Радость, веселье, развлечение, наслаждение, музыка, удобство... Раку

Mar 14, 2012 15:56

Раку Китидзаэмон XV, сегодняшний глава мастерской Раку в Киото, родился в 1949 году.
Ныне здравствующий Раку )

японская керамика

Leave a comment

Comments 42

khaa_alec March 14 2012, 12:13:21 UTC
*обжига обычных чёрных раку, происходящего каждый апрель и ноябрь* - т.е. 2 раза в год?! интересно. никогда не задумывался, что это редкая операция. почему-то казалось, что сделал и сунул [между муфельной печью и японцами, оказывается, логическая пропасть]

Reply

yamauba March 14 2012, 12:24:43 UTC
Обжиг на дровах - это очень дорого, поэтому часто не получается :)
Есть же ещё любители обжигать на каком-нибудь особом дереве (знаю мастерскую, которая обжигает в печке только на груше). Обычно копят-сушат вещи, рассчитывают - что можно подержать подольше, а что - сформовать поближе к обжигу, а потом чохом всё и обжигают.
Многие печи до сих пор не индивидуальные, а кооперативные - на несколько семей.
Вообще-то у Раку печи совсем небольшие, массового производства у них нет и никогда не было. К моему огромному сожалению, в мастерской у них я не побывала, а то бы посмотрела - большие ли печки, да сколько.

Reply

khaa_alec March 14 2012, 17:15:38 UTC
каждый думает о своем. просто у меня под рукой яма для обжига 4 в.н.э. она мне совсем не родная, меня интересует то, что вокруг. я, в общем, знаю, что яма одноразовая. но мне в голову не приходило, что у "одноразовости" есть временнАя протяженность. т.е считал как разумеющееся, что разбил горшок, тут же сделал и обжег. у тут, глядя на ваших японцев, появилась мысль, что они мои ребята тоже не постоянно делали, а накопив интересов: разбили пару сервизов, наделали массово и опять 3-5 лет не делают. надо будет еще почесать в тыковке

Reply

mininand May 27 2012, 09:38:50 UTC
В 70-м в Шахризябсе был в мастерской, мастер был замечательный, у него было две печи, цикл каждой получался около месяца, делал за раз только одну форму - ляган, коса, тарелка, когда я там был - были тарелки, штук 500

Reply


don_alesandro March 14 2012, 12:37:18 UTC
Они чудесны!

Reply

yamauba March 14 2012, 12:52:02 UTC
Да, прекрасные вещи.

Reply


rommedahl March 14 2012, 12:47:18 UTC
> прекрасно легло на традицию Раку, которая всегда лепилась только от руки, без гончарного круга

А я вот даже задумался: предусмотрена ли в принципе возможность изготовливать вещи в стиле "для собственного удовольствия" в формах "нерукотворной симметрии"?

Reply

yamauba March 14 2012, 12:51:08 UTC
Это у кого какое удовольствие :)

Reply

yamauba March 14 2012, 12:53:53 UTC
а работа на гончарном круге - это огромное удовольствие. Симметрично, но рукотворно!

Reply

rommedahl March 14 2012, 13:18:38 UTC
Я попробую пояснить свою мысль. У нас тут любопытный с точки зрения дальневосточной философской эстетики случай получается: эстетика раку началась "ради собственного удовольствия", т.е. просто вещицы, которые делались на досуге ради получения эстетического наслаждения. А сейчас это уже стиль, т.е. этакий динамический канон, в котором неизбежны какие-то жесткие моменты. При соблюдений условий в этих моментах мы получаем вещь в стиле, при нарушении какого-либо из них - "нарушение правил игры", которое может быть либо ересью, либо предпосылкой для появления нового стиля. Вот я и задумался, будет ли все то же самое, но при участии гончарного круга стилем Раку, или же это будет уже недопустимым отклонением?
Вопрос меня занял своеобразный, конечно, но у меня мое 楽 отчасти в подобных размышлениях и заключается :)

Reply


vit_r March 14 2012, 14:11:51 UTC
Сказочно просто.

Я понимаю, что это не для употребления, но для здоровья глазури безопасные?

Reply

yamauba March 14 2012, 14:17:17 UTC
Я только вчера вечером с коллегой обсуждала этот вопрос :)
Я думаю, что всё же они сейчас свинцовые глазури не используют, другие флюсы применяют (и, кстати, сразу видно - как изменилась фактура!).
Сколько любителей чайной церемонии поумирало от свинцового отравления - история умалчивает. А мастера Раку, как ни странно, отличались завидным японским долголетием :)

Reply

vit_r March 14 2012, 14:19:27 UTC
Надо бы у химиков спросить, вымывается ли свинец из глазури. Это всё-таки не цельнометаллическая чашка.

Reply

yamauba March 14 2012, 14:23:42 UTC
Ау, химики!!!
Вот "Хорсс" пишет:
"Свинец и кадмий относятся к классу материалов, опасных для здоровья человека. Подчеркнем, что основная опасность существует на стадии работы с порошками и водными суспензиями (т.е. ДО обжига). В это время пыль может попадать в организм с воздухом, водой и пищей. Требуется неукоснительное соблюдение всех правил техники безопасности.

Во время обжига, если он проводится при температуре ниже 1150-1200°С, свинец не выделяется из глазурей ни в каком виде, если не считать возможного пыления покрытий на ранних стадиях. Однако при высоких температурах начинается интенсивное испарение свинца. Пары осаждаются прежде всего внутри печи, на поверхности кирпича и прочего огнеупора, так что через некоторое время поверхность заметно остекловывается, а на своде могут образоваться "сосульки". Есть очень небольшой шанс, что пары свинца проникнут в помещение. Пожалуйста, обеспечьте вентиляцию печи в этих экстремальных для майолик условиях."

Reply


leni2263 March 14 2012, 14:16:42 UTC
спасибо большое за рассказ и фотографии! колоритные работы, много цвета - по ощущению,достаточно необычно для Раку. и красиво, конечно:)

Reply

yamauba March 14 2012, 14:20:36 UTC
Спасибо Вам!
Вы знаете, меня именно этот феномен и интересует: Вы пишете "необычно для Раку". Но это и есть Раку!
Возникает такой пируэт: "необычно для того раку, которое мы считаем настоящим раку и любим как раку". Это, конечно, не Вам укор, просто мы с трудом смиряемся с тем, что живые традиции могут (и даже где-то должны :) меняться.

Reply

leni2263 March 14 2012, 14:39:07 UTC
да, Вы правы, правильнее было бы сказать- непривычно для наших представлений о Раку:). у меня просто все соотнесено с хайку,а там ваби-саби никто не отмечал, печальное очарование и т.д.. те же принципы и в чашках тяван - насколько я знаю,опять же. если посмотреть подольше, то интригует даже не яркость цвета,а контрастность-наверное,этого я не ожидала. а что касается цвета - это скорее не редкость,тем более в современных чашках.

Reply

yamauba March 14 2012, 14:25:26 UTC
Да, а цвет бывал в раку и раньше, просто эти вещи менее известны.

Reply


Leave a comment

Up