В Измире то снег с дождем, то дождь со снегом, поэтому самое время поучиться.
Сегодня мы проверим
тест, который я вам задавала две недели назад: кто не видел, может для начала попробовать, а потом уж в ответы подглядывать.
Я буду комментировать текст по одному предложению, если в них есть что-то достойное.
Мне кажется, так вам будет легче разобраться, откуда там что взялось, и объяснить это детям, если вы занимаетесь с ними.
Вы, наверно, заметили там всякие слова, которые сами по себе пугают и без того запуганных школьников. Все эти "беспрестанно", "серебряный" и "старинный" рядом со "стеклянным" и "кожаным", "тиснен(ннн???)ый" да "писан(ннн???)ый" - это всё действует на незакаленного абитуриента, как удав на кролика. Что и знал-то - забудет. И лишних запятых понаставит - чтобы было.
Но вас самих, я надеюсь, это всё не испугало - может быть, вы даже и не предполагали, что какие-то слова или предложения могли таить в себе ловушки, и благополучно миновали их. Это отлично, но у школьников опыта чтения текстов явно поменьше, чем у взрослых, и им желательно знать, где тут Ехидна понаставила капканов.
Итак.
Огромный кабинет был наполнен вещами, по-видимому беспрестанно употребляемыми.
Наверняка кто-нибудь на автомате поставил запятую после вводного слова "по-видимому".
А не надо. Потому что если вводное слово стоит в начале или в конце уже обособленного (то есть выделяемого с обеих сторон запятыми) оборота, то от него оно не отделяется запятой.
Всё здесь,
куда ни посмотри, было
то же, что и в старину.
Надеюсь, запятые в этом предложении вы благополучно расставили сами.
Высокие стеклянные шкафы с книгами в старинных, тисненных золотом переплетах, большой стол, на котором аккуратно лежали книги и планы, и токарный станок с разложенными инструментами и стружками, рассыпанными кругом, - всё выказывало постоянную, разнообразную и упорядоченную деятельность.
Что плохого мы имеем здесь, кроме злополучных "тисненных"? Да, НН там, ибо "золотом" же - зависимое слово, что поделать?
Но это ерунда - лично мне там запятые нравятся.
Некоторые или выделяют "тисненных золотом" с обеих сторон - а зачем, если определяемое слово после? Некоторые не ставят запятую после "старинных" - а надо.
В данном случае эта запятая разделяет однородные определения. Есть такое правило: если второе из определений распространенное, то есть в переводе на околошкольный язык "выражено причастным оборотом", то они обязательно разделяются запятой:
- старинные, тисненные золотом переплеты
- татарский, расшитый серебряными нитями сапожок
Кстати, к вопросу о терминах.
Я обычно не пользуюсь выражением "причастный оборот". Дело в том, что прилагательные могут образовывать точно такие же обороты, а школьники, наученные реагировать на причастия, тех оборотов, как правило, не замечают. А они подчиняются тем же правилам - никакой разницы. Например:
- побледневший от гнева - причастие
- бледный от гнева - прилагательное
Поэтому я предпочитаю говорить "определительный оборот", чтобы не пугать детей всякими "распространенными согласованными определениями".
Надеюсь, все поставили запятую перед красненьким И.
И выделили с обеих сторон причастный (или определительный) оборот "рассыпанными кругом".
По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, расшитый серебряными нитями сапожок, и по твердому налеганию жилистой сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости.
Здесь ничего страшного, кроме оборота "обутой в ... сапожок". Некоторые пропускают вторую запятую, раз после нее И.
Вообще, проблема второй запятой, которой следует "закрывать" обособленные члены предложения и придаточные, - это та еще проблема! Бдите, что ж тут еще посоветуешь?
Сделав несколько кругов, он снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный к станку, и, подойдя к столу, позвал дочь.
Вы, конечно же, поставили обе запятые около И - перед и после?
Он взял тетрадь геометрии, писанную его рукой, и пододвинул ногой свое кресло.
Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца, и красные пятна переливались по ее лицу.
Видно было, что,
что бы он ни говорил, она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были.
В этом предложении есть ловушка, которую я называю "место встречи" двух союзов - это запятая между "что" и "что бы", о ней я как-нибудь расскажу отдельно.
Виноват ли был учитель, или виновата была ученица, неизвестно,
однако каждый день повторялось
одно и то же.Здесь довольно хитрая конструкция с "ЛИ - ИЛИ"... как это - ничего хитрого?
А если бы предложение было таким: "Неизвестно, виноват был учитель или виновата была ученица" - то запятой перед ИЛИ не было бы. Потому что там
однородные придаточные, а правила для союза И распространяются и на союз ИЛИ.
Все-все хитрости вокруг ИЛИ - на одном из следующих уроков.
Когда дочь, закрыв тетрадь с заданными на завтра уроками, готовилась уходить, он сказал, потрепав ее рукой по щеке: "Математика - великое дело, моя сударыня! А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится - слюбится".
1. Скажите, пожалуйста, удобен ли такой способ проверки?
2. Следующий тест будет вечером или завтра утром.
3. Если у вас есть вопросы по тесту - задавайте... я помню, что я не всем ответила на комменты к прошлым постам, но я обязательно отвечу!
4. Если вы заметите опечатки в постах о грамотности - пожалуйста, сообщите, я буду только рада. Ибо оно с каждым может случиться, сами понимаете. :)