Жанр: сёнен, комедия, экшен, фэнтези, виртуальный мир Выходил: октябрь 2013 - март 2014, октябрь 2014 - март 2015 Английское название: «Log Horizon [2]» Русское название: “Лог горизонт” / «Записи горизонта» 25+25 эпизодов Оценка: 8 из 10
Постмодернизм и капитализм. Теперь - с банановым вкусом!
Мечтали вы когда-нибудь открыть глаза в волшебном мире? Не просто волшебном, а мире многопользовательской игры, в которую рубились несколько лет? Со всеми своими игровыми достижениями. Но если это уже реальность, данная нам в ощущениях - значит что-то уже изменилось. Как же к этому отнестись, может быть заплакать? Ибо... добро пожаловать в реальный мир! Ещё один сериал, который лежал у меня в списке на просмотр буквально с выхода, но ждал настроения. Причём за это время про него наговорили всего и всякого столько, что я уже даже забыла кто, и что. Как выяснилось - совершенно не удивительно. Сериал настолько нашпигован всем и вся, что можно сказать вообще любое и не ошибиться. Да, и, пожалуйста, не надо мне говорить, мол SAO лучше. Мне глубоко по барабану, лучше он или хуже. Сейчас я хотела этот и посмотрела этот. SAO не хотела и не смотрела. Когда-нибудь и его захочу. Но не сейчас. Итак, попробую разобраться.
Как раз с технической стороной всё довольно просто. Рисовка вполне приятная. Соответствующе моменту пафосная - мы же в мире MMORPG, доспехи с размахом плеч в два метра и шипами ещё в два - это норма. Симпатичные лица (сколько уж видно) тоже. Красивые и стильные иконки, и всё такое. Замки и подземелья в количестве. Великолепно подобрано под смысл. Чуть простовато - так мы же в игру попали. Даже волосы Акацуки плоскими прядями шириной в ладонь, как это рисовали в анимэ для мальчиков десять лет назад (от момента выхода этого сериала, а не написания обзора) - выглядит совершенно уместно. И с чибиками можно примириться. Это всё мелочи, плюс-минус укладывающиеся в концепцию. Точнее - наоборот: даже то, что выглядит недоработкой - очень классно ложится в концепцию. Вот здесь я просто не могу удержаться от шуточки, известной среди компьютерного люда. Впрочем, компьютерная же игра? Так вот: «Это не баг, это фича!» Тем не менее есть и «но»... Именно техническое. Второй сезон, хотя разрыв между ними минимален, а по сути истории - вообще нулевой, нарисован явно в другом... финансировании. Или художников (компьютер - тоже художник в данном случае) сменили не по принципу денег, но сменили явно в худшую сторону. Хорошо, хорошо. Пусть не в худшую, может кому-то это и наоборот больше нравится. Мне - нет. И главное: это явно перемена лошадей на переправе. Что печально. Ну и чибики. Впрочем, так, на нижней границе, но всё же допустимого. Зато дизайны монстров, мечей-доспехов, всякого такого антуража - просто шикарные, воображению художников можно только аплодировать!
Аудиально - всё не совсем понятно. То бишь музыка - есть. Более того, опенинг мне даже весьма понравился, даже не смотря на то, что в принципе такую музыку я не очень люблю. Оба эндинга - просто хорошие. Внутри - тоже есть музыка, но какая-то однообразная. С другой стороны - это ведь вроде бы компьютерная игра изначально! А в ней и положено иметь способную к закольцовке и не отвлекающую (и через это - легко могущую начать восприниматься как «заунывную») музыку. Более того, надо отдать авторам должное: вокруг этого есть очень трогательный сюжет во втором сезоне. Сейю… тоже странно. На сколько-нибудь первых-вторых ролях никого из запомнившихся мне нету. Хотя и надо признать: хорошие, крепкие товарищи. Зато в третьестепенных засветилась Инное Марина, а в эпизодической (и опять же очень трогательной) всего несколько фраз, но всё же произнесла Ното Мамико-сама. И я вам ручаюсь: это она в чистом виде, я на первой же фразе поставила на паузу и полезла на AniDB проверить: не Ното ли это Мамико? Как есть!
Естественно, как и положено сёнену, да ещё с могучим элементом MMORPG со сражениями с монстрами и друг-другом - орут много. Но даже не заглядывая в описание сериала, просто видя в субтитрах надписанное хироганой произношение над кандзи - сразу всё понятно. А кто предупреждён - тот вооружён. И ор как-то воспринимается… Органично.
Перейдём к нареканиям. Их, честно говоря, масса и я просто даже не знаю, насколько длинным выйдет этот список. И первое, конечно, это то, что финал открыт до безобразия. Дикое количество сюжетных линий не завершено, а одна глобальная наоборот - заявлена прямо в последних минутах. Честно говоря, это раздражает меня преизрядно. Но с другой стороны - это опять же можно рассматривать как более-менее удачную попытку отсылки к MMORPG: естественно, она разорится если не будет постоянно вводить новые квесты. Естественно же, как, например, и со мной произошло в случае с SWTOR: я прошла классовые квесты, прошла фракционные… и забросила игру. Рубиться с другими игроками мне не интересно. (Да, говорят, таки ввели новые, но я не созрела ещё вернуться). Здесь же даже попытались связать это и с реальной жизнью. Строго говоря, ведь реальность тоже ставит нам разные проблемы и не всегда последовательно, то есть одну только после того, как решишь другую. Но всё-таки хотелось бы более закрытого финала. Даже зная, что это новелла, зная, что там ещё много. Но есть такое искусство - закрывать финал, оставляя возможность продолжения, но не раздражая. В этой экранизации - не справились.
Второе, это то, что в сериал постарались «впихнуть невпихуемое». Причём я имею в виду не широту охвата тем, а именно что все эти темы в это экранное время впихнуть невозможно. То есть за это время нормально можно, допустим, рассказать о том, как они сходили в рейд и как передружились/сработались герои. Но геополитику с экономикой уже не втиснешь, разве что просто упомянуть в качестве ремарки: «тем временем эти решили напасть на тех». Ну, или наоборот, выкинуть рейд, оставив «в процессе рейда были вот такие разговоры», а сам рейд с красивым дратсингом - вылетает. При любом наборе получились бы совершенно разные, но более цельные и внятные сериалы. А тут - впихивание невпихуемого. Время - это не «магическая сумка приключенца».
Кстати, о приключенцах. Нарекание к русскому переводу: как этих бедных adventurers, то есть конкретно аватаров игроков (в которых игроки и переселились) не называли, «авантюристами», ещё как-то… Но в русской традиции ещё с AD&D есть прекрасное, хотя и слэнговое, но точное словечко «приключенец». Которое не только хорошо описывает это дело, но и относится именно к слэнгу тех, про кого сериал и снят!
Следующее. В некоторых случаях авторы просто забыли то, что декларировали несколько серий назад. Приведу один пример: в некоторый момент выясняется, что некто собирает… как их… эмпатионы, причём для этого им нужно приключенцев убить. С другой стороны, есть аксиома, что приключенцы теряют часть воспоминаний, умирая и возрождаясь. Но нет, через несколько серий оказывается, что эмпатионы - это мана. Что за чушь, mana drain - в играх настолько затасканное заклинание (класс заклинаний), что не могли авторы прошляпить такую нестыковку: для добычи эмпатионов смерть приключенца не нужна! Ну и просто, теория получается куда более унылая.
Или вот другое: гендер-блендер. Дано: в MMORPG не так уж редко люди играют за персонажа противоположного пола. Чуть ли не в первой серии Акацуки выпрашивает у Широэ редкое зелье, потому что ей, попав в мужское тело её персонажа в нём неудобно, и приводит свои ТТХ поближе к реальным, в том числе становится девушкой. Затем - где-то в середине Родерик докладывает, что игра накладывает отпечаток. И у игроков, которые играли другим полом меняется всё, голоса и так далее, вообще личность подгоняется под тело. Пока всё вроде бы нормально? И вдруг целый пласт сюжета, где все переживают, мол некая персонажка в реальном мире - мальчик. Да какая разница-то? В этом мире - она девочка и ежели клеится к мужикам, то никакой проблемы тут нету. Она и сексом традиционным с мужчиной будет заниматься. Ну, или наоброт, но единственный показанный нам персонаж-мужчина, ведомый девушкой таковым оставаться не захотел. А если бы захотела, в чём проблемы, ась?
Затем, что меня немало огорчило: куча именно что недомыслий. То есть уже не прямых противоречий, а объяснений чего-то одним фактором, который имеет место быть, но очень вторичен, а первичен-то другой. Здесь мой любимый пример: когда наши герои построили в Акихабаре капитализм - обнаружилось, что много людей как-то очень уныло себя чувствуют и не радуются жизни, а вообще из неё выпали. И выясняется, что это приключенцы, тоскующие по дому. То есть по «реальному миру». Так, а что делать с людьми, которые в игре NPC, но здесь вполне реальные люди? Они ведь тоже как-то тоскуют? Не, про них мы забудем. Хотя ответ именно в том, что они построили капитализм. А капитализм, особенно когда только-только строится - очень даже генерирует лишних людей, тех, кто не вписался в новые отношения. И нихонцам, с их эпохой Мэйдзи сие должно быть известно ничуть не хуже, чем рождённым в СССР с их «лихими девяностыми». Ребята, ну не там ключевая проблема, не в ностальгии! Да, я понимаю, это сёнен. Но всё же!
Естественно, рояли в кустах. Как же они утомляют, особенно в детских сериалах! Постоянно, как только кто-то должен сказать важное слово - набегает другой персонаж со своими проблемами и слово не сказано. Честно скажу - половина из них воспринимаются более-менее органично. Но некоторые - вот просто не рояль, а целый симфонический оркестр в пучке травы. Я бы привела в пример, как в последней серии Реган в самый ответственный момент рвёт проводок, разрывая очень важный разговор. Но, скажем так - это как раз рояль, который из кажущегося симфоническим оркестром можно перевести в разряд органичных: Реган - мужик очень загадочный и себе на уме, возможно он оборвал связь умышленно, не желая, чтобы нужное слово было услышано. Но всё равно - это рояль. А таких, где вот так «натянуть органичность» просто никак не получается - там много.
Да, и ещё довольно дурацкая манера: очень часто серии называются о том, что произойдёт в последние секунды и на самом деле будет центральной историей в следующей. Какой-то анонс через серию, получается.
Ещё один экономический вопрос меня сильно волнует - это середина второго сезона, эпизод с золотом Куниэ. Я не поняла, почему при продаже недвижимости золото вышло из оборота, и как сохраняя продажу недвижимости (по крайней мере до момента достижения поставленной задачи) оно будет возвращаться в оборот? Хорошо, положим, мы покупаем недвижку, рвём контракт и этот объект снова становится принципиально непокупаемым. Но почему при покупке деньги выходят из оборота?! Впрочем, тут я спрашиваю тех, кто смотрел или читал, потому что здесь надо объяснять слишком много спойлеров.
В общем и целом - количество нестыковок, а то и прямых противоречий очень печалит. Но всё же я поставила этому сериалу восьмёрку. За что же?
Первый мой восторг (который не вычисляется из того, что я наговорила выше) - это ужасно трогательный сериал, как ни парадоксально. Известное же дело, ежели яка нашла повод прослезиться - она сразу повышает сериалу оценку. Здесь я находила себе поводы отправить глаза на мокрое место чуть ли не раз в эпизод. А то и несколько. Причём по самым разным причинам. И как я плакала вместе с Исузу, когда выяснилось, что она не просто смущается, если её называют талантом и профессионалом, а что тут гораздо более серьёзные причины, что она немножко лучше знает всё это дело и переживает именно о том, что не может считать себя талантом если не может написать сколько-нибудь приличной песни! Вообще-то я полагала, что в следующем эпизоде, когда она таки сделала это (вот блин, я пишу эти строки, вспоминаю эпизод - и опять слёзы наворачиваются!) - у неё откроется Традиция. Но нет. Хотя было бы очень логично, всё же - 43!
Кстати, сюжет вообще про 42 и 43 дивно хорош, безотносительно Исузу.
Чаще же я, конечно, плакала, радуясь - какие же они хорошие и какие молодцы! Как в маленьких каких-то поворотах, так и в больших. Но о больших чуть позже.
Есть ещё один глобальный момент, который связан с «какие они хорошие». Этот сериал льстит самолюбию в одном моменте: когда смотришь на его героев - довольно быстро, а то и вообще с первого взгляда ты выстраиваешь к нему отношение. И отношение - «это хороший человек» оправдывается всегда. Более того, отношение «нет, поверьте, я-то вижу - это хороший человек» - тоже оправдывается. Например, я сразу же знала, что Красти - дико классный мужик, хотя поначалу он вроде как себя и не очень-то хорошо вёл, ну так он умный ещё к тому же, продумывал своё отношение. И что Вильям - не может быть плохим тоже знала, так он такое отколол! А вот история с Демикасом - это ещё и следующий поворот. Его я в какую-то категорию «хороших» или «плохих» отнести поначалу не могла. Но он тоже такое отколол! Нет, я даже не про его поведение во время объединённого рейда за золотишком. Я про то, что он - живое доказательство реальности этого «мира игры». Он же реально не просто увидел в Людях Земли (бывш. NPC) именно людей. Он, ёлки-палки, полюбил и женился на Упаши!!! (Которую, кстати, Ното-сама и озвучивает). Вот это парень, вот это молодец, мне нравится такой поворот.
Кстати, не надо списывать это на момент, что, мол, всякие отаку и так влюбляются в персонажей. Это немножко другое. В данном случае здесь именно адекватное признание реальности этого мира и того, что Люди Земли - таки люди, доведённое до точки. Нам здесь жить, а они - ничуть не хуже нас.
Вот мы и перешли к глобально прекрасным моментам, первый из которых из меня выдавил потоки слёз, а другие - просто очень хороши своей задумкой.
Первый - это, конечно, речь Вильяма во время рейда за золотишком. Он там просто потрясающе выступил, это реально одна из лучших сцен обоих сериалов. И личностью он оказался потрясающей, я радовалась и плакала просто всю дорогу. Да, я знаю минимум одного человека, который регулярно ко мне забегает и читает мои опусы, и который выскажется в духе, мол не могли же отакуны, рисуя про отакунов не показать себя с выгодного ракурса. Но это очень поверхностный взгляд. Потрясающе красиво и сильно то, что лежит под этим чисто формальным описанием. Тут прекрасны сразу три линии.
Во-первых, Вильям смог признать, что в «реальном мире» он был довольно ничтожным членом общества. Признавать свою слабость - это вообще очень, как это ни парадоксально, сильный поступок. Об этом в сериале есть несколько сюжетов, но этот - самый мощный.
Во-вторых, очень интересный момент: одна из главных проблем Вильяма (да и многих отакунов) - в их гипер-интровертной асоциальности. Им нет дела до других, вот они и вылетают отовсюду. Становятся лишними людьми. Однако, глядите, в игре он смог захотеть, а захотев - и сделать. Он стал заботиться о других, обращать внимание, учитывать их силы, слабости, их интересы. То есть выработал те навыки, которых ему так категорически не хватало в «реальной жизни».
Откуда следует в-третьих. Вот как важно заниматься тем, что тебе по-настоящему нравится! Любимое нынче слово «мотивация». Парень нашёл дело, ради которого вырабатывает новые навыки, учится тому, чего не умел и даже не стремился уметь. И споткнувшись - не поднимает лапки к верху, а встаёт и идёт. Потому что это то, ради чего он живёт, то, от чего он получает радость выше секса, наркотиков и рок-н-ролла. Натурально, вот что мотивация животворящая с людьми делает! Это очень круто!
Кстати, что следует взять на заметку всем, и HRам, и сотрудникам (да и тем, кто оказался «лишними людьми» в любом из миров): человек должен любить своё дело. И, поверьте, найти любимое дело - вовсе не какой-то абсолютно нереальный вопрос. Можно, реально, достижимо.
Что ещё можно отметить? Лично для меня, как бы это на первый взгляд ни было непохоже на меня, оказались очень приятны боевые эпизоды. Интересны по двум статьям: чисто эстетически, как я уже говорила - нарисовано всё с выдумкой и выдумкой изящной. Но больше - с точки зрения познавательной. Да, я долго играла в казуальные «танчики» (и даже была главой клана), но это именно всё было очень казуально. Я играла (и подумываю вернуться) в MMORPG SWTOR, но там я проходила только сольный сюжет, практически не контактируя с другими игроками. А вот пара моих знакомых играли в более типичные фэнтезийные MMORPG, и от них я слышала все эти интересные термины «рейд», «данж» и прочеее. Иногда даже краем глаза наблюдала, как они это делают. Правда чаще это выглядело как «муж в рейд пошёл, давай переместимся на кухню, посплетничаем о своём, о женском» и всё наблюдение сводилось к тому, что из соседней комнаты доносился крик: «Таш или Яка, принесите кто-нибудь стопочку и запивку!» (Для тех, кто сейчас будет хихикать, мол отакун же, фи! - скажу, что это реальные люди. И просящий стопочку в реальной жизни - вполне успешный бизнесмен средней руки и одновременно неплохой учёный-биолог, работающий и по научной профессии. Всё там нормально с IRL). Так вот - здесь я наконец с интересом посмотрела, как все эти «рейды» происходят, все эти загадочные термины, распределение ролей, тактическое управление в бою… Это оказалось чудовищно интересно и познавательно. Прямо скажем - я до сих пор думаю, что это не для меня. Но я оценила уровень сложности задач, решаемых в процессе всех этих групповых мероприятий. Оказалось неслабо так.
Кстати, по поводу взаимоотношений с «новым миром» - тоже очень интересные вопросы подняты. Я не только про жуть на севере, которую устроили одуревшие приключенцы в самом начале. Я больше про взаимоотношения в том государстве, где Нурёха сотоварищи сидит. В своём роде - история Акихабары наоборот. И очень я бы сказала, присущей вархаммерскому Хаосу концепция «Рыцарей Одиссеи». Весьма мрачно и неортодоксально. А с другой стороны - Канами. Тоже подход. С Канами всё ещё интереснее, поскольку она вообще без проблем принимает реальность нового мира и всего населения, из-за чего в её компании образовываются крайне интересные персонажи. Особенно я хихикала с того, что буквально на днях я хихикала с Енот-саном о том, что в «корабликах» боты играют на уровне среднего игрока… И тут вдруг странно выражающаяся Коппелия в канаминой группе. Чего это она так точно время всегда называет, например?.. Но для Канами - она абсолютно такая же живая и равноправная личность. Это достойно.
Ещё один интересный момент: естественно, в сериале полно всяческих фетишей и филлеров. Но, как ни странно - всё это оказалось крайне уместно. Дело в том, что филеры (всё как положено, и Рождество, и горячие источники, и День Святого Валентина) оказываются очень уместны, поскольку, не забываем: эти ребята строят дом, общество - с нуля. Они, так сказать, колонисты на новой планете. И как у них всё это получается, обычная мирная жизнь - тоже очень важно и чертовски интересно. Ну, и мило. А с фетишами - просто как-то удалось. Ну ничего не могу поделать, если котик-глава «Чаеголиков» реально очень симпатичный не только с виду, но и правда ведёт себя как котик. Пушист, сам по себе, при этом помогает в своём стиле. Ну и вообще: игра же, значит обязаны быть и эльфы, и гномы, и зверолюди! Да, и какое же анимэ без поезда? Тут, надо сказать, прямо «адский паровоз». Забавно.
Юмор, конечно. Куда же без него. И куда же в сёнене без юмора про панцу. Но тут я совершенно спокойна. Потому что стоит Наоцугу сказать: «па…», как его мгновенно настигает проклятие Акацуки. А в онсене парни за девчёнками подглядываеть не пошли. Была мысль, но отказались. В общем, всё очень приятно, а местами и правда смешно.
И, напоследок, о персонажах в двух словах. Конечно, Акацуки - прекраснейшая лапочка, и с другой стороны - по всем её переживаниям очень понятный мне человек. Про многих других симпатичных личностей я уже сказала так или иначе. Как ни странно, мне не очень симпатичен главный герой Широэ (пожалуй, один из немногих моментов, в которых я с Акацуки расхожусь). И брат с сестрой прекрасны, особенно мальчишка. В общем-то не удивительно, мир-то огромен, героев много и потому и симпатии, и понимание у меня были со многими. Но в конечном счёте я таки нашла себя и здесь. Не заглядывая под спойлер, угадайте, кто? [Конечно же...]
Конечно же Назуна!
Вот так оно и получается: «впихнуть невпихуемое». Этот обзор в полтора-два раза больше обычного, (и писался три дня) а всё равно далеко не всё, что хотелось сказать - хотя бы обозначено. В сериале же получилось наоборот: обозначено всё, а раскрыто мало. Местами даже с весьма глупыми ошибками. Но посмотреть его, даже быть может пересмотреть - стоило. Ведь если выбор между решением одной из двух задач - может быть следует найти третье решение для обеих?