Про китайские и советские объективы - техническо-экономическое

Aug 11, 2021 15:27

Немного отскочу в сторону от цикла статей про мышление в категориях денег; так или иначе у меня почти что все статьи на тему некорректности этого образа мыслей, так что обличения и срывы покровов будут и тут, но сегодня попробую разобрать технический вопрос, переходящий в экономические обобщения.

Данную тему освещаю потому, что лично с ней пересекаюсь уже достаточно давно, особенно активно - в последний год. С 2015-го занимаюсь темой съёмок с квадрокоптеров; пару лет назад стал больше внимания уделять наземным съёмкам; провошкавшись с экшон-камерами, в этом году всё-таки решился и купил полноценную (более-менее) камеру для видеосъёмки - Panasonic G80. Кто занимается фото-видео-съёмкой, тот знает, что покупка камеры - это лишь первый шажок, которой быстро приводит к дальнейшим покупкам оптики, т.е. сменных объективов. От старого фото-Пентакса у меня остался небольшой парк "стекла", которые можно подключить через переходник; но всё же начал смотреть, какие есть возможности притырить "родные" объективчики, подходящие конкретно для "моего" формата Микро 4/3. В отличие от многих "фирменных" форматов камеры, этот - открыт для разработки, что и привело меня на дорожку знакомству с сумрачными китайскими гениями.

Кто занимается съёмками, в курсе, что оптика может стоить дороже камеры; и я на это немедленно наступил; под мой формат объективы выпускают фирмы Panasonic, Olympus, Leica и т.д., и если брать нормальное "стекло", то цены даже с рук начинаются от 40К теньге и выше. Но среди этого ценника попадались и вкрапления объективов с какими-то подозрительными ценами; пошёл проверил обзоры и был удивлён комплиментарностью отзывов. Речь идёт про объективы производства 7Artisans и (в меньшей степени) TTArtisan.

Один из таких, самый дешёвый, я даже прикупил и немного протестил; вполне достойная штукенция за свои 5 тыров. Причём качество исполнения отметил не только я, который только начал ковыряться в азах, но и многие профессиональные операторы. И что-то оно мне неуловимо напомнило.



Мой 7artisans в начале пути; сейчас он уже немного побит в ходе большой июньской искпедиции.

Люди старшего поколения могут сразу вспомнить советскую фототехнику, и будут правы - во многом исполнение этих объективов напоминает советскую технику. И тут нельзя не напомнить, что она, эта самая советская оптика, до сих пор используется операторами, причём не только от бедности ;))), но и вполне в профессиональных целях. Возможно, в разработке китайской оптики принимали участие и наши савецкие спецы, которым на родине, увы, применения уже почти не осталось.

Сами фотокамеры, производимые в СССР, уже к началу 1990-х немного устарели, а с наступлением эпохи "цифры", устарели безнадёжно (хотя и есть энтузиасты, которые ими до сих пор пользуются, а ломография так и вовсе вылупилась в отдельный жанр фото-искусства). Однако оптика пережила родительские устройства и до сих пор вполне применима. Причём с технической точки зрения советская оптика превосходит ту же продукцию 7artisans и TTartisan (на нонешний момент) - как минимум, в значительной части объективов имеется прыгающая диафрагма, а также была небольшая серия объективов с переменным фокусом, до чего китайские мастера пока не дошли. И, напоминаю, они актуальны до сих пор, пусть и с небольшими оговорками.



"Фоторужьё" Таир-3 с современным фотоаппаратом.

До сих пор они весьма популярны в сегменте телеобъективов; современная оптика 200+мм стоит крайне дорого, а эти продаются порой за бесценок; качество выдают вполне сравнимое. У объективов серии МТО вообще нет аналогов за хоть сколько-нибудь приемлемую цену; буквально на неделе смотрел видео коршуна, снятого у нас в Академе "в полный рост" с расстояния 100+ метров с помощью МТО-1100.

Кроме техно-ликбеза, хотелось бы заметить, что советский путь во многом напоминает нынешний китайский. Многие модели и камер, и объективов, являются копиями немецких и прочих западных марок - Leica, Zeiss, Hasselblad, Practica. В отличие от оригиналов, наши были местами похуже качеством, но существенно доступнее для простого трудового народа. По этому пути пошли и китайцы; они используют более-менее популярные оптические схемы, и выпускают свои линзы большими тиражами. Их схемы во многом устарели; на нонешний момент все объективы полностью мануальные, без какой-либо интеграции с камерой, что, напоминаю, уже в советских "Гелиосах", "Зенитарах", "Мирах", "Юпитерах" и прочая было реализовано в виде прыгающей диафрагмы; а уж сейчас объектив может передавать в камеру куда больше информации, и может полностью управляться электроникой. Тем не менее, китайские кудесники - в самом начале пути, и у них всё впереди. Первый опыт создания камеры - Xiaomi M1 - вышел комом и дальнейшего развития не получил. Возможно, тут какие-то маркетинговые соображения, потому что потенциал у направления был.

Ворочаясь к статье об эффективности экономики; довольно мощную фото-оптическую промышленность СССР в рекордные сроки развалили (впрочем, та же судьба ждала и ГДРовскую "Практику"). При "неэффективных" коммунистах мы могли производить технику, вполне бодавшуюся с западенской (а в "бюджетном" сегменте до сих пор разрывающую всё живое), а теперь... Вон, красногорский завод, когда-то выпускавший легендарные "Зениты", до сих пор работает; сами можете ознакомиться с ассортиментом и ценами. Было/стало. Можем ли мы обеспечить хотя бы собственный рынок оптики (не говоря уж за электронику) своими силами - думайте сами. Галоши, my ass. Дотянулся проклятый Сталин.

экономика, размышления, техника

Previous post Next post
Up