<<< К предыдущей части - Ставрополье <<< Когда планировал поездку из Краснодара в Махачкалу, узнал, что придётся проезжать по бывшей мятежной республике - Чечне. Не могу сказать, что загорелся желание проведать эти края любой ценой :))), но судя по сводкам, в Чечне сейчас спокойнее, чем в цели моей поездке - Дагестане; там вообще недавно боевиков
у столицы авиацией бомбили. Такшта решил проверить, что почём, хоккей с мячом.
Сел в Кропоткине на поезд "Ростов-Баку" - какой-то он весь оказался кавказский (какое удивление). Такшта когда увидел попутчиков - один с виду татарин, другой русский - обрадовался; а оказалось - они чечены. :)) Но в общем с попутчиками мне повезло.
Ехал пол-суток в купе с чеченскими железнодорожниками; всю дорогу обсуждали Чечню и железную дорогу. По территории Ставрополья поезд летел за 100 км/ч, а в Чечне начал у каждого столба кланяться - и скорость спала до 40-50 км, и остановки постоянно. По рассказам попутчиков, это не из-за мер безопасности - всё давно спокойно тут - а потому что нет культуры переездов - все ездят как попало, шлагбаумы объезжают, аварии устраивают и потом ещё с машинистами дерутся - почему не пропустил?.. Нарушение шлагбаумного режима допускают и кортежи первых лиц государства - такшта приходится постоянно тащиться и следить за тем, как бы кто не выскочил на рельсы по самовольно устроенному переезду.
Также, конечно, и техническая составляющая подводит; раньше весь путь был электрифицирован; столбы стоят до сих пор, а провода при "прежнем режиме" сняли и продали; и не только провода, и целые ветки путей снимали. По идее всё давно должно быть восстановлено (по бумагам), но в общем приходится на тепловозах по Чечне рассекать. Также тут используются старые стрелки, которые опасно проходить на скорости.
Между собой они балакали по своему, но редко - в основном при мне по-русски говорили. Молодёжь с акцентом говорит, а старший почти что без, ещё и с оборотами, которые не часто и в центре России встретишь; оказалось, он успел пожить по всей России - и в Забайкалье, и в Сибири, и в центре.
Нельзя сказать, что я "осмотрел Чечню" - всё-таки мы проехали по её северной, равнинной части, и из городков и сёл видел только Гудермес - где мои попутчики вышли и даже устроили мне мини-экскурсию - за 45 минут стоянки немного отошёл от вокзала и поснимал город. Жаль только - с погодкой немного не повезло.
Портрет
Кадырова-старшего в Гудермесе
Разрухи не видать - разве что в Гудермесе зачем-то сняли один из путей и теперь приходится в обход бегать. Сам вокзал тоже сносят - повреждён при землетрясении, будут новый строить:
Старый вокзал Гудермеса
В городе недавно построена новая мечеть - уменьшенная версия грозненской:
Гудермесская мечеть
Центр города вполне цивилизован - несмотря на аномальную для местных краёв погоду (недавний снегопад) всё вполне пристойно; самый центр с небоскрёбами называется "Гудермес-Сити" и выглядит по российским меркам вполне шикарно:
Вид на Гудермес-сити со стороны старых домов
Гудермес-Сити
Всё это мне показывали попутчики - спецом из-за меня не поехали на машине, а провели по городу; старший поручил молодым показать, надо исполнять. :)
Пруф того, что я был там и не пользуюсь чьими-то фото:
Я у гудермесской мечети
Единственно, чего я тут опасался - что пока фоткаю, поезд уйдёт. :)
Только вышли три моих попутчика - чеченских железнодорожника - как в купе тут же новых попутчиков занесло: семью какого-то сотрудника ООН; они за ним постоянно ездят, а сейчас ворочались с родины - из Ингушетии. Много рассказывали про местную "дружбу народов" - как ингуши "любят" осетин, азербайджанцы - армян, и всё такое прочее. Такшта регион тут, конечно, специфисский; не то что наша Сибирь. :)
После Чечни я привёз снегопад в Дагестан; его столица Махачкала от такого подарка совсем офонарела и уже который день в себя не прийдёт; но об этом -
в следующей статье.