"ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ". Вступление

Sep 06, 2007 15:13

Начиная наконец-то говорить о "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ" в первую очередь хочется сказать о необыкновенной открытости фильма для интерпретаций. Пожалуй, Дэвид Линч создал одну из своих самых лучших картин, ведь он всегда ставил во главе кинематографа магию и тайну, а также открытый диалог со зрителем. Именно поэтому режиссер так неохотно делится своими секретами, отказывается от комментариев, а на любые просьбы объяснить, как следует понимать тот или иной его фильм, предпочитает отмалчиваться. В этом плане "ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ" и вовсе достигает апогея. Интернет пестрит от различных трактовок, люди спорят друг с другом о событиях в фильме, какая линия в нем является главной, а какая второстепенной. И каждый из них по своему прав, так как любое обсуждение только подогревает интерес к фильму, заставляя пересматривать его неисчислимое количество раз, чтобы наконец обрести для себя истину. "ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ" способна оставить равнодушным лишь ленивого зрителя, того, кто не захочет разбираться во всех хитросплетениях сюжета, а заявит, что режиссер попросту вывалил перед зрителем неудобоваримый бред, где нет ни логики ни сюжета, и который смертельно скучно смотреть. Однако интерес дело наживное, он приходит от азарта и желания понять - и вот, глядишь, казавшиеся ранее безумно длинные три часа пролетают в один миг, каждая деталь важна и на своем месте, а смысл, при первом просмотре казавшийся недоступным и отсутствующим, теперь обретает свои очертания.

На сегодняшний момент в интернете, а в частности на форуме "ИМПЕРИИ", существует три трактовки фильма. Они таковы:
1) Героиня Лоры Дерн (Никки Грейс) реальна, героиня Каролины Гружка (польская девушка) нереальна.
2) Героиня Каролины Гружка реальна, героиня Лоры Дерн нереальна.
3) И героиня Каролины Гружка, и героиня Лоры Дерн реальны.

Первая подразумевает собой мистическое решение фильма, где актриса Никки Грейс попадает в ткань проклятого фильма "On high in blue tomorrows" и путешествует между событиями и сценами этого фильма, а также оказывается в польском городе Лодзь, который является то ли ее вымыслом, то ли одним из ответвлений сюжета фильма, в котором играет Никки.

Вторая трактовка подразумевает, что главная героиня "ИМПЕРИИ" - польская девушка (обозначенная в титрах как "Lost Girl" или "Потерявшаяся девушка"), сидящая в гостинице перед телевизором и наблюдающая события с Никки, съемкой фильма "On high in blue tomorrows" и его содержанием. Соответственно, отсюда вся реальность с Никки Грейс и происходящим с ней не более, чем вымысел, связанный с личными переживаниями польской девушки.

Третья теория, хоть и невероятная, но, тем не менее, самая распространенная, подразумевает, что события, происходящие с польской девушкой и Никки Грейс абсолютно линейны: Никки Грейс - актриса фильма, играющая Сью Блю, а польская девушка - часть сюжета "On high in blue tomorrows", относящаяся к тем событиям, когда муж Сью Пиотрек Крол отправляется в Лодзь вместе с бродячим цирком.

Каждая из этих теорий по-своему хороша и верна. Однако, как и с каждым фильмом Линча, во всех них можно найти немало противоречий и условностей, относящихся в первую очередь к мелким деталям внутри фильма, постоянной смене одежды (иногда на протяжении одной и той же сцены), поступкам и фразам персонажей, а также последовательности их действий. Поэтому на мой взгляд самое разумное в этом случае предложить четвертую теорию трактования фильма, которую я и попытаюсь тут изложить. Эта теория такова: "И героиня Лоры Дерн (Никки Грейс/Сью Блю), и героиня Каролины Гружка (польская девушка) нереальны"

Погодите смеяться и уличать меня в некомпетентности, сейчас я попытаюсь все объяснить.

"ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ" в контексте "Индустриальной симфонии №1"

Если кто помнит, был в 1990 году у Линча фильм под названием "Индустриальная симфония № 1: Сон девушки с разбитым сердцем". Там героине Лоры Дерн (какое совпадение, не правда ли?), брошенной в прологе Николасом Кейджем, снилась странная фантасмагория, где Джули Круз летала, пряталась в багажнике Кадиллака и вещала с экрана телевизора. А еще там были сирены, мигали прожекторы и бегал карлик с доской на веревочке, который являлся проводником всех тайных сомнений, переживаний и страхов Лоры Дерн (ее героиня в "Симфонии" была лишена даже имени), произнося ее диалог из начала фильма, таинственным образом прорвавшийся из реальности в пространство сна.

Происходящее с "Симфонии" снимало с себя всякое правдоподобие и логическую последовательность происходящего, так как являлось сном девушки. "ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ" имеет схожую структуру повествования (с прологом, основным действием и отсутствием эпилога), хотя сном и не является. Ключевым для понимания происходящего и в "ИМПЕРИИ", и в "Симфонии" является пролог, указывающий место действия, героев и дающий зрителю практически все необходимые для понимания ключи. Замечу, что подобная структура закольцованности пролога с эпилогом и расстановки приоритетов именно в начале столь же явственно проглядывалась в последних фильмах Линча "Шоссе в никуда" и "Малхолланд Драйв".

Кадр с пластинкой (да и само название фильма освещаемое в непроглядной темноте одним единственным лучом света - ведь зрителю придется по одиночке пробираться в непроглядной тьме сюжета, освещая для себя только те детали, которые они смогут заметить) первая, пускай и своеобразная, подсказка, которая будет понятна лишь поклонникам и знатокам работ Дэвида Линча. Произносимая в сцене фраза: "Axon N." - самая долгая радиопостановка в истории" - намек на несколько новый формат подачи информации, избранный режиссером, но и своеобразная ирония по поводу продолжительности фильма.

Немного поясню: "Axon N." - третий (после "Города дебилов" и "Кроликов"), до сих пор нереализованный сериал-проект Линча, заявленный в 2002 году на его сайте. Как и "Кролики" этот сериал должен был состоять из несколько на первый взгляд несвязанных друг с другом новелл. Открывать сериал должен был тот самый монолог Лоры Дерн у таинственного мистера К., который впоследствии был разбит на несколько частей и вошел в "ИМПЕРИЮ". Линч так и не снял ни одного эпизода "Axon N." - понял, что может сделать что-то большее. В итоге получилась "ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ". Но сам "Axon N." все равно появляется в ткани фильма в виде загадочных надписей мелом, которые указывают на мистические изменения статуса героев и их перемещения в пространстве и времени.

Вторая фраза из сцены с пластинкой дает зрителю название радиопостановки: "Пасмурный зимний день в старом отеле", что тоже немаловажно, так как нам указывается место и время всех последующих событий фильма. Временные рамки фильма происходят за один вечер и ночь и заканчиваются рано утром, на что в фильме постоянно даются разного рода упоминания.

Пролог "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ" происходит в старом отеле и решен в противовес всем остальным сценам в черно-белом цвете. Точно также обезличены и главные герои - их лица сознательно вымараны из изобразительного ряда, но сделано это вовсе не для того, чтобы зритель случайно не узнал их среди персонажей последующих событий. В "Индустриальной симфонии" два главных героя были также обезличены, но лишь путем потери имен. Обезличивание во "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ" показывает большее - герои не входят в основное повествование, не являются участниками самого фильма, остаются за его рамками. Линч пошел даже дальше, не включив этих двух героев из отеля и в список актеров, играющих в фильме (первый персонаж, заявленный в начале и с которого начинается фильм - «Потерявшаяся девушка», которую играет Каролина Гружка), и это несмотря на свою давнюю любовь расписывать и давать имена чуть ли самому случайному статисту, мелькнувшему на полсекунды в кадре. Получившаяся таким образом двойная структура «фильма в фильме» позволяет режиссеру творить все, что его душе угодно, снимая запрет как на использование сюжетной нелинейности, так и на отсутствие внутренней логики происходящего. Глядя на картину под подобным углом даже название "ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ" теперь обретает новое значение, становясь отражением внутреннего мира девушки, брошенной любовником в номере отеля, одновременно плачущей и размышляющей над своими проблемами.

Но "Индустриальная симфония" хоть и дала Линчу идею для построения нового фильма, тем не менее была бессюжетна. В "ИМПЕРИИ" сюжет есть, причем развивается он по нескольким плоскостях. Как и было написано выше - каждая из предлагаемых теорий фильма в чем-то верна, но собрать их вместе почему-то не получается. Давайте же попытаемся разобраться, что происходит в фильме?

Читать дальше

препарация, линч

Previous post Next post
Up