Просто так - поговорить.
Недавно у нескольких френдов встретила флэшмоб про любимых литературных героев - кажется, нужно было назвать пять.
Мне никто не передавал эстафеты, но я, разумеется, не могла не подумать: а кого бы назвала я?
И как-то зависла над этим вопросом.
Хотя, казалось бы, дело привычное: с детства, со времён школьных сочинений это дежурный вопрос, но я, помнится, никогда не давала на него честного ответа.
Сочинение -
это же... сами знаете, сочиним что угодно, запросто! не правду же писать! ;)
Если в хрестоматийном "Оводе" мне куда больше был по душе кардинал Монтанелли (боже мой, что я, оказывается помню-то!))), чем романтические герои-революционеры, то зачем об этом распространяться-то?
В сказках мне всегда нравились феи, а не зависящие от них, якобы "главные" героини; Снежная Королева была привлекательнее даже безусловно достойной, деятельной Герды - правда, непонятно было, зачем им обеим такой... э-э-э... скучный мальчик, но что поделать - наверное, так нужно, и когда я вырасту, то пойму.
В школе выражение "любимый герой" почему-то навевало тоску: "героями" были героические пионеры, а подражать им (повторить их судьбу?!) совершенно не хотелось.
И никаких любимых у меня не было - были любимые книги, в которых иногда, под настроение, хотелось жить. Персонажи (слово "герой" для меня навсегда осталось каким-то сомнительным, не нейтральным, двусмысленным), в которых хотелось перевоплотиться или кому подражать (именно так я понимала смысл "любви" к персонажу), были редки, совершали ошибки, а счастье текста завораживало куда больше, чем придуманные персоны.
Кем мне, спрашивается, быть в некогда любимом мной (помните
моё déjà лю?) Дюма? Кого любить?
Разве что леди Винтер - мне очень нравилось, что она Winter, зима, Снежная Королева... потом, двадцать лет спустя, прочитав "Клуб Дюма, или Тень Ришелье", я посмеялась: вот оно, конечно, давно уж понятно... самая достойная героиня! Меня только всегда удивляло, почему она не наплела с три короба благородному графу де Ла Фер насчёт своей лилии, я бы непременно!))) он бы поверил ей, как глупый Фельтон, и в детстве я полагала, что либо Атос что-то приврал (или добросовестно воспроизвёл пьяный бред), либо автор тут что-то не додумал, ибо спешил сдать в газету очередную главу своего сериала.
А сами мушкетёры - не знаю, молодцы, конечно, но меня смущали дуэли: нехорошо всё-таки убивать столько народа из-за всякой ерунды. А если из-за женщины - так лучше бы женщину и спросили, а не шпагой и пистолетом... не люблю я военных и их методов.
В более сознательном возрасте моя любовь была отдана двум героиням - я всегда жалела, что в русском языке нет женского рода для слова персонаж.
И я, пожалуй, подпишусь под той любовью и сейчас.
Они из книг разного уровня: одна из них сама по себе шедевр и один из моих любимейших, вдоль и поперёк изученных (и по-читательски, и профессионально) романов; вторая очень и заслуженно популярна, но... но написана простенько, без причуд.
Для меня они похожи - Анна Каренина и Скарлетт О'Хара.
Прочитала у френдессы про её "гендерный" подход к любимым героям: "...
в мужчинах и женщинах в разное время, я ценила разные качества: у мужчин - целеустремленность в деле, у женщин - сгорание на огне любви"(с) - подумала об этом и поняла, что нет, я ценю этих дам совершенно не за "любовную" составляющую их жизней.
Не за "дамское счастье".
Конечно, в юности во всём читаешь про любовь, но, как ни странно, именно они - Анна и Скарлетт - заинтересовали меня совершенно не этим. В их любовных сюжетах занимательна разве что проблема выбора: почему он, а не другой, и если выбор Анны (не из экранизаций) понятен и объясним, хотя не идеален, то Скарлетт... вот чёрт, зачем Снежной Королеве и Герде этот никчемный мальчик?!
Я выросла, но так и не поняла. Ладно, Татьяна Ларина придумала себе якобы любоффф: там в окрестностях вообще ни одного приличного юноши не водилось, а Ленский занят, но столько лет страдать по унылому Эшли? Потом авторка пытается убедить нас, что всё не так... да нет, увы, не верю: Ретт был бы подходящим вариантом, и умом и от разочарования можно это признать, но... нет-нет, я вообще не о любви, ну её!
Меня сразу обворожили-заворожили эти дамы.
Они так явно и ярко принадлежали не своему веку, так энергично опережали время, так умно, так не "по-женски" вели себя в любых обстоятельствах! Они не боялись быть не как все, они позволяли себе то, что в те времена дозволялось только мужчинам, им было тесно в их корсетах и временах. Да, понаделали ошибок, поступали не по правилам, думали не то, что положено, - и над всем этим звучали такие мощные и всегда привлекательные для меня "I did it my way!" и "I want to break free!", и всё это мне безумно нравилось.
И то, что Анна разбиралась во многих вопросах не хуже обоих своих мужей, а они, между прочим, интересовались один государственными делами и законами, второй сельским хозяйством, коннозаводством, строительством и местным управлением! - и то, что она придумывала фасоны платьев лучше профессиональной модистки, и то, что она написала книгу, которую серьёзный издатель советовал ей издать, и то, что она имеет понятие о контрацепции... все почему-то помнят только про "изменила-бросила-бросилась", а там много другого. Да и запутал её автор: вполне она могла развестись, и сына забрать, и не баловаться морфином, и жизнь свою устроить нормально... но сюжет-то тогда бы не сложился.
И Скарлетт, другая моя любимица, с её ирландско-французским обаянием и абсолютно американским отношением к людям и жизни: без учёта цвета кожи, без показного патриотизма - она ещё лучше, ей бы жить в наше время... в чём-то я такая же, всегда могу сшить платье из занавески, начать с нуля, потеряв всё, и взяться управлять любой лесопилкой. Читала она, конечно, маловато, ну и что - зато мы можем почитать про неё. :)
В общем, вот такие у меня любимые женщины - мои первые наставницы на пути моего умеренного, но уверенного феминизма. :)
А больше вроде и вспомнить некого, хотя любимых, читаных-перечитанных книг - море...
Если хотите - и вы про своих любимых расскажите. :)