Поступательное движение

May 24, 2015 15:20

Все вокруг про последний звонок - ну и я туда же.
Вспомнила школьные годы чудесные - вернее, последний свой школьный год, и тот самый последний звонок, и выпускной вечер... ничего романтического, знаете ли.
После последнего звонка (кажется, мы его вовсе никак не отмечали и не купались ни в каких фонтанах) нас ожидали выпускные экзамены, сразу после выпускного вечера, буквально на следующий день, надо было подавать документы в МГУ и почти сразу, в начале июля сдавать вступительные туда. Те, кто собирался поступать в другие вузы, могли, конечно, себе позволить небольшой отдых: их вступительные были в августе.
Это было давным-давно, в прошлом веке.
Точнее, в 1981-м году.
Перед последним звонком я сочиняла так называемый "Адрес школе" - убогое какое-то словосочетание, в переводе с бюрократического означавшее "нечто типа благодарственной молитвы". Я придумала сочинить его в стихах: каждому учителю-предметнику, классной (она у нас правда была классной и прекрасной!) руководительнице, директрисе - в стиле разных поэтов, и мы с друзьями сочиняли и сочинили. Кажется, получилось даже неплохо - интересно, тот "адрес" валяется... пардон, хранится где-нибудь в недрах школы или давно выкинут?
На выпускной я не придумывала себе никакого платья - это я-то, которой мастерица бабушка шила непременно новое к каждому Новому году! Но мне было не до того, выпускному я не придавала ни малейшего значения - мне предстояли экзамены на филфак и была некоторая (отнимающая драгоценное время) неразбериха в личной жизни.
За несколько месяцев до выпускных экзаменов я предусмотрительно отказалась от борьбы за золотую медаль. Серебряных тогда не было, а "идти на медаль" означало по тем временам столько нервотрёпки и потери времени... нет, подумала я, польза образования медали ещё под сомнением, вред же, приносимый ею, очевиден (почти с))), и решила, что мне без неё будет проще.
Учителя вздохнули с облегчением, поуговаривали слегка и для вида: им тоже не хотелось ввязываться в историю с медалью, нашей школе и так предстояла какая-то суровая проверка, и на всех выпускных у нас, помнится, сидели ревизоры то ли из РОНО, то ли откуда-то повыше... но я не об этом.
Вообще не об этом - это всё было вступление, извините.

В мои семнадцать я была расчётлива и цинична: зачем мне медаль, чтоб ради неё убиваться?
Приду я, допустим, на филфак с медалью, мне тогда можно будет сдавать один-единственный экзамен, но сдать-то его надо исключительно на пять. А кто поставит пять за сочинение на филфаке МГУ, а? Нет-нет, я знаю истории, когда ту пятёрку ставили, но это ведь была единая оценка и за содержание, и за грамотность - вы хорошо себе представляете, сколько есть возможностей придраться к любой мыслишке, к любой цитатке, к любой сомнительной запятой? Я-то представляю, сама так умею!)))
И к медалистам придирались особо охотно и сурово. Ибо нечего тут. И скорее всего, думала я, мне всё равно придётся сдавать все четыре экзамена, только нервы мои будут нервничать, а напридираться легко и до тройки... апелляция, опять нервы, ничего не докажешь... нет, спасибо.
А приду я, допустим, с незаметным, но абсолютно пятёрочным (средний балл учитывался тоже) аттестатом, получу свою законную четвёрку за сочинение (наверняка ведь ляпну чего-нибудь, я себя знала!))), потом сдам три оставшихся экзамена на пятёрки, и всё - я студентка.
Когда я изложила этот (потом сбывшийся с точностью до миллиметра и миллибалла) сценарий своему папеньке, он очень удивился.
По его понятиям, медаль... ну как же можно без медали-то?! А впрочем... ловко ты рассуждаешь, может, и правда, ну её, медаль-то? Папенька был человеком свободомыслящим и признал, что да, пожалуй... и маменьке запретил меня третировать.
Но я, между прочим, и не об этом, это было лирико-биографическое отступление. :)

В конце 80-х и все 90-е я была репетитором.
Хорошим.
Учила и выучивала, мотивировала и поддерживала, избавляла от страха чистого листа, не жалела времени на индивидуальный подход и выдумывание методик... ах, сколько замученных медалями выпускников я видела!
Сколько юных нервов и сколько юных месяцев и лет погубила эта надуманная и никому, в сущности, не нужная побрякушка!
Но родители стояли насмерть.
"Как можно без медали?!" и "Если не поступишь - потеряешь год!" - две самые ужасные мантры, друзья мои, никогда не говорите их своим детям, если, конечно, там, где вы живёте, ещё существуют эти пережитки.

- Без медали можно, - говорила я. - Если получите (я всегда обращалась к подросткам на "вы"), хорошо, а если нет, то это не конец света. Зачем она вам - лично вам, не маме с папой?
Выяснялось, что, в общем-то... ну, приятно было бы для самооценки, да и всё. Ибо преимущества медалистов в те времена были довольно шаткими: не было столько мест, чтобы всех медалистов по результату одного экзамена принять, и принимали буквально единицы. И делать ставку на тот единственный экзамен я никому не советовала.
- Нет, вы не потеряете год, если вдруг не поступите. Это же год вашей жизни, куда он из неё денется-то? - конечно, некоторым юношам грозила армия, и им было сложнее, но девочкам... а ведь родители почему-то особенно строго спрашивали с девочек!
С отличниц, правильных и старательных, и без того замученных бесконечно учёбой!
Сначала те девочки приносили диплом музыкалки - вот, мама, получи. Многие из них больше никогда не подходили к инструменту, кого-то отпустило через много-много лет. Теперь они были должны принести вожделенную медаль - и тут же, в этом же году непременно поступить!
Не в МГУ, так в любой заборостроительный, иначе "потеряешь год!".
Мне всегда казалось, что эти страшилки из той же серии, что "пора замуж" и "когда уже внуки", только на начальном этапе.
Я видела немало прекрасно учившихся детей, которые спокойно поступили не в первый же год, - и всё у них нормально. "Потерянный" год можно провести с умом и пользой, никакой трагедии.
Я видела детей, которые, выложившись в борьбе за медаль или переоценив важность непременного поступления, перегорели, дошли до депрессии, устали так, что потом, даже поступив, не могли и не хотели учиться.
Да, наверняка есть и такие, у кого и медаль, и всё легко, и потом сразу кандидатская, и вообще всё в жизни правильно и никаких нервов, но остальных, обычных, таких, как мы с вами, гораздо больше. На всякий случай скажу: "Мне так кажется".

Не знаю, как обстоит дело в России, но у нас в Турции нервные срывы у детей на почве выпускных и вступительных экзаменов - обычное дело. Самое ужасное, что это лучшие ученики, отличники, умники и умницы - а в итоге троечники спокойнее поступают, лучше (или средне и нормально) учатся в вузе и так же спокойно устраивают свою дальнейшую карьеру и жизнь.
Иногда так и хочется сказать родителям: "Оставьте детей в покое! Эти экзамены не конец их жизни, это только начало, пусть попробуют сдать, а не получится - позанимаются год и сдадут! И ничего страшного - веселее и здоровее будут..."
Но родители бдят и стоят над душой, и платят сумасшедшие деньги за "волшебные" подготовительные курсы, и постоянно сравнивают баллы своих детей с баллами соседских, и твердят своё "Потеряешь год!", и вся эта нервотрёпка (по-моему) дорого обходится всем участникам гонки.

Вот на такие печальные мысли навёл меня последний звонок, извините за много букффф.
Последний звон, последний зво-о-он, как много ду-у-ум наводит он...)))
Я так больше не буду.
Лучше картинки покажу: Ехидна в молодые годы, точнее в последний школьный год.
Тогда у меня была смешная чёлка, но это отдельная и тоже длинная история.
Фотки мы с подругой сканировали в Москве, получилось не очень, но что поделать.
Оригиналов у меня нет, переделать не могу.


А это какой-то театр... мы вечно что-то ставили, у нас было весло, не до медали! :)


Где-то была ещё фотка с урока химии, но потерялась, эх.
А это маленькая фотка, зато у знамени! :)


И какая-то прогулка - с друзьями по комсомолу. :)


Желаю и нынешним выпускникам такого же хорошего настроения! :)
А их родителям - спокойствия, только спокойствия...)))
...в Новой Зеландии (где сейчас обитает моя подруга - та, что с косичками!))), между прочим, вообще не принято сразу после школы поступать в университет: пусть молодёжь попутешествует, поработает, посмотрит на мир и жизнь вне школы, а потом уж... но там вам не тут, увы.

почти мысли, образование, плюсквамперфект

Previous post Next post
Up