"ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ" Препарация - часть 1

Sep 06, 2007 15:14

Для начала разберем фильм на составляющие. Как и с "Шоссе в никуда" я постарался максимально отобразить все, что происходит на экране, а также дополнил происходящее своими наблюдения по этому поводу. Собирать все воедино будем чуть позже.

Назад

Препарация "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ"
1. Самый первый кадр - крупный план, играющей пластинки. Голос с нее говорит: "Аxon N." - самая долгая радиопостановка в истории. Сегодня вновь в эфире Балтийского региона. "Пасмурный зимний день в старом отелле". В нашем переводе "Аxon N." убрали, заменив его словами "Сейчас вы услышите...". Заметим, что действие происходит в Балтийском регионе, в который входит и Польша. Также заметим, что транслируемая постановка идет в повторе, а еще является записью на пластинке, что рождает еще один из эффектов повтора. Мотив повторения - один из самых главных в фильме.



2. Темная лестница. Коридор в отеле. Мужчина и женщина с размытыми лицами, говорящие по-польски, заходят в один из номеров. Их голоса почти не слышны из-за шума. Мужчина обращается с женщиной довольно грубо, называет ее шлюхой и заставляет раздеться. Женщина раздевается, хотя не совсем понимает где она находится. Видно, что она находится под очень сильным впечатлением от чего-то (видимо, ссоры с любовником).




3. Мужчина и женщина занимаются сексом. "Мне страшно", - шепчет женщина, - "мне страшно".



4. Женщина, голая, сидит одна на постели и плачет. Ее любовник бросил ее и ушел. Звучит песня (эта же самая песня будет и в конце фильма).




5. Зажигается свет, который светит через объектив кинопроектора. Начинается кино. Начинается "ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ" - мир одинокой, брошенной любовником женщины - отражение ее мыслей, страхов и сомнений.



6. На зеленой кровати сидит девушка, обозначенная в титрах как "Потерявшаяся девушка" (Lоst girl). Мы будем ее обозначать именно так, потому что дальше в сюжете фильма появится еще одна героиня, сыгранная Каролиной Гружка, но никак не относящаяся к этой девушке. Отметим, что комната, в которой Потерявшаяся девушка идентична комнате в отеле (стены и мебель, особое внимание обратим на кровать, застланную зеленым покрывалом, она, как и мебель, еще не раз появится в дальнейших сценах фильма), где сидела девушка из реальности. Потерявшаяся девушка также, как и девушка из реальности, голая и прижимает к себе спереди красное платье. Она смотрит телевизор, стоящий в углу, и плачет. На экране телевизора сначала помехи, потом появляется ситом про кроликов, потом таинственная посетительница в доме Никки Грейс (Грейс Забриски), потом изображение пропадает снова. Видно, что все появляющиеся изображения не просто идут по телевизору, а прокручиваются как бы на перемотке. Также обратим внимание, что на улице поздний вечер - окна темные, в то время как в событиях из реальной жизни окна были светлыми (был день или ранний вечер).









Потерявшаяся девушка - самый первый и самый приближенный персонаж к реальной девушке из отеля. Именно она воспринимает все события фильма через экран телевизора, как происходящие в Польше, в Лодзи, так и происходящие в Голливуде. Именно она реагирует на разные события, словно вспоминая о чем-то. Но она тоже не реальный человек, а всего лишь одно из отражений настоящей, обезличенной героини.

7. Нам показывают кусок из "Кроликов", не с начала, а с того момента, как приходит кролик Джек. Линч немного видоизменил сериал, переделал и досняв несколько сцен с других ракурсов. Ключевая фраза в этой сцене: "Когда-нибудь я все равно все узнаю", которую говорит Джэйн. Нам обещают раскрытие тайны, но произойдет оно не скоро. Также кроликов в контексте фильма можно трактовать как образ тихой семейной жизни, к которому стремится главная героиня.



8. Джек выходит за дверь (на этом месте, как мы помним, заканчивается первая серия) и оказывается в апартаментах Никки Грейс (на это указывает архитектура, розовые стены помещения, а также мебель в нем, которая, кстати точно такая же как и в реальной комнате в отеле и в той комнате, где сидит Потерявшаяся девушка). Комната озаряется светом, и Джек исчезает.



9. Вместо Джека в апартаментах двое людей - один из них Фантом (в нашем переводе Призрак) - главный злодей в фильме, другой - Янек, роль которого не совсем ясна. Известно лишь одно - на него будет работать муж Сью Блю Пиотрек Крол и вместе они будут разыскивать Фантома в Польше. Есть также теория (если принимать во внимание мысль о том, что кролики из ситкома могут переходить в наш мир и принимать там человеческие обличия), что Янек - это обличье Джека, но об этом позже. Фантом взвинчен и постоянно упоминает о том, что ищет какой-то проход. Что за проход не совсем понятно, но очевидно это проход в комнату Потерявшейся девушки, которая находится сразу за комнатой Кроликов. Фантом будет искать этот проход на протяжении всего фильма, путешествуя по разным отголоскам сознания реальной героини и символизируя собой образ ревнивого мужа и угрозы расплаты за ее измену.






10. Фантом и Янек исчезают - перед нами снова Джек, он оглядывается и уходит обратно. На дворе ночь.

11. День. Женщина странного вида, слегка безумного вида (Грейс Забриски) идет по улице. Обратим внимание на дома на улице - они напоминают дом Сью Блю.



12. Посетительница подходит к дому актрисы Никки Грейс. Сам дом заметно отличается от одноэтажных коттеджей, которые окружают его, он довольно старый (видно по обшарпанному входу), но тем не менее большой и роскошный. В доме есть дворецкий и прислуга, а помещения богато меблированы. Никки Грейс выходит встречать гостью из большого зала с колоннами (именно в этом зале будет происходить финальное действие, когда на экране пойдут титры).




13. В разговоре с Никки посетительница упоминает, что живет кирпичном доме, скрытом за деревьями, в конце улицы (аналогии с домом в Лодзи), а затем начинает расспрашивать о фильме, в котором Никки скоро получит новую роль. Заметим странные запинки в ее вопросах "Это интересная роль?" и "В вашем фильме есть убийство?" Другие ее вопросы не менее странны: будет ли фильм о свадьбе (marriage - в нашем переводе не совсем правильно указано "семейная жизнь") и будет ли в нем как-то замешан муж Никки. На ответ "нет" гостья многозначительно хмыкает и рассказывает странную историю: "Маленький мальчик вышел поиграть. Он открыл дверь и увидел мир. Пройдя через дверь он создал отражение. Зло родилось. Зло одилось и пошло вслед за мальчиком", а за ней еще одну: "Маленькая девочка пошла поиграть. Потерялась на рыночной площади. Словно родилась лишь наполовину. Но не на самой площади. А на аллее за площадью. Это дорога к дворцу". Заметим, что обе эти истории по сути дела разные вариации одной и той же старой притчи, которая имеет какое-то отношение к прошлому Никки, но которое Никки не помнит.

Далее следует вопрос будет ли в фильме убийство. Никки какое-то время колеблется и отвечает, что в сценарии убийства нет, после чего гостья уверенно заявляет: "Думаю, вы на этот счет ошибаетесь". и начинает нести полную ахинею, заявляя, что не может вспомнить что сейчас сегодня, вчера или завтра и что, если бы сейчас было 21.45, то было бы уже за полночь (все эти слова позже найдут свое отражение в событиях в Лодзи и на голливудской Аллее звезд), о том, что у каждого действия есть свои последствия и о каком-то неоплаченном счете, о котором Никки тоже не помнит и. После всех этих речей, она протягивает руку по направлению к дивану напротив и говорит: "Если бы сейчас было завтра вы бы сидели вон там".



Никки смотрит по направлению ее руки. Тут многие думают, что Никки увидела саму себя, сидящую с подругами и ожидающую звонка от агента. На самом деле монтажная склейка построена таким образом, что нам не видно, что же на самом деле видит Никки - а видит она саму себя, одетую в голубую кофту с шалью - ту сцену, которую нам показывают в самом конце фильма до того, как идут титры. Именно тогда для всех героев "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ" наступает завтрашний день, так как он наступает для реальной героини фильма.



14. Следующий день. Никки с подругами сидит на диване (одна из подруг, та что темнокожая, будет потом исполнять финальную песню под титры). Звонит телефон, это агент сообщает Никки, что она получила роль в фильме "On high in blue tomorrows". Пока Никки радуется с подругами, сверху за ней наблюдает ее муж - Пиотрек Крол. Вид у него вовсе не радостный.




15. Голливуд. Съемочная площадка, павильон 32. Режиссер Кингсли Сьюарт произносит речь. Из нее становится понятным следующее: Никки - стареющая, видимо давно вышедшая в тираж актриса, которой дали шанс сыграть роль в фильме, на который все возлагают большие надежды и который станет настоящим прорывом в карьере режиссера и актеров и позволят им вернуть былую славу. ("У тебя есть все, чтобы вновь воспарить и остаться на вершине"). Именно для этой цели в фильм приглашена молодая и очень популярная звезда - Дэвон Берк, который также слывет отъявленным ловеласом.




15. На шоу "Знаменитости с Мэрилин Левинс" ведущая спрашивает Никки готова ли та заполучить в мужья Дэвона (вспоминаем вопрос посетительницы Никки про свадьбу). Отсюда можно предположить, что изначальный сценарий "On high in blue tomorrows" должен был закончиться счастливой свадьбой ее главных героев Сью Блю и Билли Сайда. Заметим, что печальный итог фильма пока никому не известен и никто про него не упоминает.



16 После шоу агент Дэвона предупреждает, чтобы тот не совался к Никки, иначе могут возникнуть неприятности с ее мужем ("Он очень влиятельный парень в округе. Он все знает. Нет ничего, чего бы он не знал. Я могу тебе такое понарассказывать, что у тебя волосы на голове встанут").

17. Съемочная площадка. Павильон 4, где будут почти постоянно проходить съемки "On high in blue tomorrows". Заметим как светит солнце - точно также во всем фильме будут светить любые источники света - ярко, прямо в глаза, словно напоминая о наличии невидимого проектора, демонстрирующего кино. Никки и Дэвон рассматривают сценарий "On high in blue tomorrows". Название фильма у нас перевели как "Высоко над печальными днями", но на самом деле это не совсем верный перевод. Blue переводится не обязательно в значении "грустный", тем более в мире Линча этот цвет имеет позитивный, почти мистический характер. Название фильма может звучать, как "Ввысь к светлому завтра" (а учитывать то, что фамилия главной героини Блю, то можно и вовсе воспринять название как "Ввысь к будущему Блю"). Заметим опять, что ни в репликах персонажей, ни в их отношении к фильму не видно, что сам фильм будет иметь печальный и даже жестокий конец. "Фантастика!" - заявляет Никки. "Все сияет от роскоши, и я весь сияю" - говорит Дэвон. Но, когда Никки смотрит на декорации, ее лицо странно меняется. Она узнает в них дом Смитти (это самый таинственный персонаж в фильме, который в нем так и не появляется), а музыка на секунду становится тревожнее.




18. В павильон приходят Кингсли с Фредди Говардом (кто это: помощник, ассистент или просто друг до конца не ясно) и решают вместе с актерами погнать сцену 35, которая происходит в доме Смитти. Во время сцены Никки внезапно сильно входит в роль и даже начинает плакать, несмотря на то что от нее не требовали правдопобной игры. Странны и сами слова героев - Билли приходит к Сью и говорит, что хочет извиниться за то, что вчера сорвался и наговорил ей гадостей, а та отвечает ему: "Загляни в ту комнату" На этой фразе раздается шум, и Дэвон идет проверять откуда этот шум. Звуки приводят его к декорации дома Смитти, но дверь в них закрыта, а через окно ничего не видно, лишь какие-то смутные силуэты. Дэвон заглядывает за декорацию - видно, что это просто стена с подпорками сзади, а за нею тоже никого нет. По возвращении Дэвона Кингсли внезапно делится с актерами странной информацией о том, что фильм, который они снимают, - римейк. Информацию об этом намеренно скрыли продюсеры. Оригинальный фильм так и не был закончен, потому что актеры, игравшие главные роли, были убиты. Также становится известно, что фильм был основан на сказке польских цыган и назывался по-немецки "47", а также ходят слухи, что он был проклят.







19. Вечер в доме Никки, у ее мужа в гостях два поляка - чета Жыдович. Они пытаются говорить с Никки по-польски, но та не понимает. Один из гостей побранивает странное слово "наполовину", а муж Никки заявляет: "Думаю, она понимает, только виду не подает" на что Никки отвечает, что все понимает, но не может разговаривать, хотя только то не могла вникнуть в смысл обращенного к ней вопроса.



20. В полицейском участке странная женщина, которая заявляет, что ее загипнотизировали в баре какой-то человек и вскоре она должна кого-то убить отверткой. На самом деле отвертка воткнута в ее собственное тело где-то в районе живота. Это Дорис Сайд, жена Билли Сайда, одна из героинь "On high in blue tomorrows". Вот только что она делает в мире Никки и Дэвона?




21. Дэвон и Никки разыгрывают еще одну сцену из "On high in blue tomorrows", происходящую в беседке. Это сцена любовного признания Билли и Сью. Из разговора узнаем, что Сью Блю жената, а у Билли Сайда жена и двое детей.



22. В беседе Никки и Дэвона с Фредди всплывает еще одна странная информация о том, что тот раньше разводил собак и кроликов, любит животных, их породу и способность находить выход из самых сложных ситуаций. Возможно, это ничего и не значит, но впоследствии в фильме в любви к животным и способности ухаживать за ними будут признаваться еще два персонажа.



23. В разговоре в гримерке вновь всплывает персонаж Смитти. Ключевой вопрос: "Кто играет Смитти?" Но важно не то, кто его играет, а кто такой сам этот Смитти?

24. Вечер. Никки приходит домой и узнает, что пока ее не было, к ним приходил ужинать Дэвон, а также становится свидетельницей неприятной сцены наверху, где ее муж угрожает Дэвону и употреблял ту же фразу, что до этого говорила странная визитерша: "У каждого действия есть свои последствия".




25 Пока осветитель налаживает оборудование (осветителя играет сам режиссер Дэвид Линч) (софит, как и все другие источники света до него, опять ярко слепит глаза) Никки и Дэвон ждут начала съемок. Оба молчаливы и подавлены, так как знают об угрозах Пиотрека.




26 Несмотря на холодность отношений Никки и Дэвон блестяще разыгрывают еще одну любовную сцену.



27. Лед в отношениях между Никки и Дэвоном начинает исчезать, и вот Дэвон уже приглашает Никки поужинать с ним, а та соглашается. Сразу после этого они отыгрывают еще одну любовную сцену. Никки пытается сопротивляться и шепчет: "Я не влюблюсь в тебя", но у нее перед глазам и мутится и встают непонятные образы.

28. Следующая сцена в фильме. Сью сообщает Билли о том, что муж знает о них и убьет их обоих. Никки, играющая роль, внезапно перестает играть и восклицает: "Черт, звучит как диалог из нашего сценария!" , чем вызывает раздражение съемочной группы. У Никки начинается истерика.

29. Дэвон пытается добиться правды от продюсера о прошлом оригинального фильма, но тот отделывается общими фразами.

30. Следующую сцену можно принять за реальность, но это тоже сцена из "On high in blue tomorrows" - Сью и Билли занимаются сексом в доме Смитти. На то, что это дом Смитти указывает и постель и торшеры около нее. Обратим внимание, что на постели точно такое же темно-зеленое покрывало, как и в номере отеля у Потерявшейся девушки. Каким-то образом в реальность фильма проникает муж Ники Пиотрек, он выходит из комнаты, стоит и смотрит на любовников. Во время сцены Никки, играющая Сью, внезапно говорит: "Это случилось вчера, но я точно знаю, это будет завтра. Та сцена, которую мы снимали вчера. Когда я еду на твоей машине за покупками и попадаю в переулок. Я припарковалась, потому что там всегда есть место. Эту сцену мы снимали вчера, и тебя в ней не было. И вот я вижу надпись на металлическом щите и начинаю вспоминать. На меня волной нахлынывают воспоминания". Но Дэвон не реагирует и ведет себя, как персонаж фильма Билли, продолжая называть Никки Сью. Когда Никки начинает кричать на него ("Это я, Дэвон, это я Никки!" ), на его губах появляется странная усмешка. Пиотрек исчезает, а по стенам коридора у спальни бегут несколько теней от невидимых людей.







31. Сцена на рынке, которую снимали за день до этого и которую описывала Никки. Сью Блю подходит к припаркованной машине в переулке и замечает надпись на металлической двери. На двери написано: "Axon N." Сью заходит в дверь, оказывается на лестнице и спускается по ней. Синяя вспышка, и Сью оказывается на съемочной площадке в павильоне 4 и видит через декорации репетицию (ту самую что была в пункте 18). Ее шаги привлекают внимание, и Дэвон идет искать кто шумит. В этот же миг Сью замечает, что Никки Грейс исчезла, ее больше нет на стуле с Кингсли и Фредди. Перепуганная Сью убегает. Где-то в декорации сзади в освещенном окне появляется муж Никки Пиотрек, одетый в зеленый пиджак (вспоминаем фразу в "Кроликах" - "Это был мужчина в зеленом пиджаке"). Зажигается яркий свет. В ужасе Сью забегает в декорацию дома Смитти и захлопывает за собой дверь. Она внутри дома Смитти, настоящем доме, а не обычной стене на подпорках, которую видел Дэвон. Стены в доме точно такого же розового цвета, как и в доме Никки. Дэвон пытается увидеть ее с улицы, но не видит. Сью зовет его, но зовет, как Билли, затем пытается открыть дверь, но у нее ничего не выходит. Внезапно павильон за окном исчезает и превращается в лужайку с оградой и воротами перед домом. Мир Никки и Дэвона исчезает. Навсегда.
















32. Сью осматривает дом Смитти и заходит в спальню. Это та же спальня что и постельной сцене (пункт 30). Сью в прострации и никак не может понять что происходит. Входит Пиотрек, пряча за спиной зеленый пиджак. Теперь он - муж Сью. Он ложится в постель и выключает свет. Все погружается во тьму.







33. Сью заходит в комнату с красной лампочкой, садится у стены и начинает вспоминать Билли и о том, как тот признавался ей в любви в беседке. Внезапно лампа начинает мигать, и в комнате появляются незнакомые женщины-проститутки. Они общаются между собой несвязанными фразами, но от этих фраз Сью начинает плакать. Фразы проституток ("Был человек, он так часто нас встречал"-"Потому что я люблю раздвигать перед ним ноги"-"Он делал с тобой это... Ну ты понимаешь?"-"Тебе было здорово?"-"Да..."-""Я бы ему все позволила"-"Странные вещи вытворяет любовь") - прорывающиеся сквозь ткань фильма мысли реальной девушки в отеле, ее сомнения в любовь любимого человека, который обозвал ее шлюхой, переспал, а потом бросил. Внезапно проститутки обращаются к Сью. "В будущем ты увидишь сон. Странный сон. - говорят они. - Когда ты откроешь глаза, рядом с тобой будет знакомый человек".



34. Сью закрывает руками глаза, а когда открывает, то оказывается на заснеженных улицах Лодзи. Заметим, что меняется и ее одежда (теперь она постоянно будет меняться в разных сценах, совершенно непонятно почему). Вместе со Сью на улицу переносятся и две проститутки. "Вот эта улица", - говорит одна из проституток. - Хочешь увидеть? Иди вниз по улице". Но Сью стоит на месте и закрывает глаза.




35. Ткань повествования рвется. Появляется изображение пластинки - намек на то, что Сью действует в условиях радиопостановки. Улица, на которой стоит Сью, та же самая улица, где находится отель из реальности. На фоне пластинки появляются два образа - Сью, спящая в это время с мужем в доме Смитти и безымянная польская девушка, похожая на Потерявшуюся девушку из отеля. Девушка шепчет Сью: "Хочешь увидеть? Нужно… (дальше неразборчиво) ...сквозь шелк" и прожигает сигаретой дыру в блузке, а потом смотрит через нее.






36. Изображение резко меняется - заглядывая в дыру, Сью из дома Смитти видит, как она лежит на постели со спящим мужем, а над ней склонилась другая Сью, смотрящая на нее сверху. Отсюда действие фильма "On high in blue tomorrows" начинает резко меняться - в нем оказываются два персонажа Сью Блю (каждая из которых всего лишь "наполовину", как говорила странная посетительница Никки Грейс). Одна Сью из хорошего варианта развития событий, где она и Билли поженятся и их ждет светлое будущее, другая - ее видоизмененное, плохое отражение, у которой нет будущего и которую в скором времени бросит Билли, а сама она умрет на Аллее звезд. С приходом новой Сью в фильм "On high in blue tomorrows" его сюжет начинает резко меняться и приближаться к истории реальной героини из отеля.



37. В то время, как Сью - героиня нового "On high in blue tomorrows" спит с мужем, другая Сью сидит в комнате с проститутками. Проститутки открывают окно, за ними - улица в Лодзи, на которой находится подворотня, ведущая в отель.




38. Утро. Первая Сью готовит завтрак и приходит с покупками. Другая Сью в это время прожигает сигаретой дырку в блузке (как видела в видениях на улицах в Лодзи), а потом смотрит через нее. Стрелки на часах на ее руке крутятся с бешенной скоростью - видно, что сейчас как бы находится вне времени и событий фильма.




39 Сквозь дыру Сью видит другую квартиру в Лодзи, где польская безымянная девушка, похожая на Потерявшуюся девушку в отеле ссорится с Призраком. Призрак говорит девушке про обман и про то, что этот обман ей дорого обойдется.




40. Сцена меняется. Другая польская полная девушка ругается с Пиотреком, только тот теперь с усами и выглядит немного по-другому. Девушку показывают со спины и ее лица не видно. "Я не позволю ей уйти с тобой!" - заявляет она, но Пиотрек не слушает ее и уходит.



41. Фантом избивает польскую девушку. Та кричит.



42. Пиотрек ждет на улице. Проходящий мимо прохожий спрашивает у него сколько времени. Пиотрек отвечает: "21.45" (еще одна фраза из слов посетительницы Никки).



43. Потерявшаяся девушка видит на экране телевизора изображение Пиотрека и перестает плакать.



Читать дальше

препарация, линч

Previous post Next post
Up