Про традиции и современность ещё разок

Nov 25, 2022 18:33

Продолжаю вчерашнюю статью про традицию и этнографию; вроде бы удалось показать, что это разные вещи, хотя, казалось бы, про одно и то же. На тему традиций много писал (две статьи из 2013-го года тут и тут, и статья из 2020-го, причём ранние статьи более радикальны); недаром много лет занимаюсь традиционной культурой. И речь тут, как обычно, не про песенки и танцы, а про нашу повседневную жизнь. Для этого, как обычно, надо задаваться вопросами "зачем и почему"; ибо если этого не делать, то останешься в плену предрассудков, стереотипов, а то и откровенного вранья.

Хотя всегда говорю, что традиции - это не про песни и танцы, начать хотелось бы именно с них. Этот пример наиболее нагляден, ибо искусство - самая эмоционально "заряженная" часть культуры, поэтому-то сейчас эти понятия путают, хотя это неверно.

Люди, которые занимаются традиционной музыкой, понимают, что это сложно, при всей внешней примитивности этого жанра. Казалось бы, там три ноты, пара-тройка голосов; для любого музыканта проблем никаких. Но именно что "казалось бы". Главная проблема традиционной музыки - в том, что она не соответствует системе современной музыки, у неё вообще другие принципы. И это я сейчас не пытаюсь занырнуть в узкоспециальные дебри, это пригодится вообще всем гражданам, даже максимально далёким от вопросов культур-шмультур.

Современная музыка предназначена в основном для профессиональных музыкантов, и предназначена для профессионального исполнения в целях развлечения зрителя. Тогда как у традиционной музыки задача заключается в развлечении в основном самого себя, да и вообще это скорее форма общения, а не профессиональная деятельность. Поэтому, когда на кривую дорожку традиции выходят профессиональные музыканты, у них всё получается красиво, только неправильно с точки зрения традиции. Они лабают что-то своё, что никак не соотносится с этой самой традицией. Причём зрителю это может нравиться больше, чем традиционное исполнение, просто исходя из целей - ведь это профессиональное развлечение? Ну да. А до уровня общения с музыкантом зрителю дорастать как бы и не надо. Помните, я всё время талдычу о том, что в современной "культуре" обыватель не субъектен?.. Вот это как раз оно - ваше дело слушать и рукоплескать, а не вот это всё.

Судя по собственному опыту, традиционное исполнение от не-традиционного (в хорошем смысле :)) можно отличить по тому, слушают ли люди друг друга. И сплошь и рядом граждане, сплющенные современной "культурой", вместо общения друг с другом просто самовыражовываются. Да, по идее музыка подразумевает гармонию, и хорошие музыканты просто обязаны слышать друг друга, но если брать мимикрию под традицию, псевдо-народное исполнение, то там, конечно, туши свет. Это скорее к вопросу о псевдо-традиции, который поднимал в предыдущей части статьи.

Традиция - она про передачу опыта от человека человеку. И когда она попадает к "профи", то в 146% случаев она проходит через жернова системы современной культуры, в которой человеку места вообще нет. Она - про профи, инструменты и развлечение зрителя; а в пределе, разумеется, про деньги; как и всё остальное в современной "экономике". Здесь вообще всё просто так, кроме денег. Соответственно, и традиция искажается до неузнаваемости - да, какие-то там нотки могут совпадать, но всё остальное - мимо кассы совершенно, начиная от размерности и заканчивая характером исполнения. И если такое исполнение показать деревенским, которые в теме, они, конечно, не осудят, но поймут, что "опять городские что-то чудят", и своим точно не назовёт. Соответственно, традиция потеряется, и превратится в авторское видение по мотивам.

Если останавливаться на музыкальном аспекте традиционной культуры, то это - реконструкторство, когда вам нужно скопировать то, что было раньше, без развития и привязки к современной реальности. Казалось бы, это оно и есть, традиция и есть что-то древнее; но опять же, обращаюсь к предыдущей статье - не надо путать традицию с этнографией. Этнография - про то, что было; а традиция - про передачу опыта от человека человеку, и нигде не написано, что этот процесс уже завершён навсегда-навсегда. Да, всё выглядит именно так, и вся мощь современной "культуры" какбэ намекает на то, что человеки уже проиграли механизЪмам, но это мы ещё посмотрим.

И если бы дело казалось только музыки; её генерировать можно научить и нейросеть; причём можно и сложную развивающую музыку таким образом генерить. Наверное. Жалко, конечно, людишек - ещё одну функцию уступили машинам; которую вроде как творческую, и всё такое. Современники зачастую противопоставляют себя лапотным предкам и думают, что они чем-то лучше их; вот только чем? Освоили готовые технологии, созданные кем-то, причём зачастую специально "для дураков"?.. Те же мобильные приложения  - сплошное царство беспозвоночных. Авто сейчас можно управлять, не приходя в сознания и не понимая, что там где работает. Да, мы лучше умеем потреблять, но вот что мы умеем создавать?.. Отсюда и до вопроса "зачем вы вообще нужны?" - один шаг.

И в этом плане традиции - это хороший ориентир, как надо жить в целом. В том числе это ведь и система ценностей, метод постановки и решения вопросов "зачем и почему", на которые вам не ответит не то что машина, но и наука. Они просто про другое.

Как уже говорил в прошлых статьях, они решают проблему самоидентификации. У нас в этом году наконец-то появилась необходимость как-то отличаться от клятых буржуинов; и по большому счёту отличия эти невелики, хотя они есть. И практически все они находятся именно в плоскости традиции - у нас принято так и эдак, а у этих, как их там, вообще всё не как у людей. Именно традиции показывают, в каком месте ты русский-татарин-узбек.

Кому-то может показаться; в конце концов, глобализация ещё не до конца померла, и кто-то может чуйствовать себя человеком мира; причём это касается не только клятых либералов, но и ультра-пролетариев.  Национальный уровень самосознания - не единственный, так может, и хрен бы с им?.. Хакей, допустим, оно нам и не надо; но тогда возникает вопрос - а зачем вам тогда, простите, фамилия. Вот вы, скажем, Иванов - а почему?.. Потому что ваш биологический отец имел такую фамилию? И зачем это вам? И докуда мы таким макаром можем докатиться? Товарищ 123456, пройдёмте. Вот, убрали одну традицию, убрали другую - и теперь у вас нет ни Родины, ни флага.

Мы уже привыкли к тому, что дети не продолжают дела родителей; и процесс заходит уже так далеко, что их система ценностей радикально отличается от родительской. В буквальном смысле - то, что для вас важно, для них неважно, и наоборот. И это - наглядная демонстрация отсутствия роли традиции в нашей жизни. Вот отсюда до "товарища 123456" уже один шаг; ибо зачем вам фамилия, если ваши родители - никто и звать их никак?.. А вычёркивание традиций только к этому и может привести. К полному искажению нашей жизни уже через одно поколение. Всё, что мы делаем сейчас, лет через 10-20 превратится в пыль просто автоматически, потому что будет не нужно. А оно будет не нужно, если мы не озаботимся передачей собственных ценностей следующим поколениям. Как это называется?

Давайте и дальше сводить традицию к песенкам. Хотя они - тоже важная часть традиции.

image Click to view


>>> Продолжение - про повседневность >>>

терминология, размышления, культура

Previous post Next post
Up