"Отелло" Някрошюса

Oct 20, 2010 13:18

У меня отношение к театру Някрошюса сложное. Каждый раз, когда они приезжают в Москву, - иду и смотрю. С "Фауста" ушла после первого акта. "Вишневый сад" досмотрела до конца и возненавидела этот спектакль, именно так - возненавидела.
В перегруженных метафорами тяжелых работах Някрошюса, на мой взгляд, нет места актеру, актерской личности.Актеры (особенно русские,в "ВС") задыхаются под этой грудой режиссерских образов, говорят задушенными голосами, явно страдают от физического дискомфорта, потому что мизансцены и рисунки ролей, в которых они существуют,не предназначены для обживания.
Актерская индивидуальность здесь вообще никак не учитывается, поэтому абсолютно все равно, кто будет играть Раневскую,Лопахина или Шарлотту - все персонажи давно уже заказаны режиссерским воображением, дело артиста - реализовать чужие фантазии на сцене.

В начале 90-х я, как и многие была, в негодовании от русофобского "Носа", зато позже была под сильным впечатлением от "Макбета" - и казалось, что так и только так - свободно, открыто, стремительно - надо ставить Шекспира.

Артисты, проживающие рядом Някрошюсом целую жизнь, давно превратились в его альтер эго - в этом добровольном рабстве выросли настоящие звезды, а Багдонас и вовсе перерос своего хозяина.

"Отелло" я видела в телеверсии, и вот вчера посмотрела вживую. ЗдОрово придуман спектакль, ничего не скажешь. Подмят, подверстан под себя - гения эпохи, ослепленного гордыней и невыносимым страданием, опрокинутым вовнутрь, взрывающим душу изнутри.
Выматывающий непрекращающийся звук океана кончается звоном в ушах. Сумасшедший вальс Латенаса (который я где-то слышала, как все у Латенаса, UPD:нашла первоисточник - это тема из "Поэмы" Зденека Фибиха)изводит своим навязчивым дребезжанием на слегка расстроенном ф-но, и уносит куда-то в космос, когда к нему подключается пронзительная труба.

Сцена убийства восхитительна. Как и последующая за ней сцена бессловесного монолога Отелло - сцена, которой нет у Шекспира, но есть у Отелло. Рядом с распростертым трупом. В полном одиночестве. Без единого слова - сколько она длится? 5минут?10? Багдонас невероятной силы и глубины артист.И харизмы, безусловно - оторвать от него взгляд невозможно.

Не хватило Яго - дальше плетения паутины(буквально, перебирая пальцами, как лапками) - роль не развивается, и хороший артист своей кульминации не нашел, не дали ему своей Джомолунгмы в роли. Никакой Кассио - без начала и без конца. Бьянка и Эмилия - схематичны, как все роли второго плана в большинстве спектаклей. Дездемона Эгле Шпокайте чудесна, парит просто над сценой, вихрем кружится, как длинноногая острокрылая птица - но возраст уже диктует свои правила, и явно диссонирует с рисунком десятилетней давности. Хотя все равно хороша. И невинна - что видно всем, кроме ее мужа)

Мне не хватило темы чужеродности, инаковости - но это мое, личное прочтение Отелло. Видимо, для Някрошюса эта тема не является главной.

И еще по-прежнему не люблю мужских босых ног на сцене, не люблю снимания и надевания носков, не люблю когда в пол сцены, в ее живое тело)) втыкают всякие ножи и сабли.

В противоречивых оценках театра Някрошюса у меня есть "высокопоставленный" союзник - Сергей Юрский. Когда я сказала, что собираюсь на Отелло - он воскликнул: "О нет! Здесь мы с вами не сойдемся!" Я помню, как он был возмущен "Вишневым садом". Называл его "преступлением".Хотя Багдонаса считает выдающимся грандиозным артистом.
Я думаю тоже, да, Багдонас - грандиозный. Вышедший из повиновения.

Сейчас Някрошюс репетирует "Калигулу" с Женей Мироновым, Лешей Девотченко, Игорем Гординым и Машей Мироновой.


театр

Previous post Next post
Up