Piano no Mori

Jan 25, 2020 23:00

ピアノの森







Жанр: современность, музыка, сейнен
Выходил: июль 2007, апрель - июль 2018, январь - апрель 2019
Английское название: «Forest of Piano [Season 1/2]»
Русское название: «Рояль в лесу», «Фортепьянный лес 2018/2019»
Полнометражка 100 минут, 2 сезона по 12 эпизодов
Оценка: 10 из 10

В лесу, друзья мои, это совсем не то, что в кустах!

Это могла бы быть современная история про Моцарта и Сальери: черезвычайно талантливого пианиста Кая Ичиносе и столь же усердного наследника фортепьянной фамилии Амамию Сюхея. Но вряд ли младшеклассники будут травить друг-друга. Да и семнадцатилетние юноши тоже. Значит, сериал будет совсем о другом. Например, о том, что из себя представляет Золушка, благо Кай на эту роль и происхождением отлично годится. И, конечно же, о прекрасной классической музыке.

Вот ещё одно, на мой вкус - совершенно триумфальное возвращение через 11 лет после первого фильма. Вообще, я страшно люблю музыкальные сериалы, особенно если там сама музыка хорошая и является не только сюжетообразующей связкой, а, так сказать, персонажем. Где идёт речь и о тонкостях исполнения. Как я люблю гениальную «Нану», как обожаю «Золотую струну» ( вторую в меньшей степени)! Сразу же предваряю очевидный вопрос: отчего же ты, любительница сёдзе, не смотришь «Нодамме Кантабль»? Отвечу: на самом деле, я его боюсь. Дело в том, что я в своё время частенько летала самолётами Emirates, а у них в телевизорах в спинке кресел обязательно среди фильмов на выбор всегда был какой-нибудь из игровых экранизаций Нодамме. И я их с неизменным удовольствием смотрела. И потому и боюсь: уж больно Чияки мерзкий самоуверенный и совершенно не по мужски себя ведущий хам. Не в том смысле, что не мужик, а баба - а в том, что омерзительный быдлан. И слишком уж дурочка Мегуми. А вот про этот ничего не знала и посмотрела.

Вообще-то я бы охотно поставила бы этому сериалу шедевральную оценку, если бы не несколько недочётов, которые всё-таки слегка отравляют эту бочку мёда, и часть из них - чисто технические.

Ведь в целом - и фильм, и сериал нарисованы в довольно классическом стиле, несколько черезчур упрощённо местами, но в фильмах так особенно детей рисуют часто. Так что это всё вроде бы неплохо. Но чисто визуально всё-таки не восторг. К тому же - особенно во втором сезоне (на самом деле это один сериал на 24 серии, там даже нумерация сквозная), когда нам показывают руки пианиста… Не знаю, то ли это программа распознавала музыку и рисовала руки (что, вообще-то довольно круто было бы), то ли они снимали руки живого пианиста, а потом оцифровывали… Так или иначе, во время сложных концертных моментов - картинка резко меняется на откровенную компьютерную псевдо-3D графику. Опять же ничего в этом нету настолько уж плохого, хотя я и не очень такое люблю. Но резкие переходы стиля картинки откровенно режут глаз.

Второе нарекание совершенно предсказуемо и относится к собственно музыке. Вполне естественно, что никто не ожидает, что нам дадут полностью послушать исполнение каждого героя (а их вообще-то существенно больше, чем двое главных), особенно с учётом что выступлений несколько и каждое по 40-45 минут. То есть нам будут показывать по кусочку. Но какие это кусочки будут? Увы, чуда не случилось и обрываются они довольно бесцеремонно. Хотя это было бы безумно круто, если где-то есть исполнения разными героями целиком. Я бы послушала. А так вообще - я все промелькнувшие в сериале вещи действительно попутно послушала в полном варианте с огромным удовольствием.

Ну и ещё было очень приятно слышать Такако, которую озвучила Юуки Аой (хорошая сейю), и довольно забавно слышать, как мама Кая говорит голосом моей любимой Лунамарии. То есть Сакомото Майи.

Ещё один из маленьких минусов - опять же связан с музыкой, но уже как частью сюжета. Дело в том, что на мой сугубо субъективный взгляд - не всегда удалось сыграть произведение в такой манере, чтобы я чувствовала то же, что чувствуют персонажи и что нам подсказывают в субтитрах. С другой стороны - безумный восторг вызывает, что в большинстве случаев это всё же удалось и субтитры были скорее для проверки: интересно, а они услышали то же, что и я?

Отдельно хочется отметить русский перевод и сказать огромное спасибо Елнне Родионовой (laci) и Unnmd за по-настоящему серьёзный подход к делу в результате чего получился действительно качественный перевод. Разве что надо напомнить, что слово «равнина» пишется через «А». И ещё я сомневаюсь в том, что у Такако именно тот диагноз, который я прочла в субтитрах. Нет, безусловно, это действительно профессиональное заболевание у пианисток. Но при нём руки не бинтуют. Как-то я не поняла этот поворот.

Но раз уж мы заговорили о сюжете - то поговорим и о его недочётах. Совершенно очевидно, что к ним можно отнести некоторую предсказуемость. То есть, что Кай запрограмированно превзойдёт всех, а Сюхей - нет. Но с другой стороны, обернись оно иначе - я думаю, никому бы такое развитие сюжета не понравилось.

Так же вся сюжетная линия про рояль, который не в кустах, а в целом лесу - она, конечно очень шикарная, но малость нереалистичная. В том смысле, что это всё-таки чистая фантастика в целиком реалистичном сериале. Чуточку режет глаз, хотя очень уж красивая это линия, так что пусть будет.

Некоторое нарекание вызывает то, что первые пять серий являются пересказом фильма, но с некоторыми отличиями. Не то, что я была против этого - от фильма до би-сериала прошло одиннадцать лет, так что рассказать, как Кай и Сюхей познакомились и их первых столкновениях в восприятии (да и на конкурсе) было нелишним. И что рассказали немного не так, как в фильме - тоже правильно, кто смотрел фильм получили чуточку другую историю, а не уныло ждали начала новой. Но вот новая версия старой истории мне нравится меньше.

И ещё один момент меня несколько огорчил, это, извините, некоторые портящие впечатление национальные стереотипы. Вся эта история с Панг Веем это такая клюква про Китай, что за голову хватаешься. Хотя, например, весь комплекс опять же национальных стереотипов вокруг Шопеновского конкурса меня заставлял довольно таки злобно хихикать.

Собственно, с них и начнём восторги. Чего мы не ожидаем от истории, которая начинается как типичное Моцарт и Сальери? Например, закулисья Шопеновского конкурса. Шакальего польского гонора. Это я и про такого бедненького Шимановского и мухлеж в жюри: «как же на конкурсе поляка Шопена победит не поляк, как такое можно?» Хотя местами бывало даже забавно. К примеру, русские конкурсанты вообще дважды мелькнули, а украинская конкурсантка получила заметно больше времени (хотя тоже не много). Что-то я в задумчивости, кого в современности поляки не любят больше? Кстати, возвращаясь к Шимановскому - хотя у него реально произошёл очень в хорошем направлении перелом в душе, но хотя нам показывают восторг зала и жюри от его новой манеры игры, но на самом деле он играл тогда просто кошмарно и совсем не так, как заявлено в субтитрах. Но это я так, злобствую.

А вот с нихонским конкурсом молодых дарований поворот совершенно неожиданный. Отличный, кстати, поворот. То есть он на самом деле очень логичный и правильный, но при общей запрограммированности сериала ни сам этот поворот не ожидаешь, ни вообще того, что нам покажут такие глубины закулисных рассуждений и даже интриг всех этих конкурсов. Я оценила.

Или вот про другие неожиданности. Помните, я в самом начале вспомнила Золушку? Ну, понятно, что современное общество всё-таки не настолько сословное, что в Средние Века. Ну так как бы нам Кая сделать как можно более Золушкой? А запросто. Просто сделаем Ичинозе Рейко (его маму) - рабочей девушкой из весьма низкопробного заведения. Но это не первая неожиданность. Ладно, что Рей-тян - вообще-то замечательная мама это можно ещё списать на особенности нихонцев, которые гораздо трезвее и более нормально относятся к этой вообще-то нелёгкой и нужной профессии. Ну и на то, что вообще сериал про хороших людей, а уж мама главного героя плохой быть не может по определению.

Там другая неожиданность. Что это в сказке к Золушке приезжает добрая фея и Золушка быстро выходит за принца. В сериале к Каю, конечно, пришёл добрый фей Аджино Соске и Кай стал мировой знаменитостью. Но вы думаете всё так вот всё прямо само собой получилось? Вот здесь я не удержусь от цитаты из Дивова: «Читал сказку про Золушку? Ну, забудь. Золушек не бывает. Не верь, когда тебе говорят про случайности и везение. За успехом каждой Золушки вроде меня стоит адов труд. Каторжный. Но никто не хочет об этом знать, потому что не желает трудиться. Так приятно верить в удачу, везение, волшебство! Приятно тешить себя мечтой, что Случай слеп и завтра может указать на тебя, надо лишь ждать и верить. А работать - нет, зачем? Работать не надо, за тебя все сделает Случай. А Случай не слепой. И зрение у него орлиное…

…Все хотят счастья даром. Счастья, богатства, успеха, любви. Преклонения окружающих. Самое главное - даром. Потому что в глубине души презирают все человечество, считая самыми достойными - себя. Зачем зарабатывать то, что весь мир и так тебе должен? Пусть дураки трудятся, а умным и так все дадут. Поэтому «дураки» работают на износ. Они ведь понимают, что их способности и таланты - только болванка, заготовка, их надо еще превратить в шедевр и никто, кроме них самих, этого не сделает. Вот и трудятся - в первую очередь над собой. Самосовершенствуются, учатся на ошибках, исправляют недостатки. А «умные» в это время валяются на диванчике, завидуют «дуракам, которым всегда везет» и рассуждают о своих несравненных достоинствах, ожидая, когда же мир изволит выполнить свои обязательства. Или изобретают фальшивые чипы, убивают и грабят.

Но Случая не бывает. Особенно слепого. Потому-то рано или поздно каждый получает то, что заслужил.
Головокружительный взлет, впустую прожитую жизнь или тюремную камеру». (с) О. Дивов, «Леди не движится-2»

Вот это всё - и адов труд Кая… это только Сюхей думает, что он пашет как ослик, а Каю всё через талант одной левой приходит. И очень тяжёлые переживания, сомнения в своих силах, переоценки ценностей - о, какое население в этом тихом доброжелательном омуте под названием Ичинозе Кай!

Вообще, одна из ужасно приятных неожиданностей этого вроде бы типично Моцарт-Сальерьевского конфликта - это кардинально другой взгляд на его корень. Ведь оказывается, что Моцарт тоже адово трудится, не меньше Сальери (хотя это и не настолько заметно для стороннего наблюдателя). Значит в чём же разница, всё таки в пресловутом таланте? Сериал даёт нам другой, вроде бы совершенно очевидный ответ, про который мы постоянно забываем. Может быть разница между ними не в плоскости талант против труда а в чём-то совсем другом? В том, что Моцарт хочет играть музыку, потому что он банально любит музыку и любит прекрасной музыкой делиться со всем миром! И этот лейтмотив идёт через весь сериал. Все персонажи играют по разным причинам, у все у них свои собственные устремления и связанные с ними проблемы. Но радикальный перелом и скачок в исполнении происходит на одном и том же моменте: когда герой перестаёт гнаться за брюликами, кому-то чего-то доказывать, а просто захочет поделиться с кем-то прекрасной музыкой и любовью.

Это так просто. Это мы настолько все знаем… что постоянно забываем. Что музыка - это красота и любовь! Всего-навсего. Или «целых»?..

Кстати, о героях. Понятное дело, поскольку сериал в сущности крутится вокруг двух фортепьянных конкурсов - сначала нихонского конкурса юных дарований, а потом всемирного Шопеновского, то ограничиться всего лишь Каем и Сюхеем очень сложно. И у нас появляются множество героев со своей историей, каждая очень непростая, каждый (по идее) по-своему симпатичный. И со своей победой. Ну, честно говоря, к Шимановскому я так симпатии испытывать и не начала, хотя посочувствовать ему есть за что. А вот с остальными - всё отлично. Второй поляк, Адамский - очень правильный парень, например. А уж как я мгновенно влюбилась в Такако… и в общем-то даже стала себя с нею ассоциировать, хотя я не такая «одзё» по происхождению и не настолько тщеславна… но какая-та она очень родная. И Вэй Пан крут преизрядно. И Софи Эммерсен.

Собственно, я сейчас про них начала говорить не только потому, что симпатичные герои с интересными историями. Но и потому что с ними всеми связано главное великолепие сериала. Музыка. Ведь здесь не только музыка, которую они выбирают - и одним своим выбором очень много рассказывают нам. Иногда они должны играть вообще одну и ту же композицию, все. И как же здорово слышать, насколько по-разному они это делают. Ах, я постоянно сидела, ахала и вообще со слезами на глазах - ведь правда, насколько вот эта вещь в исполнении Софи - про Париж, и насколько Софи - француженка. Или насколько действительно Сюхей играет кристально чётко, правильно и… бездушно-механически! А уж как играют Вэй Пан и особенно Кай - это вообще слов нет, красота и экспрессия просто потрясающие. И вот всё это, ветер, лес, луна... а потом - абсолютно безграничная лёгкая и прекрасная свобода! Но вообще там так со всеми, реально это великолепно, эти такие разные истории, рассказанные чуть-чуть по-другому нажатой клавишей!

Да, я тут сказала «со слезами на глазах». Это да. С этим всё в порядке. Сериал до слёз красивый и переживаниями, и собственно музыкой. Как бы ни затаскано было это выражение, но тут другого не подберёшь: за душу берёт!

Впрочем, там есть и довольно смешные моменты. И несколько интриг, одну из которых я должна была бы просчитать буквально мгновенно, но прошляпила, вся изнервничалась, зато с каким облегчением в результате выдохнула и рассмеялась! Это я, конечно, про цель приезда в Варшаву доктора Накао.

В общем, совершенно замечательный и красивый сериал про любовь к музыке, к миру и к людям. А я опять хочу на классический концерт. Буду изучать афиши.

angst, show-biz, seinen, きもち, anime

Previous post Next post
Up