Про простолюдинов и их потребности

Sep 29, 2016 17:28

...продолжу тему жизни не по средствам - там ещё копать и копать. Сегодня зайду несколько с другой стороны, не столько про саму по себе жизнь не по средствам, а про потребности, которые и заставляют людей, общество и целые цивилизации жрать больше, чем производят.

Сначала, как это часто у меня бывает - исторический экскурс. Поговорим за то, что из себя представлял простой человечек в разные исторические периоды. Возможны неточности, я не ракетчик, поправляйте. Поначалу будет непонятно, к чему это я - покажу эволюцию прав простого народа.

В первобытные времена человек был относительно свободен, но это свобода дикой природы, от которой у современной "свободной" личности припадок случится - да, ты можешь идти туда и сюда, и делать что хочешь, но, если ты не будешь делать вот это и это, то, скорее всего, сдохнешь. Свобода - она такая.

С момента появления первых обществ и государств личные свободы начали урезаться, в пользу свободы возможностей Общества; существуют находки первобытных сообществ, где все были примерно равны, однако  столбовая дорога всех цивилизаций повела в сторону закабаления слабых и возвышения сильных - так возникли кастовые и классовые общества, которые существуют и поныне.

Например, в Древнем Риме было два основных класса - свободных граждан и рабов; однако нюансов там было более чем достаточно. Это нам сейчас кажется, что всё население страны - это граждане, а ведь это - плоды 20-го века; в том же Риме существовала градация граждан, из которых только высшая - квириты - имела полные права, а все остальные не имели право голоса, права свободного поселения, и т.д. Я уж молчу про класс рабов, который в "лучшие" годы доходил до... 2/3 населения Римской Империи. По сути большинство великолепия Древнего Рима построено не столько за счёт продуманной политики, сколько за счёт эксплуатации окрестных народов и своего собственного плебса. Как вы понимаете, основная рабочая сила - рабы - не имела никаких прав, и тем более каких-то потребностей; не сдох и ладно.

После падения Рима в Европе наступило Средневековье - где-то раньше, где-то позже. Это время характеризуется переходом к феодализму, с устранением откровенного рабства, но его заменили на аналог - крепостное право. Как нетрудно догадаться, сей способ хозяйствования прокатился по всей Европе - до Наглии и Скандинавии. Кое-где крепостничество было преодолено ещё в те же средневековые времена - но это отнюдь не значит, что кругом наступила демократия и свобода слова - просто одну форму угнетения заменили на другую; например, в Наглии крепостных "освободили", просто согнав с земли и лишив средств к пропитанию - це называется "Огораживание".

При феодализме, разумеется, даже у свободных крестьян правов было не густо. Например, одними из основных прав у них было право на жизнь, и право работать на собственной же земле. О том, чего же хочет пресветлый мужлан, разумеется, никто не спрашивал - его задачей по-прежнему было служение сюзерену, то есть лорду земель, который контролировал округу. Фактические высшее сословие - феодалы, аристократы, дворяне - это было сословие профессиональных крышевателей военных, которые служат уже своим сюзеренам, вплоть до монархов. Дворяне - не придворные, а именно военные; придворными была всякая сволочь (в церковнославянском - свита, волокущая что-то). Соответственно, класс даже "свободных" крестьян служил более высшим классам - священникам (через десятину) и феодалам, в обмен на оказание определённых услуг - религиозное окормление (для верующих это крайне важно), либо же физическую защиту. И лишь разложение дворянства и превращение их в придворных паразитов привело к переходу общества к капитализму.

При феодализме, напомню, 90% населения Европы (не только России) составляли крестьяне. Жили они не очень весело, практически без прав, фактически натуральным хозяйством, изредка меняя свои "товары" на ярмарках у городских ремесленников - кузнецов, сапожников и т.д. Прокормить большое число ремесленников общество не могло из-за низкой сельхозкультуры, поэтому так всё и продолжалось практически до 20-го века.

С наступлением капитализма поменялись права собственности, однако суть эксплуатации нижних сословий верхники осталась практически прежней - вы на нас работать, мы на вас плевать. Просто раньше права собственности передавались по праву "крови", наследованием и личным служением (тех же дворян в частых тогда войнах прорежало преконкретно), а теперь в дело вступило "священное" право частной собственности - раз заработал, то имеешь право. Раньше феодал мог прийти и сказать "всё твоё теперь моё" (слегка утрирую), а теперь всё, кончилися танцы; вместо меряния длиной рода теперь на первое место вышло бабло - у кого больше золота, тот и прав. Разумеется, ещё очень долго длилась инерция мышления, и аристократические круги продолжали пользоваться властью не через финансы, но по "праву лорда", которое уже по сути отмирало, что и привело к многочисленным буржуазным революциям (из которых отечественный Февраль-1917 оказался одной из последних, и ничем особо не выдающейся), в ходе которых право наследования власти заменилось на право покупки власти. А в остальном - всё осталось как было.

Простое население всё так же валяется внизу и никому не интересно. С развитием цивилизации потребовалось большое число квалифицированных спецов, поэтому население начали образовывать - в России про это вспомнили уже тогда, когда было практически поздно; под образованием, напомню, подразумевается умение писать и читать. Однако даже такой грандиозный уровень познания мира привёл к тому, что население начало задумываться о своей роли в мире, и почему одним всё, а другим ничего - хотя первые ничего не делают, а вторые горбятся. Сочетание Мировой войны и полной анархии, в которую практически всегда впадают страны при буржуазной революции, позволило провести переход к обществу нового типа - социалистического, под лозунгами всеобщего равенства; что, безусловно, вызвало поддержку широчайших народных масс и инстант-агро "всего остального мира" в виде паразитирующих элит. Обычно народные массы проигрывают в соревновании с хорошо обученными паразитами, но тут - удалось.

Разумеется, общество нового типа не стало тут же Раем на Земле - просто потому, что Рай предстояло ещё построить, а как, было не очень-то и понятно. Если копировать предыдущий опыт, то прийдёшь к тому же, с чего и вышли - Рай для немногих и Ад для большинства (утрирую). Поэтому, конечно, первое в мире бесклассовое общество бросало туда-сюда всё время своего существования - и храмы взрывали, и свободу половых отношений декларировали, пока не до шуток стало.

Основное отличие советского (социалистического, коммунистического) общества от всех предыдущих - в том, что эксплуатация человека человеком стала криминалом, а не нормой жизни и источником богатств элиты. Крестьяне по-прежнему горбились с утра до ночи, рабочие также вкалывали с утра до ночи, но это делалось в их же собственных интересах; пусть на первый взгляд это и было незаметно. Нынешним офисным бездельникам сложно объяснить, как можно работать за тогдашние пайки и зарплаты от гудка до гудка - но тогдашним крестьянам и рабочим ничего пояснять было не нужно; все помнили и барщину и оброки, когда наработанное ими тратилось барами на Куршавели бани с деффками. Разумеется, стала формироваться и элита, живущая за счёт широких масс, но она, как и дворяне в раннем средневековье, обменивала свой труд на благо всё тех же простолюдинов - никому бы не пришло в голову ставить "элитарные" постановки и отделять художников от "плебса", потому что государство всё же принадлежало рабочим и крестьянам, пусть это и не до всех доходило.

Жизнь простого человека была по-прежнему не очень, но она непрерывно улучшалась, за исключением Войны - как поётся в народе, "Если б не было войны, не было бы горя". Нас всё время кормят сравнениями жизни "там" и "тут", вырывая куски из контекста и сравнивая, условно говоря, фасад с помойкой - а сравнивать надо одно с другим с учётом контекста и прикидывая временную шкалу; вот так жили тогда, так живём теперь. Тем более странно сравнивать самостоятельный и независимый СССР с живущим за счёт ограбления всего мира Запад - весь предыдущий цикл статей показывает, что во многом благополучие Запада построено за счёт эксплуатации рабов третьего мира, то есть мы имеем дело с пережитками не то феодализме, не то прямо рабовладения. Вот сейчас работающий не покладая лап Китай живёт хуже, чем США, которые потребляют большинство китайской продукции, и отдающие взмен ничего не значащие фантики - это вам ничего не напоминает? А мне напоминает - Древний Рим, и тамошних партийцев и плебс.

Как же удалось развалить всё это кажущееся благолепие; неужто не говорили люду, что Запад грабит весь мир и за этот счёт живёт? Говорили, с картинками. Кто-то гарантировал, что мы войдём в клуб партийцев и будем вместе с "цивилизованными" грабить Третий Мир?.. Ничего подобного никто не говорил. Народу сказали, что "стоит только убрать коммуняк, и будет как в Европе" - вам это сейчас ничего не напоминает? Москаляку на гиляку, хто не скаче, той москаль?.. Вся Перестройка - это грандиозная цветная революция, и развод плебса, который из полноценных хозяев страны превратился пусть и не в крепостных, но уж точно - в бесправное быдло.

Зачем это было нужно советской "элите" - понятно; при сохранении советских порядков невозможно паразитировать на Обществе, а теперь стало можно. Но вот почему население повелось - это до сих пор мне на голову не налазит. Как писал в старой статье, моё окружение в широчайшем радиусе было про-советским, от научных работников до забайкальских староверов, но где-то удалось пробить брешь в логике народа, и люди без глубоких корней и понимания, откуда в кране вода берётся, массово побежали за кружевными трусиками в ЕС. Прошла массовая перепрошивка сознания.

Что характерно, жизнь среднего россиянина (не говоря уж за таджиков с молдавами) с тех пор значительно ухудшилась. Да, мы получили возможность покупать битые таёты из-под европейцев или японцев, но взамен мы лишились права собственности на страну, и теперь никак не можем повлиять на происходящее вокруг. Возврат к капитализму означает откат общества обратно к классовому составу, когда элита держит все ресурсы страны, а дно общества существует исключительно затем, чтобы служить хозяевам жизни. И у него - дна - нет возможностей повлиять на ситуацию - выборная система позволяет ротировать элиту, но от этого жизнь днища никак не изменяется. Потому что основы общества таковы.

- Зато мы теперь можем купить то и сё! - доносится голос из помойки. Я рад за вас, правда - но вы уверены, что то, что вы покупаете, во-первых, является тем, что вы покупали; а во-вторых, вы уверены, что вы сами решили это купить? Если вы повелись на рекламу, то поздравляю - это не вы купили, а маркетологи за вас выбрали.

С развитием образования у населения появилась возможность осознавать все процессы в стране, и снова, как и в начале 20-го века, появляются вопросы "какого я получаю ***, когда владелец моей конторы живёт в Европах и всё загребает себе?". Чтобы держать быдло в покорности, ещё со времён противостояния с СССР придумана методика заливания недовольства баблом - тем более таким фальшивым, как сейчас. Нате вам побольше денег, купите себе побольше дерьма - но это никоим образом не изменяет ситуацию. Как и деньги ничего не стоят, так и товары в магазинах, и сами наши потребности - на 146% фальшивые, нанесённые.

На сознание простого хомяка гражданина ежедневно, ежечасно производятся атаки рекламной информацией со всех сторон - из интернета, из баннеров, громкоговорителей, через раздаваемые и разносимые листовки - кругом кричат "покупай, покупай, покупай!". А что такое "покупай" - вы меняете собственный реальный труд на практически виртуальные товары, которые неизвестно сколько стоят и вообще шут пойми из чего сделаны. И я вас уверяю, вы точно не получаете больше, чем тратите. Ибо весь смысл современной экономики - извлечение прибыли; а из кого? Да из вас же, из простолюдинов! Прибыль это доходы - расходы; то есть при любой продаже кто-то получает больше, чем вложил; просто так, низачем нипочему, по праву частной собственности. А вы так можете? Вот то-то.

Вся суть классового общества - залезть на пальму повыше, чтобы плевать на нижние ветки, и получать меньше плевков сверху. Думать о том, что можно никуда не лазить и не на кого не плевать, могут не только лишь все. А в общем-то надо бы уже, чтобы оставаться Людьми. Да и вообще оставаться.

психология, размышления, политика, история

Previous post Next post
Up