Начинаю повторяться; но, в конце концов, я обещал пиарить своё основное увлечение или нет? ;))
Как уже
писал ранее, издревле музыка была средством воспитания и совместного времяпровождения. В новейшее время музыку стали использовать в пропагандистских целях, а сейчас она окончательно потеряла свой сакральный смысл, превратившись в товар. Причём товар крайне малого срока годности.
Ввиду особенностей современных СМИ практически любая музыка остаётся популярной буквально несколько недель - потом её вытесняют более "свежие" вещи. В итоге умение делать шедевры постепенно уступает дорогу ремеслу - ремеслу следовать моде, следить за тенденциями, лепить трендовые сэплы в нужной последовательности.
Помнится, ещё в пору первого знакомства с музыкальными редакторами (не нотными, полноте, с музыкальными - имени
сэмплов и
лупов), поразился простоте ваяния музыки на основе записанных примеров звучания. Получалось, конечно, примитивно - но в отличие от настоящей музыки, ЭТО можно было ваять не в студии, а на любом компьютере, пусть хоть трижды
386-м.
В связи с этим вспомнился анекдот (услышанный в пору работы на радио звукооператором) - Ельцин читает какую-то речь и всё время запинается. Через какое-то время звукооператору это надоело и он говорит - Борис Николаевич, вы нам алфавит надиктуйте, мы дальше сами склеим как надо.
Вот. А ведь современная популярная "музыка" во многом основана именно на том же самом эффекте "алфавита" - вместо виртуозных запилов на гитаре можно просто склеить в нужном порядке нотки и будет почти что то же самое. Почти. Не говорю за все направления - конечно, до сих пор и симфоническая музыка жива, и джаз, и классический рок, будь он трижды здоров - но всё это где-то на грани маргинальности. Если послушать модные тенденции, то там увы и ах.
Основная пичалько в этом смысле, на мой взгляд, состоит в отсутствии смысла у такой "музыки". Любая музыка несёт в себе определённый смысл, какую-то воспитательную функцию - а какой смысл у "сэмпловой" музыки, я что-то не догоняю, чесслово. Понимаю, если бы там было закодировано-заархивировано нечто эдакое, но глядя на исполнителей/аффтаров, как говорится, "свежо предание, да верится с трудом".
При этом у подлинно народной музыки глубинный смысл тоже виден далеко не всегда и не сразу. Но там очевидна воспитательная составляющая - человек погружался в некую культурную среду, в которой не было каких-либо противоречий между колыбельными и боевыми песнями, между рабочими и обрядовыми - хотя, конечно, у каждой было своё место. Поэтому даже кажущиеся бессмысленными песни (а в народе таких - с каше-образными словами - вагон и маленькая тележка) на самом деле - кусочек мозаики, закрывающую определённую часть целой картины.
Тогда как иного смысла у современной мэйнстрим-музыки, кроме как "выкачивание ещё немного баблоса из быдла", я не вижу.
В общем-то и молодёжь-то нынче не сказать, чтобы плохая. Не хуже нас с вами в молодости, думаю. Учитывая то количество ереси, которое на них льётся из СМИ и прочей рекламы, вообще удивительно, что у них в головах ещё что-то остаётся - а поди ж ты, есть ещё
таланты в земле Российской (почему бы не попиарить знакомых ;)). Или вот ещё
пример, тоже из знакомых. Причём примеры - корректны, это действительно деятельность молодёжи, по собственной инициативе.
Один из поводов занятий музыкой - возможность прикоснуться к чему-то большому, в некотором смысле - к истории. Особо одарённые творят историю сами ;), менее одарённые - служат проводниками истории, а совсем не одарённые - стоят в стороне и тупят, история делает их самих. Хоть и немного грубо, зато про войну.
Казалось бы, при чём тут сиюминутность? Да при том, что ротация стилей, не говоря уж о "композициях", такова, что практически ничего не оседает в подкорке, не становится "классикой". Хотя в общем-то человек склонен к ностальгии, ведь даже довольно топорные поделки типа "Ласкового мая" сейчас вызывают вполне положительные чуйства у поколения молодёжи 80-х (хотя лично у меня - нет, несмотря на то, что ЛМ - единственные всесоюзные "звёзды", которых видел лично). Возможно, когда-нибудь нынешняя молодёжь тоже будет ностальгировать под "Дискотеки десятых"... хотя не знаю, вряд ли.
Что интересно, в начале своего пути то же MTV послужило раскруткой песен, ставших современной классикой - в частности, знаковая песня ВИА Dire Straits
Money for Nothing напрямую связана с запуском MTV. И тем не менее нынче музыкальное телевидение и радио поставили производство "хитов" на такой поток, что на этих "хитах" пробу ставить негде. "Я тебя породил, я тебя и убью" - как будто говорит масс-культура сама себе.
Я уже неоднократно упоминал про "танковое" радио "
Прямой наводкой". Оно не исключительно музыкальное, там есть и тематические передачи, но здесь хотелось бы указать на взаимосвязь музыкальной культуры в рамках одного радио. Там являются форматом и военные песни, и хиты 80-90-х, и не вызывает отторжения, когда после какого-нибудь Фредди Меркури включается "Катюша" - причём на китайском. Потому что в общем-то музыка не-противоречива, противоречия у нас в головах. Настоящая, проверенная временем классика не разделяет людей на любителей определённого стиля, а ровно наоборот. Такое моё мнение.
К слову сказать,
"танковое" радио слушает большое число народу, много молодёжи. Вот так вот, казалось бы, легкомысленное развлечение несёт в себе глубинную образовательную сущность. Даже я из того радио много интересных вещей узнал, что уж говорить про молодёжь.
Это всё не про рекламу радио ;), а про связь времён и музыки.