По мотивам статьи
про культурное воздействие кино хотел написать вторую часть, но руки дошли только сейчас - что-то болею вот уже две недели, как-то не очень пейсательство идёт. Эта часть будет скорее продолжением статьи
про подсознательность культуры, но всё взаимосвязано.
В современном обществе сформирован миф о том, что культура - это нечто такое, не-важное и второстепенное, причём об это говорят и наши дорогие со всех сторон "либералы", и плазменные мраксисты - всё фигня, кроме бабла, а какое такое бабло в этой вашей культуре?.. Мраксисты говорят не за бабло, а за экономику, но там всё лёгким движением руки тоже сводится к баблу (правда, возможно, уже не к американскому), так что в определённом смысле фундаменталисты от материализЪма смыкаются с обоих флангов. Тогда как я тут уже язык намозолил - мы проигрываем в первую очередь именно на культурном плане; экономика дело такое, восстанавливается даже после бомбёжек, было бы желание; но это желание формируется как раз культурой, на которую мы все так радостно "забили".
Культура, в сотый раз напоминаю, это не песенки с танцульками, а
самовоспроизводящийся набор правил поведения человека в обществе, который формируется этим самым Обществом, и вот тут у нас главная измена. Мы не можем чётко сформулировать, что такое наше Общество; у товарищей путинистов, конечно, есть ответ - это "священная наша держава", но что делать с нашими людьми за рубежом, со всеми этими "белорусами"-"украинцами"-"казахами", т.е. людьми, русскими по духу культуре, но имеющими не-русское гражданство? Если заходить с концепции "Русского мира" (которую, например, плазменные мраксисты отвергают), то почему мы не занимаемся настоящей интеграцией и устранением границ внутри этого самого Русского мира (чтобы добиться прозрачности хотя бы как в ЕС), а то и вообще воссоединением страны в границах "до революции"?.. Ну, и самый неприятный вопрос - а вы уверены, что культура нашего Общества формируется этим самым Обществом? Вы пройдите по городу-герою столице нашей Родины, посмотрите вокруг, много ли русского вы увидите. Это город-космополит, расплющенный западенской культурой так, что отсылки к героическому прошлому выглядят почти как насмешка; писал об это
вот тут. Удивительно ли, что "русская" элита не понимает общества, в котором оно живёт?
В идеале культура должна формироваться с участием каждого участника Общества; но это в данный момент, увы, оптимизм.
Субъектность обывателя утеряна ещё при клятых большевиках; и это "всего лишь" общемировой тренд по манипуляции обществом со стороны активного меньшинства. Кровавые терраны тащили
советского человека за волосы к светлому будущему, не особо-то его и спрашивая; и это выглядит неприятно только в отрыве от современной действительности, когда дарагих расеян точно так же силком макают в дерьмо, показывая ему его место в истории, причём это тоже не отечественное
ноу-хау, а мировой тренд. С точки зрения обывателя что там, что сям - один хрен насилие, только "тогда" пытались образовывать и просвещать, а "сейчас" под видом развлечения происходит расчеловечивание и отупение, причём, в очередной раз повторюсь, это - мировой тренд.
Подчёркиваю в очередной раз, что обыватель оторван от культурных процессов; он в них участвует только как потребитель, в режиме "пипл хавает"; воздействовать на процессы по формированию культуры он никак не может. Я после каждой критической статьи получаю отзывы "а ты кто такой, чтобы критиковать?..", что уж говорить за человечка, работающего от гудка до гудка, и не имеющего выхода в публичное пространство; ему остаётся только ругаться на кухне; тут ничего не поменялось со времён терранов. Так что Общество на уровне обывателей (коих подавляющее большинство) на собственную культуру повлиять никак не может, делегируя права на культурную деятельность специально обученным деятелям культуры. А эти деятели не понимают общества, в котором живут, о чём было выше. В итоге культурно мы - до сих пор колония Запада.
Дабы не быть голословным, попробую пояснить на примере музыки; этот жанр мне знаком ближе остальных; кино обозреваю лишь потому, что его гораздо проще логически разобрать, а музыка - это сплошные эмоции, и пояснять, почему не надо слепо следовать за своим "мне понрааааавилось", сложнее. Так вот, есть такой жанр "народная песня", традиционная деревенская музыка, где люди поют естественным, "деревенским" звуком, никак не обработанным и не поставленным. И этот жанр является не-форматом для любой не-традиционной (в хорошем смысле) музыки, потому что для любого музыкального жанра нормой является определённая техника игры и пения, и "деревенский" звук считается браком. То есть для того, чтобы "научиться петь", ты должен отучиться петь естественным звуком и уложиться в каноны какого-то жанра; даже в "руссконародном" жанре поют совсем не естественными голосами, что уж говорить за эстраду или тем более оперу. С точки зрения музыки это, наверное, не-плохо, но в итоге получается, что простой человечек считает нормой не-естественное звукоизвлечение, и таким образом самостоятельно вычёркивает себя из культурных процессов - кто я такой, чтобы судить "мэтров", которые умеют так и сяк?.. А почему для нас нормой является не-естественность? Через многократное повторение не-естественности, и выдавливанием естественности из культуры простого человека. Так культура и формируется.
Ладно, допустим, что простой человек действительно туп и глуп, и только окультуренные граждане имеют право творить культуру. Если бы они действительно имели целью образование и воспитание Человека Будущего, как при клятых терранах, то можно было ещё в какой-то степени понять отрыв "творцов" от "быдла" - дескать, массы темны, а мы щаз будем их просвещать; но ведь это уже почти 30 лет как предания старины глубокой. Культура современности в лучшем случае занимается "патриотизмом", т.е. формированием лояльности к действующей власти, а обычно попросту развлекает массы, ещё и за их же счёт - либо напрямую, через билеты, либо косвенно, через бюджет;
искусство превратилось в погремушку. В этих условиях отрыв "творцов" от масс трудового народа означает попросту... паразитизм - мы гадим вам в уши за ваши же деньги.
И это касается и кино, и музыки, и литературы, и изобразительного жанра. Там, где нет прямой связи простого человечка с культ-работниками (возможно, в грубой форме), там культурные артефакты выглядят оторванной от объективной реальности дичью, и это важно - "культура" сейчас существует в особом пространстве, никак не связанном с жизнью общества. Её буквально силком загоняют в вольеры сценического пространства; хотя гаджеты её распространяют повсюду, но у последнего дурачка есть понимание, что жизнь тут, а все эти тренди-бренди - где-то там. Там, где связь с реальностью сохранилась, искусство
выглядит как тяжеловесный соц. реализм - потому что жизнь сложна и тяжела, и не до воспарения воздусех. И так как культурный фон формируется по площадям, то обыватель голосует ногами за не-естественность в ущерб естественности - зачем ему тяготы бытия, лучше ещё раз послушать и посмотреть про свободную любофф в тропиках. Так пластмассовый мир уже практически победил.
Напомню, что культура действует на уровень подсознательности; и тут нет какой-то мистики или эзотерики, ведь культура - это нормы, которые мы сами считаем правильными. И если мы считаем нормальным, что можно показывать по ТВ клипы в стиле "крутятся ж*пы", то чего удивляться, что наши дети и молодёжь считают, что вообще никаких других норм нет?.. Вся эта ваша "совковая" посконность-соборность - сколько она стоит и где её можно увидеть в телеке?.. Только в проплаченное лично ВВП время по праздникам?.. Ну-ну. Культура так не работает; норма либо есть, либо её нет, и натянутость официоза молодёжь чувствует сильнее - если ещё вчера вы говорили, что СССР это плохо, а сегодня уже всем положено биться в экстазе по поводу победы СССР в ВОВ, то когда вы врали - вчера или сейчас? Нельзя обличать клятых терранов и обижаться, когда то же самое делают заграничные соседи - це
морализаторство. А ведь это - культура поведения всей "элитки" РФ - когда нужно, мы обличаем кровавое прошлое, а когда нужно - это наша гордость, не замай!..
Нетрудно понять, почему молодёжь массово попадает в сети западенской культуры - там, конечно, врут не меньше, но это враньё зачастую не так оче-видно, а в последовательности проповедникам культуры бабла не откажешь. Они как обличали клятый "совок" 50 лет назад, так и обличают до сих пор, вскрывая всё новые и новые "факты", и им всё равно, что мазать - что Сталина, что Победу, и в этом сила этой пропаганды - она системна. А наша "отечественная" пропаганда бессистемна: тут вижу, тут не вижу, а
тут рыбу заворачивали; при том, что в ряде областей правды в ней будет побольше, но вот эта бросающаяся в глаза рыба портит всю картину. Для того, чтобы ловить на лжи западенцев, надо разбираться чуть ли не в мировой политике, и
отличать Австрию от Австралии; а косяки отечественных пропагандистов видны буквально воочию, что и приводит к неприятию молодёжью "отчественной" культуры, которая воспринимает её как часть про-властной пропаганды. И, в общем-то, недалеки от истины.
"Отечественная" культура не обладает каким-то хитрым планом, и изо всех сил пытается стать частью "
общечеловеческой" (читай - западенской), а главное - она во многом
не осознаёт важность культуры как таковой. Она управляется чиновниками-управленцами, которые управляют ей как обычной отраслью народного хозяйства (больше чугуния при меньших затратах); а сами культ-работники просто выполняют заказы и в лучшем случае несут абстрактную красоту в мир, а обычно просто занимаются ремеслом, потоковым заработком бабла. Супротив системной работы западенства - какая-то полная беспомощность. У "тамошних" тоже нет какого-то мега-плана, просто они бьют и бьют в одну точку, навязывая ценности
либерал-монетаризма, с приматом денег понад усе, так что какая-то абстрактная красота от этого не помогает попросту никак. Ценностям Золотого Тельца надо противопоставлять какие-то свои, а где они?.. Нет их у "отечественных" пропагандистов и культ-работников, если заходить системно, а не на уровне персоналий. "Внизу" всё может быть здорово - наблюдаю в ленте фконтакте, состоящую из культ-активистов, сплошную духоподъёмность и просветление - но все эти люди на общество в широком смысле не влияют попросту никак. В этом-то и беда.
Потому-то так и пригорает у народа от "отечественного" кино, что в нём наиболее широко раскрывается отношение "элитки" к окружающей действительности, причём в последнее время уже до последних коней начинает доходить, что ЭТИМ всё равно не только до ценностей клятых совков, но и до дореволюционных скреп - после
Матильды и
Викинга-то - а если вспомнить
убогий "Крым", то становится понятно, что понятие "отечественная культура" необходимо всегда брать в кавычки. Даже с пропагандой "патриотизма" она не справляется попросту никак; и возникает вопрос: а зачем оно вообще нам такое нужно, за такие деньги-то?.. Глядя на поделки отечественных "творцов", ответ на вопрос "чем мы отличается от клятых кого-то-там" можно дать только довольно позорный - "мы хотели бы, да нифига не выходит". Например, и в
новомодном "Т-34" нет никакого культурного посыла, есть только танковое пиу-пиу, и для подрастающего поколения эталоном военного кино останутся "Спасти рядового Райана" и какая-нибудь "
Ярость", а "34" сгинет во тьме забвения, как и все остальные "шедевры" условного "Мосфильма" последних лет.
И тут мы подходим к одному из основных отличий русской культуры без кавычек от навязываемой нонче "общечеловеческой" - эта культура монументальна, а не сиюминутна. В ней даже простонародные песни живут веками (что характерно для любой народной культуры), а уж артефакты искусства и подавно переживают создателей на сотни лет. И здесь важно не впадать в ложную дихотомию и не сравнивать русских с немцами, голландцами и т.д. - традиционная культура пострадала везде, и от той культуры также ни черта не осталось - а таки сопоставлять и противопоставлять условной традиции нужно именно современную масс-культуру. "Творцам" искренне пофиг и на настоящую европейскую культуру, я вас уверяю; они слишком заняты формированием "общечеловеков", чтобы обращать внимание на какую-то грязь веков. Современное "искусство" основано в том числе и на не-уважении к классической европейской культуре, инфа 146%; да и откуда бы взяться всей этой толерантности при европейских традициях чуть что, сразу на костёр. Только перепрошивка сознания, только хардкор.
Если проблемы европейцев нас, жителей азиатской тундры, волнуют довольно слабо, то собственная культура должна интересовать каждого, хотя бы для ответа на вопрос "в чём мы не такие, как они". Дело тут не в сепаратизме, а в идентичности; в чём твоя суть, твои сильные и слабые стороны? И на это современная сиюминутность ответить не может по определению - "отечественная культурка" является филиалом "общечеловеческой", и скорее заставляет вас погружаться в толерантность, чем раскрывает вашу (нашу) идентичность. Ибо для таких вопросов нужна протяжённость во времени, упомянутая выше монументальность - что для нас было важно не только сегодня, но и сто лет назад?.. И тут одни сплошные зияющие провалы.
Ибо для восприятия монументальности нужно как минимум уважение к культуре прошлого; а это неприемлемо для современных "творцов". Часть населения пытается найти это под эгидой РПЦ, но там тоже полно провалов в стиле "рыбу заворачивали" - например, РПЦ категорически не приемлет советский период и советскую культуру; и все эти советские праздники, включая День Победы и даже Новый Год, готова лишь терпеть, но не разделять. Да, Новый Год по церковному (старому) стилю приходится на
Рождественский пост, и праздновать в это время - грех. Какое уж тут "национальное единство". А ведь это далеко не худший вариант; для обычной же ново-русской "культуры" характерна полная неразборчивость в методах; она призывает равновесно восторгаться и классической музыкой, и песенками а-ля "крутятся ж*пы"; это та же толерантность, только под знаком
триколора. Культура так не работает; это по определению набор правил поведения в Обществе, а "свободная личность понад усе" - это не набор правил, а тупая агитка.
Культура - это, напоминаю, некая матрица поведения, дающая автоматический ответ "хорошо/плохо" и "свой/чужой" на любую жизненную ситуацию; не на основе каких-то там рефлексов, а благодаря выработанным в Обществе правилам поведения. То, что мы не можем выразить, что для нас хорошо, а что плохо; кто свои, а кто чужие, это показывает, в каком состоянии находится наша культура. Хотя она давно уже не наша, увы - сами отдали на откуп обученным спецам, когда отреклись от собственной культурной идентичности, и это я не про кого-то абстрактного, а про каждого из нас. Не угнетаем "собственных" тупорылых "творцов" - как минимум вопросами, шо вы робите - нечего и удивляться, что "отечественная культура" сейчас лежит там, где она лежит. Ведь нас же всё устраивает? Ну и чего "творцам" напрягаться? Пипл и так хавает.
В оконцовке приложу самодельный клип из далёкого забайкальского села Хасурта:
Click to view
Это всё не постановка; примерно так и выглядит народная культура живьём. Да, тут не так сладкоголосо, как по телеку; ну, как минимум, надо понимать, где что - народная культура и развлечение для масс.