Откуда есть пошёл Europanzer (часть 2)

Jun 18, 2018 22:38



Первая часть статьи тут

Вступление
Продолжение злоключений мамкиного историка про разработку Europanzer. Я гарантирую, что в тексте будут неточности и ошибки. Ибо по слишком многим вещам нет какой-либо конкретики. Если вдруг обнаружите что-то вопиющее, пишите - сразу исправлю. Какую-то часть информации удалось собрать по комментариям у yuripasholok

Немецкая тяга к кошачьим
Теперь вернёмся к немцам. С немецкой стороны проект назывался Standardpanzer (он же Kampfpanzer Standard).
Как я уже говорил, немцы пошли классическим для них путём, распределив проектирование корпуса, его башни и оружейной системы. Корпус нового танка на конкурсной основе независимо разрабатывался тремя промышленными группами A, B и C. Проектирование же башни распределялось между фирмами Wegmann и Rheinmetall. В 1959 году было представлено три проекта.

Остановимся на последнем, как самом бумажном.

Проект группы C (C. F. W. Borgward GmbH)


Проект получился очень нестандартным, и включал множество интересных или даже революционных решений. Но сам был из категории «Долго, дорого, ненадёжно», ибо неизвестно сколько по времени и за какие деньги его доводили бы до ума. Тем более у самой фирмы начались финансовые трудности, и в 1961 году она обанкротилась.

Проектированием на Borgward занимался Отдел специального развития/разработки (Sonderentwicklung), главным разработчиком выступил Эрих Юбелакер (Erich Übelacker), который успел к тому времени поработать и на Steyr и на Daimler-Benz. А после банкротства перешёл в Hanomag.

В движение танк должны были приводить четыре шестицилиндровых многотопливных оппозитных двигателя с водяным охлаждением общей мощностью 1500лс. Мощность от двигателей передавалась на расположенные в корме ведущие колёса по идущим вдоль бортов карданным валам. Танк имел возможность ехать как гусеничным ходом, так и колёсным. Ходовая часть состояла из пяти сдвоенных опорных катков с пулестойкими пневматическими шинами. Из них три являются управляемыми для колесного хода. Подвеска гидропневматическая с изменяемым клиренсом. Не стоит забывать про механизм поворота с гидрообъёмной передачей (МП с ГОП) и электрогидравлическую восьмиступенчатую коробку передач. Всё это должно было разгоняться на гусеницах до 80км/ч, а без гусениц до 120км/ч. Дополнялся простор технической мысли резиновым топливным баком, капсулой для экипажа и стабилизированным по трём осям 105мм орудием с автоматом заряжания и спаренной 20мм пушкой вместо привычного пулемёта.

Но ожидаемо не срослось, ибо были предложены слишком смелые решения. Поэтому проект в том же 1959 году и завернули, не доводя дело до железной реализации.


Peter Kurze со своей находкой

Было изготовлено только два макета силами отдела Musterbau (опытное производство) под руководством Fritz Hattesohl, который занимался изготовлением и испытанием прототипов для отдела специальной разработки.
В 2010 году Питером Курце (Peter Kurze) была найдена одна из этих моделей. Хотя макет и различается в ходовой - но учитывая закрытие фирмы, вряд ли в архивах могли бы остаться чьи-то другие разработки. Какой именно это этап - сказать трудно, возможно прорабатывали несколько вариантов ходовой, возможно вносили какие-то изменения в ходе проектирования. Второй макет на текущий момент утрачен.





Больше фотографий





Там же в архивах были найдены фотографии поворотного механизма башни и двигателей. Больше информации лично мне найти не удалось, но я так понимаю это всё связано с разработкой проекта группы C

Проекты групп A и B


Макет группы A



Макет группы B

В июне 1959 года были изготовлены деревянные макеты проектов первых двух групп: семикатковое шасси у группы A, шестикатковое у группы B. Притом, стоит отметить, что на обоих деревянных макетах по всей видимости стоит макет башни разработки Rheinmetall без кормовой ниши с характерной крупной пирамидообразной маской и «ушами» оптического дальномера. Условно назовём её Rheinmetall I. Орудия у макетов различаются. Очень трудно сказать наверняка, но похоже, что на прототипе группы А стоит макет 105мм орудия с довольно своеобразным дульным тормозом, которое в то время разрабатывала Rheinmetall; на прототипе группы B стоит 90мм, тоже от Rheinmetall. Происхождение 90мм орудия отследить трудно, на тот момент у Rheinmetall была BK 90, устанавливаемая на Kanonenjagdpanzer, но она оснащалась эжектором, которого на фото не наблюдается. Конфигурация корпусов у обоих групп была примерно однотипна за исключением различий в ходовой.

Теперь самое интересное. Надо сказать, что в интернете творится совершенно невообразимая путаница с фотографиями прототипов разных групп и соотнесением их к тому или иному типу. И даже во всех книгах, которые мне попадались на глаза, фотографии частично перепутаны. Я постарался проанализировать все имеющиеся фотографии на наличие характерных признаков, и выстроить их в некий структурированный логический вид. Параллельно буду делать комментарии относительного различий внешнего вида.

Плюс не стоит забывать, что разработка башен не была по временным рамкам строго привязана к разработке корпуса, и соответственно башня одного типа может спокойно стоять на корпусе другого типа, и тому подобная путаница. Особенно хорошо это заметно по музейным экземплярам, когда на шасси нулевой серии ставится башня от ранних прототипов или вообще от проекта другой группы. Башни конструировались как взаимозаменяемые, с единым размером погона. Опять же, мелкие детали вроде поручней на башне или забашенной корзины гуляют от танка к танку даже в пределах одной прототипной серии. И музейщики похоже не особо парятся о сохранении комплектности.

В 1960 была завершена постройка первых прототипов группы A. Причём ещё за год до их сдачи, в 1959 году, было решено продолжить дальнейшую разработку путём производства второй усовершенствованной серии прототипов - 26 от группы A и 6 от группы B (притом реально из этих 6 было построено только 2), что как бы намекает на уже сложившиеся предпочтения заказчиков.


Двигатель Daimler-Benz MB-837A

Standardpanzer Prototyp I A по внутренней документации конструкторского бюро Порше назывался Model 734. Было изготовлено два прототипа, один силами Jung - Jungenthal, другой Atlas - MAK. На прототипе была независимая торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами на первом, втором, третьем, шестом и седьмом узлах подвески; с семью опорными двойными катками с наружным резиновым бандажом и тремя поддерживающими катками с каждого борта. Ведущее колесо располагалось в корме, направляющее колесо было взаимозаменяемо с опорным катком и располагалось в носовой части танка с механическим механизмом натяжения гусеницы. Вес составлял 33 тонны (позже 35). Хотя ванна корпуса была спроектирована под использование 10-ти цилиндрового двигателя, на прототип устанавливался 8-ми цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz MB-837A мощностью 670лс. Соединение с трансмиссией обеспечивалось посредством трёхдискового сцепления сухого трения. Пятискоростная коробка передач Zahnradfabrik S 5-250 разгоняла танк до 65 километров в час. Механизм поворота обеспечивал два фиксированных радиуса поворота машины по типу танка Тигр. Ставились дисковые тормоза фирмы Teves. Двигатель объединялся с трансмиссией и системой охлаждения в единый силовой блок. Кроме того, ставилась вспомогательная силовая установка с дизелем Daimler-Benz мощностью 9лс.





Прототип первой серии группы A с самой ранней башней Wegmann первого типа. Последовательно с 90мм орудием Rheinmetall, с 105мм Rheinmetall и с 105мм L7

Что самое интересное, мне попалась на глаза фотография корпуса первой серии прототипов A в процессе постройки (или даже просто фото очень проработанного макета), на который ставится башня со всеми признаками разработки Wegmann («узкая» маска, забашенная ниша), при этом в ней предусмотрены «уши» для установки оптического дальномера. В башню установлена, судя по виду дульного тормоза, 90мм пушка (возможно, какая-то производная от Rheinmetall BK 90, я никаких точных данных на этот счёт найти не смог). Стоит отметить, что имеется фотография этого танка уже в доделанном виде, но стоит уже 105мм орудие фирмы Rheinmetall. Для удобства восприятия можно принять этот дизайн башни как первый вариант башни Wegmann (назовём его Wegmann I).



Чертёж корпуса I A с башней первого или второго типа с орудием предположительно 90мм

Видимо, в дальнейшем конструкторы посчитали оптический дальномер слишком сложным и дорогим в производстве, и была спроектирована новая литая башня с развитой кормовой нишей. Условно присвоим ей имя Wegmann II. Насколько мне известно, в неё сразу ставилось орудие калибра 105мм всё той же Rheinmetall. Вместо оптического дальномера в маске пушки было сконструировано третье отверстие (помимо прицела наводчика и спаренного 7.62мм пулемёта MG3) для пристрельного пулемёта британского производства калибра 12.7мм. В течение 1961 года пушка была заменена на британскую Royal Ordnance L7A1 длиной 51 калибр, в том числе и на первом варианте башни. Похоже, с собственным орудием не срасталось. Я предполагаю, что сначала для тестов поставили именно L7A1, ещё до того, как её переработали в L7A3.







Набор фото корпуса I A и башни Wegmann II с пушкой 105мм L7. Прототип первой серии легко узнаваем по характерной форме решёток выхлопа. Башня с забашенной нишей без дальномера

ВЛД сварного корпуса составлял всего 50мм. Большая часть имеющихся фотографий первой серии прототипов относится именно к башне Wegmann II с пушкой 105мм L7A1/L7A3.


Схема I A с башней первого типа из японского журнала

В сентябре 1960 прошли совместные испытания прототипов первой серии.


Корпус II A ещё без обвеса

Постройка прототипа второй серии Standardpanzer Prototyp II A (под внутренним названием Model 773) началась уже в сентябре 1960, не дожидаясь официальной отмашки и завершения совместных испытаний. Были внесены улучшения на основе выявленных замечаний. ВЛД был утолщён с 50мм до 70мм, ширина машины увеличилась на 70мм до 3250мм, был установлен новый двигатель Mercedes-Benz MB 838 Ca 500 мощностью 830лс, выполненный моноблоком с трансмиссией и системой охлаждения. Вспомогательный двигатель убрали как ненужный. Масса танка достигла 36.2 тонн. Всего было изготовлено 26 прототипов (9 на Atlas - MAK, 9 на Jung - Jungenthal, 8 на Luther & Jordan).


Схема II A с башней второго типа из японского журнала. Сразу бросаются в глаза изменения решёток выхлопа

В сравнении с прототипами первой серии была изменена форма решётки выхлопа, по которой они легко определяются на фотографиях. Притом, на ряд машин на крышу МТО над решётками ставили дополнительные ящики ЗИП. Прототипы постепенно дорабатывали в процессе постройки. Форма решётки была изменена где-то между постройкой последних прототипов второй серии и изготовлением первых предсерийных машинам. Встречаются фото машин с решётками предсерийного типа, но без дополнительных секций/кожухов сверху - притом с различными конфигурациями башен. На некоторые танки устанавливались зенитные пулемёты 7.62мм MG3.








Набор фото с корпусом II A и башней Wegman II с орудием 105мм L7

Что интересно, на I A водитель сидел слева, а справа от него располагалась боеукладка. На прототипах I B, II B он сидел справа (а боеукладка соответственно слева). И при переработке проекта в II A водитель тоже переместился направо с соответствующим перемещением боеукладки.






Прототип I B с башней Rheinmetall первого типа с орудием 105мм Rheinmetall. Легко узнаётся по количеству катков и характерной защите фар

Два прототипа конкурента Standardpanzer Prototyp I B изготавливались с 1960 года, но, судя по информации из интернета, различные направленные на надёжность доработки с ними производились до 1961 года. За общий дизайн проекта отвечало инженерное бюро Warneke из Дюссельдорфа. Один B1 был построен силами Rheinstahl - Hanomag, другой B2 - Rheinstahl - Henschel. Хотя информация на этот счёт противоречивая. То ли два прототипа делали на разных фирмах, то ли серии прототипов (первую и вторую) делали на разных заводах. Задержка с доведением до готовности была связана с затянутой разработкой мультитопливного двигателя Hanomag,механизма поворота с ГОП и индивидуальной гидропневматической подвески. В отличие от проекта группы A, здесь использовалась схема с шестью опорными и тремя поддерживающими катками. Ведущее колесо сзади, направляющее в носовой части с гидравлическим механизмом натяжения гусеницы. При выборе трансмиссии рассматривались предложения пяти фирм (Deutsche Getriebe GmbH, Hurth, Pulsgetriebe, Renk и Zahnradfabrik), был выбран вариант Pulsgetriebe - восьмискоростная (на самом деле семи, одна комбинация не использовалась) планетарная коробка передач PP45, устанавливаемая поперечно. О ней можно почитать у kedoki вот здесь. Использовался специально разработанный двухтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Rheinstahl-Hanomag мощностью 850лс. Так же была использована вспомогательная силовая установка Hanomag мощностью 12лс. Была установлена литая башня без кормовой ниши Rheinmetall первого образца, причём в башне был предусмотрен оптический дальномер. Изначально была установлена 105мм Rheinmetall, в отличие от 90мм на макете.


Чертёж корпуса прототипа группы B, кто-то нехороший зачем-то замазал подписи к бронированию. Чертёж имеет нумерацию Wa 588 (Wa от названия инженерного бюро Warneke). В соотстветствии с подписью, установлена башня StPz TRh 1. Если расшифровать, то получается Standardpanzer Turm Reihnmetall 1.

В отличие от группы A, на прототипах B обоих серий двигатель не был выполнен в формате моноблока, который можно было целиком демонтировать из машины. Сам двигатель, трансмиссию и систему охлаждения пришлось бы демонтировать раздельно.





Тут информация начинает сбоить. На всех подписях это прототип II B. Но у меня есть ещё одна фотка прототипа II B, и там совсем другая форма корпуса. Либо на этих четырёх фотографиях второй прототип первой серии I B, либо прототипы второй серии отличались между собой. Я информации найти не смог.

В связи с ненадёжностью и трудностью доработки гидропневматической подвески, проект был кардинально переработан. Standardpanzer Prototyp II B теперь основывался на гораздо более простой подвеске Дюбонне - комбинированная фрикционно-пружинная с использованием пластинчатых пружин Бельвиля (в русскоязычной терминологии их обычно называют тарельчатыми пружинами). Он сохранил ту же самую схему с 6 опорными и 3 поддерживающими катками. Но сменился двигатель, им стал используемый и группой A дизельный MB-838 Cam 500. Поначалу на переработанный корпус (толщина ВЛД которого также выросла с 50 до 70мм) ставилась та же самая башня Rheinmetall первого образца, но потом её заменили на башню Rheinmetall второго образца. Для удешевления и упрощения производства она лишилась оптических дальномеров. По иронии судьбы, башни конструкции Wegmann наоборот оптические дальномеры в дальнейшем получили. Хотя можно предположить, что в башни Rheinmetall II в тестовом режиме могла была установлена собственная пушка 105мм Rheinmetall - на фотографиях и на экспонируемой в музее сохранившейся башне на шасси группы A установлена 105мм L7. Масса второй серии прототипов доросла до 39 тонн. Всего планировалось построить 6 прототипов второй серии, но как я уже говорил, изготовлено было всего 2, ориентировочно в конце 1961.


То самое смущающее фото прототипа II B с башней Rheinmetall II и пушкой 105мм L7. Форма лба явно отличается от предыдущих фотографий, совсем иные щитки над гусеницами и по иному проложена проводка фар. К сожалению других фото этого танка нет.

Упомяну для собственного спокойствия, что информация по прототипам группы B в интернете противоречит сама себе. По одним данным, уже в первой серии прототипов один был с гидропневматической подвеской, второй с подвеской Дюбонне. По другим данным, первая серия группы B была с гидропневматической подвеской, а подвеска Дюбонне появилась только во второй серии. Я склоняюсь ко второму варианту как более логичному. С гидропневматической подвеской возникли проблемы, изготовление танка сдвигалось по срокам, когда группа А уже вовсю пилила доработанную версию второй серии и потирала руки в предвкушении победы - и поэтому было решено пойти на кардинальные шаги и переработать всю машину. Но момент всё равно был уже упущен. В октябре 1961 проект группы B был закрыт. Хотя построенные машины продолжали участвовать в сравнительных тестированиях.



Двигатель Mercedes-Benz MB 838 Cam 500

Так, 2 января 1962 года прошли совместные испытания 28 прототипов (26 A + 2 B) в Testfacility 91 в Меппене. Они были окончены в апреле 1962 года, и лидирование фаворита в лице проекта Порше было налицо.
Осенью 1962 немцами была произведена закупка 1500 пушек Royal Ordnance L7. В связи с требованием иметь угол склонения в 9 градусов, верхняя задняя часть казённика была модифицирована на Rheinmetall - такая модификация пушки для ФРГ была названа Royal Ordnance L7A3.


Дико непонятное фото какого-то прототипа. Установлена башня Wegmann II. Ходовая не от группы А, но корпус очень на неё похож. Явно виден четвёртый поддерживающий каток вместо трёх




Странное фото с башней второго типа. А корпус нечто промежуточной между II A и 0-серией. С четырьмя поддерживающими катками и решёткой от 0-серии, но без дополнительных кожухов сверху

В сентябре 1962 шесть прототипов II A было доставлено в Panzer-Lehrbatallon 93 в Мюнстер. Испытания показали неудобство пристрелочного пулемёта и невозможность по нему определять дистанцию свыше 1500 метров, в связи с чем было решено внедрить оптический дальномер. Дальномер пришлось разрабатывать с нуля компанией Zeiss. Тесты были закончены 1 апреля 1963 года.

Где-то в это время была внедрена башня Wegmann третьего типа (Условно Wegmann III). Она отличалась установкой столь необходимого оптического дальномера. Притом отливку башни кардинально поменять ещё не успели, и в крыше башни просто пропилили срез, в которых вваривался кожух дальномера. Соответственно, была переработана и маска пушки, которая лишилась третьего «глаза».


Каноничный II A с башней третьего типа





Музейный конструктор Lego в Мюнстере с корпусом нулевой серии и башней третьего типа

Летом 1963 года была сделан заказ на 50 пред-серийных машин (так называемая нулевая серия, внутреннее название Model 814), притом первый танк был поставлен в июне 1963, а 11 июля 1963 Standardpanzer был впервые показан широкой публике. Производство распределилось следующим образом - 17 танков было сделано на Jung-Jungenthal, 16 на Atlas-MAK и 17 на Luther & Jordan). На них были установлены башни Wegmann уже четвёртой серии, перепроектированные под установку оптического дальномера с отливкой посадочных мест под «уши». Маска пушки была переработана и получилась более крупной в сравнении с прототипами. Над маской пушки по центру были вварены крепления для установки инфракрасного прожектора AEG-Telefunken XSW-30-U. На крыше башни был сделан бронированный отвод для подключения его проводов. Зенитный пулемёт 7.62мм MG3 окончательно прописался на машинах. На прототипах второй серии были три поддерживающих катка. На предсерийных машинах их количество увеличилось до четырёх. Из заметных отличий - люк заряжающего выполнен квадратным. Впоследствии на серийных машинах заряжающему выдали что-то наподобие собственной командирской башенки. Вес предсерийных машин вырос уже до 39.6 тонн. 10 тонн разницы - это достаточно много для изначально 30-ти тонного танка, но к тому времени это ограничение было снято с конструкторов, и им было куда разгуляться.








Набор фото предсерийных машин 0-серии

В том же июне 1963 13 танков 0-серии были отправлены на Wehrtechnische Dienststelle 91 в Meppen (Меппен) - 7 для огневых испытаний, и 6 для ходовых. Ещё 2 танка были отправлены в Великобританию в обмен на два танка Chieftan для проведения сравнительных испытаний.


Совместное фото с Chieftan

Помериться силами со своим французским «братом» AMX-30 получилось в августе 1963 года в тренировочном центре Mailly-le-Camp, в Bourges и в Satory под патронажем Италии. В октябре 1963 AMX-30 и Standardpanzer испытывались уже совместно с M47 Patton II в Меппене, вновь под присмотром Италии.

Что интересно, несмотря на большую, чем у француза, массу (40 против 34 тонн), Standardpanzer показал большую проходимость, имел больший динамический ход катка и обладал лучшими разгонными характеристиками. Огневую мощь танков не сравнивали из-за разницы в боеприпасах. AMX-30 стрелял только кумулятивными снарядами со стабилизированным вращением, а Standardpanzer использовал стандартные выстрелы L7.

Снарядное
Как я уже писал в первой части, у французов были выстрелы OCC 105 F1, OE Mle 60, OECL 105 F1, OFUM 105 F1.



Британский БПС L28

У Германии была свои интересная система наименований. Сокращение Deutsche Modellenbezeichnung (DM) и двухзначный цифровой индекс, где первая цифра обозначает порядковый номер боеприпаса в классе, а вторая цифра - тип боеприпаса.
На момент своего серийного и предсерийного производства в 1964-1965 годах я смог найти у ФРГ следующие снаряды: бронебойно-подкалиберный трассирующий DM13 (немецкое наименование для серии британских выстрелов L28) и бронебойно-фугасный DM502 (британский же L35). Дымовой немецкими танкистами похоже не использовался, или использовался M416 американского производства, который даже не переименовывали в систему с DM. Сам M416 был принят на вооружение США в 1964 году, в Германии вполне мог появиться на пару месяцев/лет позже.

В 1965 году ими был принят бронебойно-фугасный DM512 - американский M393, который те в свою очередь сконструировали на основе британского L35.

И наконец в 1968 году получили DM12 - стабилизуемый оперением кумулятивный снаряд, тот самый американский M456, о котором я говорил в первой статье. Что интересно, хронологически под индексом DM12 успело побывать два снаряда - в 1979 немцы разработали на основе американского собственный кумулятивный выстрел, изменения были связаны со взрывателем и надёжностью срабатывания. Сами показания бронепробития остались на том же уровне.

Если совсем убегать вперёд, то в 1978 году появился БОПС DM23, который на этот раз имел израильское происхождение, а именно был переименованным М111 Хец 6.

Закругляюсь, или немного неинтересных дат
Уже 22 августа 1963 в бюджет на 1964 год был заложен заказ на 1500 танков.

1 октября 1963 было присвоено имя Leopard или Kampfpanzer Leopard. Числовое же значение Leopard 1 ему было дано только при разработке Leopard 2 дабы исключить путаницу.

Войсковые испытания предсерийных машин продолжались между июлем 1964 - октябрём 1965 года в Panzer-Lehrbatallon 93 в Мюнстере. В это время танк смог преодолеть водную преграду по дну глубиной 4,2 метра.

Так же танки испытывались в Италии (в Венеции и Сардинии) в 1964, в Канаде в городе Сногейме зимой 1965-1966, в апреле и мае 1965 совместно с двумя танками M60 в Бельгийской бронетанковой школе в Леопольдсбурге.




Торжественная приёмка первого танка

И наконец, 09 сентября 1965 первый серийный Leopard вышел со специально построенного конвейера завода Kraus Maffei AG. Серийный Leopard 1 производился четырьмя партиями с небольшими различиями между ними c 1965 по 1977 года, все на заводе Kraus Maffei AG. Лишь небольшая партия из 75 машин была сделана на заводе Krupp в Kiel. Незначительно отличался внешне от предсерийных машин (дали заряжающему собственную башенку и слегка сместили в сторону прожектор, наверное, чтобы командиру было хоть что-нибудь видно). Есть предположения, тогда же была установлена гидромеханическая полуавтоматическая трансмиссия ZF 4 HP-250 (4 скорости вперёд, 2 скорости назад).

Итальянский след


Несмотря на то, что Италия формально больше не участвовала в разработках, недавно всплыл довольно интересный чертёж по установке в немецкий Standardpanzer автомата заряжания для 105мм орудия L7. Полученный таким образом танк на чертеже называется OTO Centauro. Проект вероятнее всего был сделан фирмой OTO Melara. Что интересно, на чертеже чётко прослеживаются очертания корпуса прототипа II A, а башни так вообще Wegmann II. Что позволяет датировать его во временных рамках 1961-1962 годов.

Минутка занимательного сравнения
  1. Во-первых, на танках AMX-30B с 1972 года был внедрён стабилизатор CH27-1S фирмы SAMM. Причём, согласно одному интересному отчёту ЦРУ о системах СУО на различных танках от ноября 1983 года - стабилизатор лишь управляет поворотом башни и сохраняет постоянный угол возвышения орудия, но не стабилизирует само орудие, что всё равно не делает эффективной стрельбу с движения. В конструкцию Leopard 1 производимый по лицензии на Feinmechanische Werke Mainz стабилизатор Cadillac Gage был внедрён примерно в 1970-1971, причём это был полноценный двухплоскостной стабилизатор орудия, который в рабочем состоянии несколько снижал скорость поворота башни.
  2. Во-вторых, несмотря на наличие на Leopard 1 прожектора AEG-Telefunken XSW-30-U (работал как в видимом диапазоне, так и только в инфракрасном при применении инфракрасного фильтра) и возможность командира заменить свой монокулярный дневной перископ-прицел Steinheil-Lear-Siegler TRP-2A на инфракрасный прицел Eltro B171-II/B171-IV - наводчик не мог вести стрельбу из орудия ночью без подсветки цели обычным (не инфракрасным) светом прожектора. Потому что и совмещённый с пушкой прицел Zeiss TZF-1A, и дальномер-прицел Zeiss TEM-2A со встроенным аналоговым баллистическим калькулятором были дневные, и ночью в них ничего нельзя было рассмотреть. Правда, в данном случае командир мог перехватить управление орудием у наводчика и пытаться вести стрельбу через свой инфракрасный прицел, но без возможности оценки дальности до цели. На AMX-30B у наводчика был собственный инфракрасный прицел OB-17-A. Правда, возможности использовать дальномер опять не было.
  3. В-третьих, у немцев оптический дальномер отдан наводчику, а у французов командиру. Такое вот распределение обязанностей.
  4. У французов зенитный пулемёт имеет возможность дистанционной стрельбы, причём снабжён собственным инфракрасным прожектором PH-9-A и инфракрасным перископом OB-23-A (хотя я не нашёл информацию о том, позволяет ли он вести стрельбу). Немцам в этом плане надо по старинке высовываться из люка.
Итоговое
Обе страны получили свой национальный танк. Leopard получился мобильнее и надёжнее. AMX-30 вышел более внушительным в плане огневой мощи, особенно когда у немцев ещё не появился американский кумулятив. Да и при стрельбе БОПС за счёт большей длины орудия CN-105-F1 показывает себя чуть лучше.





По броне Leopard недалеко ушёл от AMX-30

Но сказались проблемы с ходовой и вялый старт серийного производства, в результате чего в безоговорочные лидеры по экспорту с отрывом ушёл немецкий Leopard. И запас по модернизации в платформу был заложен чуть больший - тут сказалось перепроектирование под 40 тонную массу. В итоге француз ушёл со сцены гораздо раньше.

Впрочем, немцев опыт совместного проектирования ничему не учит, и они тут же пустились с американцами строить свой MBT-70. С известным результатом.

Послесловие

image Click to view


Схема ZF 4 HP-250 на китайском и видео о её работе на ютубе

Я вполне мог ошибиться где-нибудь в датах производства/испытаний, ибо в интернете на эту тему каша. И не знаю, когда именно на Леопарде трансмиссия ZF S 5-250 была заменена на ZF 4 HP-250. Ну и вообще открыт к исправлениям в тексте.
Я как мог старался обойтись без детальных пространных описаний типа «в башне помещалось столько-то снарядов, два огнетушителя были расположены там-то, противопожарная система состояла из того-то», которые в принципе и так легко найти. Хотя совсем от них избавиться не получилось.

Mad Skillz в экселе
Набросал примерную схему-хронологию в экселе. По уму надо в Visio сделать или в каком-нибудь шаблоне Timeline-Milestones-Tasks, но лень


[КДПВ]

Upd. Выправил статью, добавил больше данных и залил много новых вкусных картинок.

Продолжение
Previous post Next post
Up