Укрощение Валкеры - гоночное

May 07, 2016 18:12

Очередная техническая статья, про квадрокоптеры. 2 год осваиваю это хобби, и в ходе зимних тестов Попугая Bebop2 неожиданно понял, что нифига не умею управлять летающими аппаратами, а с такой техникой (Попугай летает так стабильно, как ни один из виденных дронов ранее) - и не научусь. Вот про это сегодня и расскажу. Технические статьи я обычно пишу в бложике на rcdesign, но тут несколько другое дело.

Казалось бы, ерунда какая-то - 2 года летаю, а летать не умею?.. А вот, получается так. Как писал в статье "про азы", квадрокоптер - это по сути летающий компьютер, и в сьёмочных дронах - Фантоме, Валкере-350 и Bebop2 - фактически компьютер... летает за вас. В буквальном смысле - когда тестировали дальность Попугая, рассказывал детали управления "пилоту" прямо во время полёта, после нажатия кнопки "Взлёт" - до того он всего пару раз полетал на Валкере-350, и то год назад.

"Съёмочные" дроны летают совсем по-другому, нежели "гоночные" - у них команда "вперёд" означает натурально "вперёд", аналогично и остальные команды - аппарат автоматически компенсирует наклоны вперёд-назад и по всем остальным осям; и, самое главное, на них всегда можно включить "режим блондинки" - бросил стики и аппарат завис. Если с дроном всё в порядке, и ему не снесло башню наводками от других сигналов (мощная сценическая аппаратура, ЛЭП и т.д.), то управлять им может даже ребёнок (под надзором, конечно) - главное не врезаться куда-нибудь; при попытках свалить в пампасы всегда можно нажать "возврат домой" - аппарат прилетит обратно и сядет.

Всё это приводит к тому, что теряются (скажем прямо - в основном и не находятся) навыки собственно пилотирования аппаратом. То есть при малейшей внештатной ситуации уже непонятно, что делать. Например, внезапно села батарейка, и надо срочно сесть - но как, если дрон далеко и ничего не видно визуально, надо по камере садиться и выруливать на пятачок... Не говоря уж за моменты, когда аппарату внезапно сносит башку и он теряет сигнал GPS, пытаясь улететь куда-то вдаль - а мы привыкли к компенсации полёта по спутнику...

У большинства дронов есть режимы и без GPS, но они, как правило, всё равно подразумевают стабилизацию в том или ином виде - то есть работают компас, барометр и прочие датчики. В режиме "полный отвал башки" на них тоже можно летать, но только это чревато - в этих режимах аппараты часто падают, а летающие камеры всё-таки рассчитаны на степенный полёт, а не на безумные кувыркашки. Они, как правило, держат камеру на т.н. подвесе, которому при любом падении (и даже не очень мягкой посадке) плохо, ведь это куча подвижной механики. Поэтому учиться "гонять" на Фантомах - не вариант; там подвесы вообще несьёмные нонче пошли. У Попугая чуть попроще с механикой и с жёсткостью конструкции, вот на нём вполне можно было бы осваивать гонки, да только у него нет никаких других режимов, кроме GPS.

В общем, посмотрел я на всё на это и решил уже поучиться летать без помощи компьютеров - ну, хотя бы с минимальной... Для съёмок это не очень-то и нужно, а вот для спасения дрона и окружающих при внештатке - очень даже. Для таких безбашенных, "гоночных", полётов, разработаны небольшие аппараты т.н. 250-го размера - т.е. между роторами у них 250мм (у съёмочных минимум 350мм, кроме совсем малюток типа Попугая, которые балансируют на грани игрушек). Посмотрел я на полёты своего коллеги по хобби на самодельном дроне, и самому так же захотелось полетать без подмоги мега-датчиков.

Так как Самоделкин из меня никакой (за 2 года толком не научился собирать даже из готового - так, по мелочи спаять что-то могу, но и только), то начал смотреть на готовые, т.н. RTF-дроны - т.е. уже готовые к полётам. Хотя за все эти годы мучений с Валкерой-350 и явное отставание этой мега-конторы от DJI с его Фантомами и Инспаерами уже было решил на неё забить, но наткнулся на знакомых каналах на видео и статьи о мелкой, но борзой модели Валкера-210, про которую до сих пор не нашёл ни одного отрицательного отзыва. Поэтому, когда на жЫрбесте на неё нарисовалась скидка, этот квадр и взял.

Мелкая Валя оказалась реально мелкой, но очень резвой - да так, что первые два полётных дня и 4-5 отлётанных аккумулятора (так моделисты измеряют опыт полётов) выглядели как "взлетели-упали".



Валя-210 в полях
Ведь в чём прикол "гоночных" дронов... у них нет компенсации управления по любым осям, система лишь не даёт аппарату перевернуться (и то не во всех режимах :)); а это значит, что если аппарат куда-то летит, то это ваши проблемы, как его оттуда возвращать; если вы бросите стики, как на Фантоме, то он продолжит движение, а то ещё и в какое пике уйдёт. И, что ещё более важно - ручки "вперёд-назад" означают "наклон аппарата вперёд-назад", а это не совсем то, к чему привычны руки после Фантика. :)))

Когда аппарат наклоняется, скажем, вперёд, у него передние моторы начинают работать слабже, чем задние - это означает, что он не только движется вперёд, но ещё и немного падает. :) Это верно для любых осей. Так что, для полёта вперёд необходимо ещё и поддавать газку - иначе аппарат просто свалится при наклоне. А после остановки газ нужно возвращать обратно - иначе дрон улетит в небо, ведь теперь все моторы работают одинаково и на повышенных оборотах.

В принципе, совсем не обязательно мажорствовать с гоночными квадрами - для обучения пойдут и игрушечные дроны за 3-5 тыров. Беда в том, что качество у них сами понимаете какое, а при обучении вы будете аппарат всё время ронять об пол, иногда с немалой высоты (особенно при освоении горизонтального полёта и остановки дрона потом, с последующим его улётом в стратосферу). Что произойдёт с дешманским дроном с коллекторными моторами - понять несложно. Во многом я Валю выбрал по причине её неубиваемости - после ролика FPV_Guy понял, что это то, что нужно - и на практике это уже не раз проверил. :)

image Click to view


За что люблю ролики этого дядечки - я понимаю его речь, что бывает далеко не с каждым диктором телевидения; английский у меня не совсем фонтан, но его - понимаю.

Однако же, сразу хочу сказать - учиться гонять на таком дроне это оптимизм. :)) После двух полётных дней я уже всерьёз думал о приобретении симулятора полётов, ибо дрон не то что летать - висеть отказывался; при небольшом шевелении стиков тут же уходил в отрыв в сторону деревьев, и однажды таки улетел и упал вдали за берёзы. ЖЫвотные не пострадали, несмотря на 20+ метров свободного полёта - лишь погнулся один проп и раскрошилась крышка видео-антенны, которая и так пока что мною не используется.

Для обучения полётам на таком аппарате рекомендую две вещи:
1) Летать на 3s-аккумуляторе, хотя аппарат изначально предусмотрен под 4s - на трёх банках оно ведёт себя существенно вялее, и таранит планету несколько реже.
2) Подключите аппарат к Cleanflight и зарежьте у него чувствительность управления - по мере роста навыков резвость аппарату можно вернуть, но после ватного Фантика с этой беспредельщицей не сладить никак. Возможно, это как-то и на пульте можно сделать, но через компутер имхо надёжнее и понятнее.

В общем, после существенного понижения чувствительности аппарата к управлению наконец-то удалось криво-косо удерживать аппарат в воздухе силой мысли :))) а не стараниями компутера:

image Click to view



Гоняет аппарат как умалишённый; первая часть видео, до 2:30 - на 3s-батарейке, дальше - на 4s. Это ещё с зарезанными параметрами управления, повторяюсь.

По части надёжности, конечно, гоночные квадры с карбоновой рамой это да, это вам не Фантом. Те тоже не сказать, чтобы сильно хлипкие - но обычно после падения метров с 3-4 уже надо что-то там чинить/менять - тут же самая большая проблема это очистка от грязи. Отдельно можно сказать про пропеллеры - тут они какие-то зверские, у меня за 3 лётных дня и массу падений ни один не поломался; даже погнутый после падения с 20+ метров проп выпрямили прямо на дроне и сейчас его уже не отличить от остальных. И берёзы таранил, и траву косил - им пофиг. Далеко не все пропы такие - у коллеги 250-й самосборный аппарат с аналогичными 5" винтами после каждого краша теряет лопасти - а этой хоть бы хны.

Специально для этой мелкой Вали прикупил камеру Runcam2, на которую и снято видео выше - только её планирую ставить прямо на аппарат, а не с земли сымать. это полумеры :) Это будет, конечно, не качество Фантома-Инспаера, но тоже, думаю, местами будет интересно. Пока что ставить камеру на дрона не решился - там легко снести крепление; вообще-то там уже есть камера и передатчик видео на землю, с приёмом на пульт; но качество экрана таково, что лучше без него. :))) Возможно, потом штатную камеру вынем и ранкам туда воткнём - будет и картинка на землю, и съёмка.

Это пока, конечно, чистое баловство, но в будущем, надеюсь, пригодится при полётах на сьёмочных агрегатах. Скоро едем на Алтай, попробую привезти оттуда чего-нибудь интересного. :)

техника, квадрокоптер

Previous post Next post
Up