Вдогонку статье "
про воспитание винтиков из людей" - как обычно, недоразвернул мысль, вот,
по наводке читательницы сразу и поясняю. Тут поменьше слов будет. :)
Нас, людей, которые занимаются народной (и не только) культурой, часто упрекают в фундаментализме, то есть что мы пытаемся навязать другим свою точку зрения, которая давно устарела и вообще сейчас всё по-другому; то есть мы пытаемся звать людей назад в пампасы. На эту тему уже не раз писал - почему наличие культуры (в отличие от современного общества потребления) позволило русским людям освоить половину самого большого на свете континента, а сугубо зашоренные советские унтерменши и ещё дальше замахнулись, первыми наследив
на Луне и
на Венере.
Но речь тут даже не про это. Кажущееся навязывание культуры в "нашем" (то бишь вообще-то классическом) понимании этого слова - по сути ответная реакция на тотальную оккупацию культурного пространства другими культурными артефактами, важнейшим из которых является реклама. Да, имхо по сути именно коммерческая реклама
составляет значительную часть культурного пространства современного человека. Хотя и остальная часть оставшегося от рекламы пространства немногим лучше, по большому счёту.
Современный человек уже практически не замечает, что его с утра до ночи окружает некая информация, транслирующаяся ему в подсознание с рекламных вывесок, объявлений в метро, из клипов по ТВ или с экранов на транспорте; даже на отдыхе где-нибудь в кабаке он
окружён фоном из музыки-клипов-картинок, которые формируют у него нужные владельцу заведения шаблоны поведения.
Поэтому попытки "навязать" какую-то другую культуру фактически заключаются в том, чтобы ослабить этот поток информации, вынуждающий людей делать то, что выгодно кому-то другому, и попробовать направить его в сторону, полезную обществу и ему самому.
Я с дедства не люблю дискотэки, где за грохотом музыки не пообщаться - действительно не понимаю, какой в этом может быть "отдых", не так воспитан. Ровно такое же у меня отношение к "типично русскому" инструменту - гармошке; не говоря уже про баяны. Когда ревёт гармошка, вы её не перекричите хоть всем хором - и из живой музыки получается подчинение ритму и манере игры инструменталиста. Если вам захотелось что-то спеть самому, что расходится с грохочущим инструментом, у вас это просто не получится сделать. Понимаю, что если кто-то у вас под ухом ревёт пьяным голосом, вы тоже не сможете ничего спеть самостоятельно - но эта аналогия какбэ намекает... Да, я не люблю инструменты. :))
Ровно так же современная культура не даёт развернуться нормальной, настоящей культуре - потому что её басы и "гармошки" своим рёвом заслоняют всё культурное пространство, вынуждая тех, кто хочет какой-то альтернативы, просто устраняться с "культурной" площадки совсем - потому что не ужиться вместе, принципы несовместимы. Во многом поэтому моя банда в последнее время устранилась от каких бы то ни было фестивалей, окромя
сугубо деревенских - вообще душа не просит, не наше всё это, хотя чисто для себя
поём регулярно.
И вот чтобы не ставить вещи с ног на голову, и не вынуждать настоящую культуру - которая, напоминаю, направлена на воспитание и образование человека,
в отличие от не-культуры, которая извлекает деньги из людей с помощью развлекушечек - уходить в маргиналы, что также искажает смысл культуры, надо что-то делать с нынешним эрзацем "от культур". Понимаю, что большим дядечкам куда более выгодна реклама и МэрлинМэнсон, чем какие-то там песнопения в консерваториях, потому что им пофиг, что останется у людей в головах, а вот что у них останется в карманах - не пофиг. Но до общества и до людей должно же уже когда-то дойти, что мы живём не для этих дядечек, и про себя и про окружающих тоже надо уже когда-то подумать.
Понятное дело, что запрещать МэрилинМэнсона и заставлять людей слушать фольклор и классику - не прокатит. Речь идёт именно об очищении культурного пространства, чтобы у культуры наконец-то появилось своё место. Сейчас его фактически нет - в масштабах всего общества, а не в качестве маргинальных сообществ.
Как-то вечерком после концерта в забайкальском Красном Чикое решили попеть "наши"
семейские песни, в подавляющем большинстве - лирические и протяжные; причём даже не сами, нас попросила об этом целый директор фестиваля. И шо ви таки думаете - мы еле нашли место, куда не достаёт поражающими элементами вездесущая гармошка... И это - на фестивале под названием "Семейская круговая". А что уж говорить про всё общество в целом...
Понятно, что побеждает тот, кто понахрапистее - но верно ли это в области культуры?