Продолжение предыдущего постинга. Начало см.
https://y-kulyk.livejournal.com/223113.html Об украинском плане защиты
Ещё одним источником беспокойства было то, что официальные лица США плохо понимали украинский план по защите страны, да и даже то, существовал ли вообще такой план. Генерал Милли, председатель Объединённого комитета начальников штабов, несколько раз в неделю разговаривал со своим коллегой в Киеве, Валерием Залужным, главнокомандующим вооружёнными силами Украины. Милли добивался от Залужного информации о том, как Украина будет защищаться, включая запрос на предоставление подробной инвентаризации запасов оружия. Милли также предложил своё собственное стратегическое видение - упор на рассредоточенные мобильные подразделения, множественные линии обороны по всей стране и сочетание обычных сил и партизанской войны.
Однако Залужный не предоставлял каких-либо подробностей и не делился информацией о размещении тайников с оружием, которые он постоянно перемещал и маскировал, чтобы предотвратить их уничтожение или захват российской армией. Стремясь понять мотивы поведения Залужного, некоторые чиновники США считали, что он, как и Зеленский, не до конца верит американской разведке. Другие были убеждены, что он верит этим данным и у него были свои военные планы, но он хотел сохранить их в тайне от Зеленского. Были и более сложные предположения: возможно таким образом Залужный пытается избежать того, что власти Украины вынудят его свернуть подготовку, а потому побаивается делиться планами с Милли, чтобы эта информация не стала предметом обсуждения Белого дома и Офиса президента.
Наконец, в феврале Залужный согласился поделиться своим планом по защите Украины. Военный атташе посольства США в Киеве был вызван в Генеральный штаб, где ему показали одностраничный набросок украинских позиций и оборонительных схем, при этом не дали копию, а разрешили делать только рукописные заметки. Но даже оговорив эти условия, Залужный был менее чем откровенен - его подчинённые показали атташе ложную версию плана, замаскировав весь размах оборонительной кампании.
"Тогда мы никому не доверяли", - сказал высокопоставленный украинский военный чиновник. "Наш план был нашим единственным крошечным шансом на успех, и мы не хотели, чтобы кто-то вообще знал об этом". В конечном счёте стратегия Залужного заключалась в том, чтобы любой ценой предотвратить захват Киева, в то время как на других направлениях позволить российским войскам превысить возможности своих линий логистики и снабжения. Идея состояла в том, чтобы в краткосрочной перспективе уступить территорию и разбить российские подразделения, когда они чрезмерно растянутся.
Украинским войскам удалось не допустить посадки российских транспортных самолётов в аэропорту Гостомеля. В местности вокруг Киева российские бронетанковые колонны оказались вне возможностей своих линий снабжения и стали лёгкими мишенями для засад и ударов беспилотников. Опасения Вашингтона по поводу вооружённых сил Украины теперь казались неуместными. "Очевидно, оказалось, что у них был план", - сказал американский военный чиновник. "Потому что без него нельзя так избивать русских и мастерски осуществлять мобильную оборону в глубине".
Украинцы воспользовались ещё одним фактором, который США не учитывали: российское высокомерие и неорганизованность. Путин планировал вторжение с небольшим кругом доверенных советников, которые остановились на молниеносном рейде с целью свержения Зеленского и его кабинета. Украинцы находили парадную форму в захваченных российских военных машинах - они думали, что через несколько дней они будут победно маршировать по улицам центра Киева. Вместо этого они оказались в глубине украинской территории лишённые самого необходимого. Как сказал представитель Министерства обороны США, "мы полагали, что у них все в порядке, но оказалось, что это не так".
Первые успехи Украины и поставки оружия
Первые успехи Украины изменили отношение к ней в Вашингтоне. Украинцы хорошо сопротивлялись, что открыло шлюзы для гораздо большей военной помощи. Несмотря на это, администрация Байдена не дала Киеву всего, что он хотел. В одном из списков пожеланий, циркулировавших в Вашингтоне, говорилось, что Украине необходимо пятьсот ракет Javelin в день, тогда как в начале войны производство Javelin составляло всего около двух тысяч в год. Другие предложения, публично озвученные Зеленским и высокопоставленными украинскими чиновниками, такие как бесполётная зона, поддерживаемая натовской авиацией и ПВО, также не имели успеха. "Наши интересы во многом пересекаются, но они не идентичны", - сказал представитель Минобороны США. Когда мы говорим что-то вроде "Это эскалация и может втянуть НАТО в войну", они отвечают: "Хорошо! Но как может стать ещё хуже для нас? Это уже экзистенциально. Честно говоря, если бы я был на их месте, я бы придерживался того же мнения".
Между Милли и Залужным возникла напряжённость. Украина хотела самолёты МиГ-29, которые были знакомы украинским пилотам. Однако Администрация Байдена беспокоилась, что перелёт самолётов с территории НАТО в небо Украины будет рассматриваться как явная эскалация. Американские чиновники также скептически относились к полезности этих самолётов для Украины, поскольку МиГ-29 в первую очередь истребитель-перехватчик, а не штурмовик, оказывающий поддержку с воздуха, и более современный российский истребитель Су-35 превосходит его. Залужный и Милли не разговаривали больше недели. Поначалу их разговоры были формальными и по сути. Сейчас тон дружеский, они говорят даже о семьях.
В начале апреля россияне вывели войска из Киевского региона, признав, по сути, что их первоначальные военные цели потерпели неудачу. Они перешли к тактике артиллерийского наступления на Донбассе, используя ракетные удары, сравнивая с землёй города и посёлки, прежде чем отправлять пехоту для захвата развалин. Это означало, что Украина нуждалась в собственной тяжёлой артиллерии.
По словам украинских генералов, на тот момент у украинской армии запасов артиллерийских боеприпасов калибра 152 мм было лишь на две недели боёв. Проблема заключалась не только в истощении запасов боеприпасов советского калибра у Украины - их становилось все труднее найти в любой точке мира. Армии НАТО используют 155-миллиметровые снаряды, и эти две системы не взаимозаменяемы. Оставался единственный вариант - переход Украины на оружие натовского калибра.
Ещё до встречи в Рамштайне 26 апреля США согласились передать Украине девяносто гаубиц М777, впервые предоставив стране тяжёлую артиллерию. M777, разработанная для поддержки пехотных операций в Афганистане и Ираке, была более мощным и точным орудием, чем существующая украинская гаубичная артиллерия. "Остин позвонил и сказал, что решение принято", - сказал Резников. "Я понял, что мы перешли некий Рубикон". Через несколько дней первый контингент украинских солдат прибыл в учебный центр на юге Германии.
M777 позволили Украине организовать качественно иную оборону на Донбассе. По словам командира 55-й артиллерийской бригады Украины Романа Качура, его подразделение сталкивалось с сильным артиллерийским огнём с укреплённой российской позиции возле Донецка и безуспешно пыталось выбить врага оттуда. Ситуация поменялась после прибытия M777 - в течение трех или четырёх дней русские вывели оттуда всю свою артиллерию. Теперь уже украинская армия во многом диктовала поведение противника.
Но даже когда прибыли все девяносто американских орудий и несколько десятков гаубиц из Франции и Германии, украинские генералы подсчитали, что количество российских артиллерийских орудий превосходит украинские в семь раз. Ежедневно российские войска выстреливали около двадцати тысяч снарядов, нанося удары по таким городам, как Северодонецк и Лисичанск. Зеленский сказал, что в июне ежедневно гибли до ста украинских солдат. Это был самый трудный момент в войне для Украины, когда Россия - неуверенно и ценой больших потерь - прорывала украинскую оборону и захватывала территорию метр за метром.
Вашингтон призвал Украину полагаться на разумное планирование и эффективность западного оружия, а не пытаться превзойти российскую армию количественно. "Мы сказали украинцам: если они попытаются воевать как русские, они проиграют. Наша задача состояла в том, чтобы помочь Украине компенсировать количественный недостаток качественным превосходством".
О разведывательной информации
Украина имеет разведывательные беспилотники и агентурную сеть источников в районах, контролируемых российскими военными, но её способность получать разведданные с поля боя значительно уменьшается примерно в пятнадцати милях от линии фронта. Американские спутники-шпионы, тем временем, могут делать снимки позиций войск в любой точке Земли. Ближе к земле американские военные самолёты-разведчики, летающие вдоль границ, дополняют картину, а радиоперехваты позволяют аналитикам прослушивать разговоры между российскими командирами. После вторжения США и другие западные партнёры делятся с Украиной значительной частью этой информации.
Обычной практикой стали запросы украинских представителей на подтверждение местонахождения российского командного пункта или склада боеприпасов. В некоторых случаях американские офицеры разведки и военные предоставляют информацию о целеуказании и без запроса. Но, как подчеркнул американский чиновник, украинские силы сами выбирают, по чему бить. В то же время конкретные разведданные о местонахождении высокопоставленных российских лиц, таких, например, как генералы, никогда не предоставляются - могут быть переданы координаты командного пункта, но не присутствие на нём конкретного командира.
Один из украинских запросов в апреле касался предполагаемого местоположения крейсера "Москва". Американцы подтвердили: да, по этим координатам находится именно он. Вскоре в Вашингтоне появились сообщения в прессе том, что корабль пострадал от какого-то взрыва, а 14 апреля крейсер утонул. Киев заявил, что две противокорабельные ракеты украинского производства "Нептун", выпущенные с берега под Одессой, попали в "Москву" - это заявление подтвердили разведслужбы США. Россия так и не признала факт удара, обвинив в гибели корабля пожар на борту и штормовое море. По имеющимся данным, погибло около сорока российских моряков.
После получения M777 украинская армия все чаще делилась с США информацией о состоянии своего вооружения на поле боя, чего ранее она не всегда хотела делать. Резников назвал это "зеркальной реакцией" на первоначальный подход Вашингтона к войне. "Если вы видите, что они не доверяют вам серьёзное оружие, так почему вы должны доверять им?". Но по мере того, как США и другие западные державы увеличивали свои обязательства, отношения улучшались. Когда американские военные проводят операции совместно с силами партнёра, например, со странами-членами НАТО, они координируют боевые действия на основе общей оперативной картины, или ООК, - единого цифрового дисплея, показывающего расположение и состав сил. С Украиной не совсем так, но близко. Украинские командиры передают информацию американским военным, что позволяет получать почти в реальном времени картину состояния вооружения в Украине. Американцы о переданном в Украину оружии знают примерно столько же, сколько и об оружии в своих собственных вооружённых силах - сколько артиллерийских стволов функционирует, что выведено из строя для технического обслуживания, где находится необходимая запчасть.
В мае украинские артиллеристы, используя M777, а также некоторые советские системы, обстреляли большой контингент российских войск, пытавшийся переправиться по понтонному мосту через реку Северский Донец. Разведданные, предоставленные США, как оказалось, позволили украинцам определить момент переправы российской колонны. Это была одна из самых больших потерь российской армии с начала войны. Десятки танков и бронемашин были уничтожены, до четырёхсот российских солдат погибли.
Продолжение см.
https://y-kulyk.livejournal.com/223685.html