огромному сожалению, в мастерской у них я не побывала, а то бы посмотрела - большие ли печки, да сколько.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А я вот даже задумался: предусмотрена ли в принципе возможность изготовливать вещи в стиле "для собственного удовольствия" в формах "нерукотворной симметрии"?
Reply
Reply
Reply
Вопрос меня занял своеобразный, конечно, но у меня мое 楽 отчасти в подобных размышлениях и заключается :)
Reply
Я понимаю, что это не для употребления, но для здоровья глазури безопасные?
Reply
Я думаю, что всё же они сейчас свинцовые глазури не используют, другие флюсы применяют (и, кстати, сразу видно - как изменилась фактура!).
Сколько любителей чайной церемонии поумирало от свинцового отравления - история умалчивает. А мастера Раку, как ни странно, отличались завидным японским долголетием :)
Reply
Reply
Вот "Хорсс" пишет:
"Свинец и кадмий относятся к классу материалов, опасных для здоровья человека. Подчеркнем, что основная опасность существует на стадии работы с порошками и водными суспензиями (т.е. ДО обжига). В это время пыль может попадать в организм с воздухом, водой и пищей. Требуется неукоснительное соблюдение всех правил техники безопасности.
Во время обжига, если он проводится при температуре ниже 1150-1200°С, свинец не выделяется из глазурей ни в каком виде, если не считать возможного пыления покрытий на ранних стадиях. Однако при высоких температурах начинается интенсивное испарение свинца. Пары осаждаются прежде всего внутри печи, на поверхности кирпича и прочего огнеупора, так что через некоторое время поверхность заметно остекловывается, а на своде могут образоваться "сосульки". Есть очень небольшой шанс, что пары свинца проникнут в помещение. Пожалуйста, обеспечьте вентиляцию печи в этих экстремальных для майолик условиях."
Reply
Reply
Вы знаете, меня именно этот феномен и интересует: Вы пишете "необычно для Раку". Но это и есть Раку!
Возникает такой пируэт: "необычно для того раку, которое мы считаем настоящим раку и любим как раку". Это, конечно, не Вам укор, просто мы с трудом смиряемся с тем, что живые традиции могут (и даже где-то должны :) меняться.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment