Sagrada Reset

Jan 16, 2020 19:48

サクラダリセット



Жанр: современность, романтика, путешествия во времени, фэнтези, сверх-способности
Выходил: апрель - сентяброь 2017
Английское название: «Sagrada Reset»
Русское название: “Перезагрузка Саграды”
24 эпизода
Оценка: 7 из 10

Не приспособлены мы, кролики, для лазания! (с)

В городке Сагарада очень многие люди обладают особыми способностями. Кто телепатические сообщения отправлять может, кто банально левитировать предметы, кто ещё что. Впрочем, это только внутри города: стоит человеку выехать за пределы, как он забывает о способностях как класс. И о своей, конечно, тоже. Кроме нашего главного героя, Асаи Кея, способность которого - воистину эйдетическая память. Не забывает он вообще ничего. А ещё есть девочка Харуки Мизора, которая умеет отматывать время всего мира на 72 часа назад. Соответственно, всё, что происходило втечение этих трёх суток повторяется (или не повторяется, если Мизора делает что-то иначе), поскольку никто ничего не помнит. Кроме Кея. Наша же история начинается, когда после такой вот перезагрузки (точнее - отката) их общая знакомая не приходит на автобусную остановку поговорить с Кеем. А через неделю выясняется, что она в тот день вообще погибла в горах.

Этот сериал мне советовали несколько знакомых, но что самое интересное - это мои ощущения во время просмотра. Я честно проверила свой список на AniDB, честно выяснила у знакомых, с которыми могла это смотреть - нет, нигде нету. Но при этом ощущение deja vu совершенно потрясающее. Хотя, скорее всего - это именно дежа вю, поскольку финал я так и не вспомнила. В общих чертах, конечно, он был предсказуем с определённого момента, но всё же.

К чему это длинное вступление? К тому, чтобы подготовить читателя: в этом обзоре будет довольно много моментов, которые очень сильно, прямо скажем - заметно сильнее обычного, субъективны.

Но сначала поговорим о довольно объективных вещах, о технике. Сериал нарисован очень неплохо, достаточно приятными светлыми красками. Точнее, не знаю, как бы это объяснить: они не слишком густые и яркие, но и нельзя сказать, что это прямо уж такая расплывчатая акварель. Проработка всего - тоже весьма приятная, хотя и не блещет какими-то изысками. Что, на самом деле, меня несколько удивило: дело в том, что хотя в генеральные спонсоры сериала входят только знаменитая «Кадокава» и, если мне память не изменяет, чуть менее известная «А1-Pictrues», но ещё среди спонсоров отметился такой промышленный гигант, как «Ниссан». Точно вам говорю, хотя нигде собственно буковок не было, но характерная форма шильдика на автомобилях узнаваема, да и сами машинки - тоже узнаваемые ниссановские модели. Ну, те, на которых герои ездят, а не все, что по обочинам припаркованы. Нехарактерное для девушки наблюдение, но я уже сколько лет за рулём, да и работаю в преимущественно мужских коллективах. Так что и такие вещи замечаю. В общем, странно, что «Ниссан» поскупился на отрисовку.

По звуку - всё более чем достойно. Хорошие сейю, а главных героинь вообще озвучивают Ханазава Кана и Юуки Аой - девушки не самые мои любимые, но из талантливейших в своём поколении. Два опенинга, два эндинга - тоже весьма хороши, но не могу сказать, что так уж запоминающиеся. В общем, четыре с плюсом по пятибалльной системе. Было ли что-то в «бэкграунде» я внимания не обратила, но если и было - значит что-то такое хорошее, но опять же не запоминающееся.

Одним словом, с технической точки зрения - сериал хороший, достойный, но звёзд с неба всё же не хватает.

Теперь поговорим о нареканиях. Вот здесь субъективная оценка попрёт, как стадо из загона. Потому что я действительно не могу сказать - мне это лично так показалось, или это более-менее отстранённое наблюдение.

Итак, во-первых. Это как раз к вопросу об эпиграфе. То ли это я такая тупая, то ли сериал - как раз из тех, что нужно смотреть каждую серию несколько раз и по одной в минимум день… Но лично я постоянно теряла «кто на ком стоял». Возможно, тут играет тот момент, что я в принципе довольно с трудом воспринимаю концепцию многоходового путешествия во времени, а на этом здесь построено довольно многое. То есть главный герой выясняет что-то за первый проход, потом откатывается на три дня, вносит какие-то изменения, откатывается ещё на два дня… (Харуки может делать откат на 72 часа и потом её способность перезаряжается в течении 24 часов. Таким образом теоретически последний день из этих трёх можно прокрутить даже четыре раза, впрочем герою ни разу больше трёх не потребовалось).

Второе нарекание напрямую связано с первым: очень часто, что вообще происходило, и что как сработало нам объясняют уже по завершении всей истории. Это, конечно, вполне нормальный художественный приём, но здесь с ним получилось как-то не очень удачно на мой взгляд. Потому что если мы хотим сопереживать Кею и восторгаться, какой он умный - мы сразу должны видеть все те же факты, что у него в распоряжении. Смогли просчитать всю интригу вместе с ним - порадоваться, какие мы умные и попереживать вместе с ним. Не смогли - ждать финального «убийца садовник» и радоваться изящному повороту. Но здесь выходит какая-то картина как если бы нам сообщили, что Кей самолично видел, как садовник, радостно ухмыляясь, бегает с окровавленным серпом - после того, как садовник убывает в места не столь отдалённые. Ну и как бы мы догадались?

Сюда же можно отнести и общую беду фантастики о сверхспособностях: какую ещё сверх-способность введут, какую особенность мира - предсказать невозможно. Любую. Но здесь это уже точно вопрос вкуса: что из себя представляет очередная введённая сверх-способность в общих чертах нам дают понять быстро. Просто выглядит это немного натянуто: вот надо нам для очередного сюжетного хода какую-нибудь примерно такую способность - хлоп, и мы немедленно встречаем человека с подходящей.

Так или иначе, все три эти нарекания складываются в субъективное: просчитать ходы Кея я не могла, и в большинстве случаев общая картина его интриги мне казалась даже в результате весьма надуманной. Авторами надуманной. Равно как и финальный разговор Харуки и Сомы всем хорош, но результат - из него не следует, надуман авторами.

Отдельно надо заметить, что ещё один момент в этом сериале мне категорически не нравится, но это опять же можно отнести к вопросам вкуса: дело в том, что он абсолютно фаталистичный. Нет, Кей молодец, старается развернуть все события в очень правильном и безмерно импонирующем мне направлении. Но это всё было предсказано. Да, конечно, обе Ведьмы-предсказательницы какие-то моменты или ветви развития событий не видят. Но то Ведьмы. А вот в Сценарии - увы, записано заранее уже всё. Включая и все Кеевские перемотки. Я же, всё-таки, сторонница свободы воли.

С другой стороны, это, получается, уже «в-пятых», всё-таки чувство дежа вю. Ну почему я заранее знала, что Сома Сумирэ - со страшной силой пашет на Кея, жертвуя собой? Натурально, дежа вю!

И в-шестых, на закуску. Это уже чисто технический момент, причём касающийся конкретно русского перевода: делали его две группы переводчиков, причём ни одна из них не сделала целиком. И если перевод Леди Маджо вполне ничего, то переводившие последнюю треть ребята - явно гнали сроки, путались в местоимениях (добавляя хаоса «кто на ком стоял»), и вообще куда более халтурно подошли к делу. Ну, или вообще не умеют делать такое же качество.

Однако, из этих нареканий вырастают и приятные моменты. К примеру, как ни крути, а многоходовые интриги Кея и Сумирэ - они реально многоходовые и я честно восхищаюсь их изощрёнными умными головами. Я так не умею точно!

Во-вторых, очень здорово, что сериал не только имеет заметное количество отсылок на знаменитые мысленные эксперименты (и это не бедный-несчастный, затасканный по анимэ-сериалам кот Шрёдингера), но и очень неожиданными поворотами восприятия этих экспериментов. Буквально чуть ли не в первой серии рассказана интереснейшая притча про Доброту и Лицемерие. Не помню, знала ли я эту притчу раньше, но практически уверена, что в канонической версии имена были распределены с точностью до наоборот. При этом Кей очень даже здорово объяснил, почему с его точки зрения имена были распределены именно так. Вообще (это в принципе к первому восторгу) - мне ужасно нравится его неортодоксальный образ мышления, это ужасно интересно, как он воспринимает ситуацию, как думает. Что очень важно: это не выпендрёж «янитакойкагвсе!», и не обычная глупость. Нет, все его необычные концепции весьма логичны, продуманы и внятно изложены. Это очень, очень здорово!

В-третьих, сериал богат не только разными философскими притчами, но и вообще довольно сложными психологическими и этическими вопросами. А это опять таки весьма интересно. И отдельной строкой здесь следует отметить финальную арку, которая про конфликт с Урачи-саном. Здесь прекрасно буквально всё. Мало того, что позиция Урачи-сана откровенно реакционная, вот всё это безобразие, которым нынче модно страдать на предмет «некоторые открытия надо сразу же закрывать». Эколог, блин, на нашу голову. И какая вроде бы хорошая мотивация у него, мол человек должен опираться на свои силы, а не на какие-то там чудеса. Ах, какая прелесть! Но позиция Кея мне, естественно, куда ближе, и его аргументация намного сильнее: а всё, дружище, способности уже есть. Их уже открыли и фарш невозможно провернуть назад. И дают они нам такие возможности, каких раньше не было. Так надо не в панике забывать о них и том плохом, что они могут принести, но учиться делать хорошее и учиться купировать (а лучше - предотвращать) плохое. Нормальный, прогрессивный у юноши подход!

Из этого подхода, кстати, следует и четвёртая, возможно самая главная приятность этого сериала: поскольку Кей считает, что способности надо применять строго во благо, стремясь в пределе достичь всеобщего счастья, то из этого вполне ожидаемо вытекает, что все истории в результате очень добрые. Не только центральные истории с очеловечиванием Харуки и спасением Сомы. Но и все вторичные, благодаря которым складывается вся эта команда «наших». Впрочем, слово «команда» здесь совершенно неправильное. По сути дела, «командой» является только парочка Харуки+Кей. Все остальные - привлекаемые на свою сторону специалисты, отношения с которыми колеблются по всему спектру от дружбы до неприязни. Но мы же знаем, что политика - такая странная вещь, что подчас укладывает в одну постель совершенно неожиданных партнёров. Черчилль, кажется, это сказал. Но в целом и здесь есть хороший аспект, всё-таки Кей привлекает специалистов на свою сторону в основном не только выгодой временного сотрудничества, но и перетаскивает к себе эмоционально. То есть дружится, мирится, убеждает, что сотрудничать будет выгодно и впредь, поскольку имеет смысл разделять и его убеждения… В общем, весьма красиво это всё.

Опять же сами герои ужасно симпатичные. В кои-то веки умный и спокойный главный герой. Это уже дорогого стоит. Но и бесконечность (реальная бесконечность) преданности Харуки - это нечто потрясающее. Очень сложная, хотя и в сущности движимая буквально двумя качествами характера Сома. А ещё ведь ужасно симпатичная и опять же мудрая неожиданной мудростью Ноно-сан! Опять же, большая заслуга сериала в том, что как выясняется, плохих-то людей в мире нету. Просто мы все очень разные и с разными устремлениями, поэтому надо бы разобраться… В первую очередь - с самим собой, а что для этого иногда требуется помощь со стороны, так ничего зазорного тут нету, обычное дело. Хотя, честно скажу, Мурасэ и Ока меня как раздражали, так и раздражают. Как бы я их ни понимала в конечном счёте.

И ещё один момент хочется отметить. Это очень неожиданная для обычного человека (особенно, я полагаю, людей из «рисовых» коллективистских культур) концепция. Мне-то она понятна просто до глубины души, но я - отдельное чудо без перьев. Зато очень приятно, что она прозвучала. Дело в том, что Кей оказывается не только умным (что мы видим), не только добрым (что мы подозреваем), но ещё и трусливым (но отлично умеющим перебороть и заставить работать во благо свой страх)… и к тому же - эгоистом. Просто, оказывается, что умный эгоист - ему выгодно быть и добрым, и даже самоотверженным. И в результате, осознав это (скажу вам откровенно), он таковым становится не каждый раз рассуждая и вычисляя свою эгоистическую выгоду, а просто вырастают в нём эти качества уже как черты характера. Оказывается, чтобы заботиться о счастье других не нужно быть горьковским Данко (и вообще, результат будет лучше, если им не быть). Такая вот неожиданность. Кому-то - узнать такое. Мне - увидеть, что это рассказано и показано.

Что ещё можно отметить? Хотя я не могу сказать, что сериал так уж сильно цепляет эмоционально (к примеру, поплакать там вроде бы и есть с чего, но желание возникает далеко не всегда), но тем не менее - смотрится очень «запоем». То есть натурально, отрываться от него не хочется, и приходится удерживаться от включения следующего эпизода каждый раз, когда пора позаниматься чем-то другим. Что, как легко догадаться, имеет и обратную сторону: из-за этого притормозить и подумать над событиями очередной серии не успеваешь. А надо бы вроде. Тем более, что как раз у героев-то на размышления есть много времени, в одной серии проходят не одни сутки. А мы тут, галопом по Европам. Но ведь страшно хочется смотреть ещё и немедленно! Такая вот неприятность.

В целом получается очень умный, прогрессивный и этичный, добрый, красивый сериал. Но и тут, и там, и ещё сям до прекрасного не дотягивающий. И хотя это опять ОЯШи спасли мир - я бы довольно уверенно отнесла его к сейнену. То есть для достаточно взрослой и среди взрослых - всё же больше мужской аудитории.

fantasy, romance, seinen, anime

Previous post Next post
Up