Про машинки как блажь и общественно вредную сущность

Jul 25, 2014 14:11

Напишу статейку на заранее флеймовую тему - про то, как средство передвижения несёт вред и разрушения в жизнь нашего общества и каждого простого человека.

По большому счёту я не против авто - как инструмента. Как телевизор (в качестве электронного прибора) не виноват в том, что он оскотинивает массы, так и машинка как железное ведро с гайками не виновата в том, что она ежедневно мешает десяткам и тысячам людей. Топор не виноват, что им зарубили старушку вместо постройки дома, но моё дело - показывать тенденции, почему инструмент превратился из орудия созидания в орудие разрушения.

Во многом в той вакханалии, что творится на дорогах и во дворах виновата приснопамятная пере-централизация страны - если бы города не пухли сверх всякой меры, то и проблема была бы поменьше. Но всё равно была бы, инфа 146%. Основная проблема тут - в излишней автомобилизации населения в условиях не готовой к оному процессу инфраструктуры. Не готово буквально всё - парковки у домов, дороги, парковки у учреждений и заведений - самое время тотально насаждать культ автомобиля!

В дедстве мечтал о личном авто - но уже тогда, в 5-10 лет, понимал, что для этого надо либо жить как в деревне - со своими двориком-гаражом - либо в домах с подземными парковками (когда их ещё никто в Союзе не видел в глаза). Мечталось, что вот вырасту, построю дом в 1000 этажей, и чтобы в подвале стояла машинка - вышел, доехал на лифте до гаража, сел и помчался до горизонта. Именно так и мечталось, в дошкольном возрасте. Нынешняя ситуация тогда мне в голову не приходила, по причине несовместимости со здравым смыслом.

Понимаю, откуда берётся зависимость от авто - даже не от того, что это ведро умеет ездить, а потому, что это - ваш второй дом. А дом, он, как известно, крепость.



Как свою машинку видит владелец



Как машинки выглядят со стороны

Основная проблема машинок, на мой взгляд - в ложном понимании слова "свобода", про что недавно дискутировали в комментариях к предыдущей статье; в массе людей нет понимания термина " ответственность", что в совокупности со святостью личной собственности приводит к непрерывным конфликтам между владельцами этих "крепостей" и окружающим миром.

Наличие автомобиля на дороге или не-санкционированной парковке нарушает права всех остальных участников движения - им он в буквальном смысле мешает. И это далеко не всем понятно. Люди вообще мешают друг другу, но пешеход, даже если он с коляской, и даже если при этом он же - на велосипеде, всё равно занимает места меньше машинки. Поэтому машинки нарушают права людей многократно больше, чем другие люди. Даже если они горестно стоят и никуда не едут.

Начать стоит с дворов. Как уже тысячу раз писал в своих статьях, в дедстве уже с 4-летнего возраста ходил на улицу гулять один, катался там на велике без какого-либо надзора, и не было случаев, чтобы что-то с детьми случалось (иначе бы не отпускали); ещё лет 20 назад такое было возможно. После наступления "эры автомобилей" у детей пространство возле дома отобрали, заставив всё автомобилями. Мало того, что теперь проходить там стало сложнее, так ещё и не поиграть в мячик - а ну как отлетит что и в зеркало? Да и просто выходить из подъезда стало опасно - а ну погонит кто-нибудь по дворам; меня в прошлом году чуть так не сбили, а мне ведь уже не 4 года... В угоду удобству и лени принесли общественное пространство, предназначенное для общения людей, существенно ограничив свободу действий всего населения. Не знаю, кто как, а я до окончания школы большую часть времени проводил во дворах - и где теперь обретаться детям и подросткам, немного неясно. Там же, во дворе, и мужички раньше собирались, и бабуси на скамеечках - теперь всем приходится щемиться подальше, потому что там стоят и воняют мега-"крепости". Отличный "прогресс", на мой взгляд.

Эту проблему можно решить достаточно просто - запретив парковку во дворах. Хоть и грубо и не-цивилизованно, зато про войну; с каких пирогов личное авто должно нарушать общественное пространство? Хочешь личного удобства - покупай личный гараж или место на подземной парковке; а не можешь позволить - вэлкам ту троллейбус, детка. Машина - это не только права, но и обязанности, в том числе - перед обществом, и почему эту проблему ставлю я в каком-то полу-маргинальном дневничке, а не Президент стучит ботинком по трибуне, мне немного не ясно.

Следующая проблема - дороги. Ни одна дорога в мире не справится с массой автомобилистов, которая нарастает по причине централизации страны в целом, и под воздействием моды и доступности авто для населения. Подержанные отечественные авто можно купить чуть ли не задаром, основная проблема в авто-владении состоит в способности поддерживать свою "крепость" на ходу; сейчас себе позволить заправить машинку может чуть ли не любой студент, даже несмотря на взрывной рост цены ГСМ. В итоге у нас в Нской волости на дороги ежегодно вылетают десятки тысяч новых (в смысле ранее не ездивших по этим дорогам) авто с такими же владельцами... Если учесть, что область - это считай столица, в которой полно узких мест (всего 4 моста через реку, включая Северный объезд и дамбу ГЭС), то все эти тыщи и миллиарды авто органично вписываются в пробки всё в тех же местах, что и все остальные.

С дорогами сложнее - если только не действовать запретительными методами, как местами поступают в Европах - запретить, например, по чётным дням ездить машинкам с нечётными номерами, и наоборот; это сразу вдвое снизит нагрузку на дороги. :))) Никакое расширение дорог не справится с потоками неофитов, которые всё прибывают и прибывают - доказано Москвой; сколько не вкидывай в инфраструктуру, но потоки леммингов всё перебарывают. Проблемы дорог можно решить только де-централизацией страны, но даже и де-централизацией не решить проблем центра и каких-нибудь глобальных достопримечательностей - например, хоть выгони всё население за Полярный круг, но вокруг Красной Площади или Большого Театра от машинок будет не протолкнуться. Тут надо именно с культурой авто-владения что-то делать.

Следующая проблема - показанная выше проблема парковок вокруг учреждений и заведений. Могу назвать буквально несколько объектов - в основном это будут торговые центры, изначально проектировавшиеся под большую массу авто. Тогда как остальная масса всех городских объектов не рассчитана под большой наплыв машин - которые, напоминаю, занимают в разы больше места, чем люди.



Наш Торговый центр в Академе - во времена былинные...



Теперь тут всё выглядит примерно так

Если "торгушка" уж как-нибудь перебьётся (хотя по улице Ильича уже давно пройти неприятно), то больницы-школы-музеи уже страдают. Даже офисные здания постройки хотя бы 15-летней давности в подавляющем большинстве - без подземных (и зачастую - вообще без каких-либо) парковок, потому что тогда этой проблемы просто не было.

Авто на парковке занимает места больше, чем человек за рабочим столом, поэтому парковки должны занимать как минимум столько же места, сколько рабочих мест в офисном здании. Покажите-ка мне подобные примеры в центрах городов... В итоге машинки работничков занимают всё общественное пространство вокруг офисов и учреждений - включая дворы и внутри-квартальные проезды, то есть нарушают в общем-то уже и частную жизнь местных жителей.

В принципе эта проблема также решаема - думаю, когда наши правнуки подрастут, уже удастся перестроить все общественные и не очень здания под современные требования к автомобилизации населения. А до той поры так и придётся мириться.

Все эти пляски вокруг личных авто - как нетрудно видеть, европейский подход к жизни, развитие у людей толерантности - я тебя потерплю, ты меня; мы вместе будем гадить друг другу на голову и во двор, главное делать вид, что всё нормально. Тогда как у русских вообще-то был принцип уважения - ты не мешаешь мне, я не мешаю тебе; есть разница, знаете ли. И этого уважения к окружающим - и через это к самому себе - очень не хватает современному общечеловеку. Раз мне это удобно, я могу наплевать на общество и поставлю своё ведро где захочу. А общество - это мы все, вместе взятые, и от количества взаимных плевков как-то уже давно не по себе.

Культуру надо у людей повышать, в том числе - культуру отношения к обществу; через это и культура авто-владения изменится. Если можно не ехать куда-то на машинке - едь на трамвае; да, это не так престижно и модно, зато ты при этом не плюёшь во всех вокруг, как последний гоп.

Понимаю, что машинка - это удобно, но, боюсь, уже скоро властям придётся принимать гестаповские меры по обузданию желаний автовладельцев; и уж лучше само-ограничиваться как-то, чем вынуждать больших дяденек рубать направо-налево.

терминология, размышления, техника

Previous post Next post
Up