Вступление В этой статье коснусь того, как французы постепенно модернизировали свой танк. И что успели соорудить на его шасси. Берясь за эту тему, думал, что будет относительно легко - танк не пользовался особой популярностью, и многого наплодить не успели. Но как оказалось - порядком запутать данные в интернете всё равно смогли, и пришлось разгребать завалы противоречивой информации. Статья будет больше с википедийным уклоном и унылым перечислением того, когда и что именно поменяли в очередной модернизации.
Немного конструкторского экскурса Чтобы была более понятна линия развития, я тезисно перечислю основные конструктивные особенности базовой серийно модели AMX-30B образца 1966 года: Корпус и ходовая:
Двигатель HS-110, кривая зависимости мощности от оборотов, двигатель в разборе и двигатель в сборе с трансмиссией (трудно сказать какой именно), ещё двигатель и опять двигатель в сборе (опять непонятно с какой трансмиссией)
Сварной корпус с литым носовым узлом и литая башня, пятикатковое шасси с пятью поддерживающими катками, передним ленивцем и задним ведущим колесом
Многотопливный двенадцатилитровый дизельный двигатель Hispano-Suiza HS-110 на 680-720лс. Свои 720лс развивает при 2800 оборотов в минуту (гарантировать точность этой информации не могу, но по логике противоречий не вижу, более поздний HS-110-2 развивал 700лс при 2600 оборотах. В информацию из интернета о 720лс при 2000 оборотах на большинстве страниц как-то не верится, тем более есть график мощности. Ещё разок встречал информацию о 720лс при 2600 оборотах, это тоже ещё более менее похоже на правду). Двигатель в моноблоке с двухдисковым главным фрикционом сухого трения центробежного типа Gravina G.H.B.200C и вызывающей множество нареканий механической трансмиссией ARE 5SD-200D (5 скоростей вперёд, 1 назад). Механизм поворота обеспечивает два фиксированных радиуса на каждой передаче.
Вес 34 тонны без амуниции и экипажа, 36 тонн в снаряженном состоянии с экипажем
Установлены защита от ОМП в виде фильтровентиляционной установки и противопожарная система
Танк способен преодолеть речные препятствия глубиной 1.3 метра без подготовки, глубиной 2 метра с незначительной подготовкой и глубиной 4 метра с полной подготовкой. Полная подготовка состоит в установке шноркеля, двух плит-заглушек (в неиспользованном состоянии крепятся на ВЛД) на воздухозаборники и установке инфракрасного оборудования водителя
Кстати, вся серия AMX-30 неважно чувствовала себя в зимних условиях, потому что за всё время эксплуатации французы не додумались снабдить их грунтозацепами для заснежных и ледяных поверхностей.
Вид корпуса и башни танка на заводе, хорошо видно внутреннее устройство
Вооружение:
Пушка 105мм CN-105-F1 без дульного тормоза и эжектора, нестабилизированная, с термозащитным кожухом. Общий боекомплект 50 выстрелов, 22 в башне и 28 в передней части корпуса
6 перископов M223 - 3 у водителя, 1 у наводчика, 2 у заряжающего
2 фронтальных фары с инфракрасным фильтром и инфракрасный перископ водителя OB-16-A, который он может поставить вместо среднего перископа M223 для вождения в тёмное время суток. Способен работать и с обычным видимым светом фар (работает в бинокулярном режиме ночью, в монокулярном днём)
2 поворотных перископа M282 - 1 для наводчика, 1 для заряжающего
Индикатор азимута M259 (ставился только на первые 150 машин)
Монокулярный прицел наводчика M271. Увеличение х8 при поле зрения 9 градусов
Инфракрасный монокулярный прицел наводчика OB-17-A с увеличением 5.4х с полем зрения 7 градусов, которым он может заменять или дополнять M271 для стрельбы в ночное время
Сопряжённый с орудием основной прожектор SOPELEM PH-8-B с инфракрасным фильтром (фирма называлась SOPEM до 1964-1965, после чего сливается с SOM-Berthiot и становится SOPELEM. Вообще, большую часть оптического оборудования, включая дальномер, дневные и ночные перископы и фары сделала именно она).
Оптический дальномер M208 у командира. Имеет увеличение х12 при поле зрения 3 градуса, или увеличение х6 в режиме телескопа. Может использоваться как прицел, у командира есть возможность переключить управление огнём на себя.
Бинокулярный перископ-прицел командира M267 в крыше командирской башенки (увеличение 10х) и призма M270. Служат для обзора поля боя командиром, а также для наведения зенитного пулемёта
Сопряжённые с зенитным пулемётом инфракрасный прожектор PH-9-A и инфракрасный перископ-прицел командира OB-23-A
Рычаги управления на AMX-30B
Стоит учитывать, глядя на сроки разработки и введения в эксплуатацию некоторых машин, что всё семейство AMX-30 производилось на одном единственном заводе ARE, который иногда попросту не успевал справляться. Тем более, он же выполнял экспортные заказы.
AMX-30 Gluette (1969) Во-первых, для обучения экипажа, в 1969 году был создан один экземпляр танка для отработки погружения. На нём отсутствуют двигатель и траки, сам он опускается в бассейн с водой посредством специальных направляющих. Для экстренной эвакуации предусмотрена труба, по которой можно выбраться из машины без всплытия.
AMX-30 Auto-école
Точной даты начала изготовления этих машин я не нашёл, но предполагаю, что с ними долго не тянули. Получившая конструкция со своеобразным остеклённым куполом вместо башни ничто иное как тренажёр для обучения механиков-водителей. Было изготовлено несколько экземпляров, находящихся в различных центрах обучения. По тем фотографиям, которые я видел, имеются как тренажёры, изготовленные на базе AMX-30B, так и тренажёры на базе AMX-30B2 (видимо, в связи с изменениями в органах управления). Причём на фотографиях последних купол дополнительно снабжён сварной конструкцией из труб на тот случай, если нерадивый мехвод таки сможет перевернуть машину на крышу. Возможно, были прецеденты.
Слева на базе AMX-30B, справа на базе AMX-30B2. Видна дополнительная конструкция поверх остекления
Модернизация в ходе производства В 1971-1972 годах (точные даты разнятся) был внедрён стабилизатор орудия SAMM (Societe d'Application des Machines Motrices) CH27-1S. Причём по какой-то причине французы не осилили внедрить полноценный стабилизатор. И CH27-1S лишь управляет поворотом башни и сохраняет постоянный угол возвышения орудия. Стрельба с ходу по-прежнему неэффективна. Прицелы так же нестабилизированны.
Наведение 20мм пушки по вертикали независимо от орудия
В 1972-1973 годах (данные опять разнятся) спаренный пулемёт 12.7мм M2 Browning был заменён на 20мм автопушку GIAT M693 Model F2, которая могла наводиться по высоте независимо от основного орудия на углы от -8 до +40 градусов. Притом командир имел возможность управлять огнём автопушки и осуществлять прицеливание посредством своей призмы M270. Пушка имеет возможность селективного питания с подачей зажигательного осколочно-фугасного или бронебойного снарядов. Боекомплект пушки в автоматической системе питания составляет 480 снарядов, ещё 550 снарядов дополнительно перевозятся в танке.
Дорога к AMX-30B2
Уже в 1973 году была запущена программа модернизации AMX 30 Valorisé (усовершенствованный), в ходе которой предполагалось устранить основные конструктивные недостатки танка и рассмотреть его дальнейшую модернизацию. В июне 1979 года было решено как построить новые танки по этой программе, так и произвести переснаряжение уже выпущенных AMX-30B. Получившийся в ходе реализации программы танк получил название AMX-30B2. Первые танки были приняты на вооружение в 1982 году.
Трансмиссия SESM ENC200 и схема её работы
Основной упор был сделан на увеличение огневой мощи путём установки СУО и повышение надёжности путём модернизации ходовой части. Для второго был установлен улучшенный двигатель Hispano-Suiza HS-110-2 на 680-700лс, отличавшийся большей надёжностью. Развивает 680лс при 2400 оборотов в минуту, и 700лс при 2600 оборотов в минуту. Данные по его мощности разнятся в разных источниках, но я так понимаю он получился чуть менее мощным, чем оригинал, с ограничением оборотов для повышения ресурса. Наконец-то была заменена трансмиссия на двухпоточную полуавтоматическую гидромеханическую SESM ENC200 (5 передач вперёд, 2 назад, механизм поворота с ГОП, использование руля вместо рычагов для управления танком). Собственно, улучшения в трансмиссии в том числе компенсировали чуть меньшую мощность двигателя. Подвеска была модернизирована с использованием усиленных торсионов и амортизаторов, что позволило увеличить вертикальный ход катка. Была установлена новая фильтровентиляционная установка с двумя циклами, которая перекочевала в забашенный ящик изменённой формы. В качестве возможной опции можно поставить усовершенствованные гусеницы, которые отличаются более тихой работой.
OFL-105-F1
Повышение огневой мощи пошло по двум путям: был принят на вооружение ОБПС OFL-105-F1 (и его экспортный вариант OFL-105-G1. OFL - сокращение от Obus-flèche) и установлена СУО COTAC APX M581 (COTAC - Conduite de Tir Automatique pour Char, собственно Система Управления Огнём по-французски), разработанная совместно фирмами AMX (Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux), APX (Atelier de construction de Puteaux) и ATS (Ateliers de Construction de Tarbes). Для пушки был внедрён внутребашенный фиксатор орудия в походном положении, зенитный пулемёт обзавёлся собственным защитным кожухом.
Используется всё тот же недостабилизатор SAMM CH27-1S, модифицированный для передачи данных в новую СУО.
Схема расположения оптических приборов AMX-30B2
Командиру в крыше башни добавлен перископический прицел M496 с увеличением 8х. Он механически сопряжён с основным орудием и спаренной пушкой для ведения огня. Но не имеет связи с СУО для корректировки, хотя выводит данные от лазерного дальномера о дистанции. Может комплектоваться прибором ночного видения TJN-223.
Теперь разберёмся с COTAC APX M581. Она состоит из: Телескопический прицел наводчика M544 с увеличением 10х, лазерный дальномер M550 (с лазером Nd:YAG и возможностью измерять дистанцию в пределах 320-10000 метров), баллистический вычислитель M579 и оптический модуль M421 с электронно-контролируемым перекрестием прицела. Прицел по-прежнему не стабилизирован. В соответствии с установкой более совершенных приборов ночного видения инфракрасный основной прожектор PH-8-B был демонтирован, хотя иногда встречается на некоторых танках. Прожектор PH-9-A на командирской башенке был оставлен.
Установлена разработанная фирмой Thomson-CSF Sagem пассивная система ночного видения DIVT-13 (Dispositif d’Intensification pour la Visée et le Tir): состоит из установленной в правой части башни светочувствительной камеры CASTOR CC8, контрольной панели BC-458A у командира и двух экранов RR-107C (1 у наводчика, 1 у командира). Система сопряжена с СУО, которая выводит на экран перекрестие прицела. В случае отказа СУО, имеется возможность вывести на экран дальнометрический прицел для ручного прицеливания.
Очень много детальных схем AMX-30B2
Перископ-прицел командира M267 в командирской башенке заменён на круглосуточный OB-49 (два дневных и один ночной канал) для осмотра и стрельбы из зенитного пулемёта. Призма M270 была заменена на M591.02. Водителю вместо ночного перископа OB-16-A выдан OB-31A с усилением изображения.
Оптический дальномер по понятным причинам отсутствует в этой модернизации, и соответственным образом на Atelier de Tarbes была перепроектирована башня. На машинах, которые перестраивались из AMX-30B в AMX-30B2, порты в башне под дальномер заглушены. Так же была утолщена маска орудия, особенно в районе прицела наводчика. Часть машин была укомплектована бортовыми экранами.
Во многих источниках указано, что боекомплект стал в 47 выстрелов, возможно 3 выстрела убрали в связи с изменениями во внутреннем объёме башни. Стало 19 выстрелов в башне, 28 в корпусе.
Визуальное сравнение разницы внешнего вида DIVT-13 и DIVT-16
С 1988 года DIVT-13 была заменена на более совершенную Thales DIVT-16. Визуально отличается наличием бронировки оптики камеры в виде полукруглого кожуха.
Слева корма AMX-30B, справа корма AMX-30B2. Видны изменения в связи с использованием другого двигателя
Для иностранных заказчиков на экспорт предлагались различные пакеты опций, как-то: замена ночного перископа водителя OB-31A на CN2-516, замена перископа командира OB-49 на M427 (дневной канал и ночной с усилением изображения), установка более ёмких аккумуляторов, радиационного счётчика DUK DUR 440, кондиционера, системы спутниковой навигации, с 1991-1992 годов возможна установка разработанных к этому времени системы постановки дымовой завесы GIAT/Lacroix GALIX и станции активных инфракрасных помех EIREL.
Opération Daguet
Во время войны в персидском заливе в 1990-1991 годах большинство участвующих французских AMX-30B2 были дополнительно оснащены системой постановки дымовой завесы GIAT/Lacroix GALIX, системой спутниковой навигации GPS и КОЭП EIREL. Тогда же массово встречаются и бортовые экраны. В моделизме танки этого периода часто называют AMX-30B2 Daguet по французскому названию этой операции, хотя это не официальное название такой модификации танка.
Следующий шаг - улучшение защиты, или AMX-30B2 BRENUS (иногда пишут как Brennus)
Названный в честь вождя галльского племени Бренна (тот самый Brennus) и первых букв от Briques Réactives de Surblindage, комплект модернизации танка от фирмы GIAT был призван компенсировать отставание в плане защиты путём установки 112 блоков динамической защиты GIAT BS (Brique de Surblindage) G2 общим весом около 2 тонн. Они должны были давать эквивалент 400мм брони под углом 60 градусов. Этот вариант был представлен в 1995 году, и в 1997 поступил на службу. При этом сами AMX-30B2 к этому времени уже начали снимать с вооружения, и комплект модернизации BRENUS должен был компенсировать недостаток военной мощи Франции до тех пор, пока войска не будут насыщены новым танком AMX-56 Leclerc.
Однако, одним лишь навешиванием блоков динамической защиты дело не ограничилось: Наконец был установлен стабилизированный прицел командира SFIM M527, до этого отработанный на прототипах AMX-32 и AMX-40. На ранних образцах устанавливались бортовые экраны, потом их по какой-то причине ставить перестали. Начали штатно устанавливать систему постановки дымовой завесы GIAT/Lacroix GALIX, которая используется на танках Leclerc.
EIREL
Другой новинкой танка стал инфракрасный КОЭП EIREL, разработанный фирмой Matra Defence Equipment & Systems. Его можно увидеть на левой стороне башни. Основной прожектор PH-8B окончательно покинул танк, так же был демонтирован короб для его хранения в задней части башни. Крышки-заглушки для подводного вождения переехали с ВЛД на МТО.
Вид на GIAT/Lacroix GALIX
Оружейники тоже не сидели без дела, и подсуетились, выпустив к этому времени новые ОБПС OFL-105-F2/G2/G3 (OFL-105-F2 с обеднённым ураном, OFL-105-G2 его экспортный вариант, и OFL-105-G3 аналогичен G2, но с использованием другого пороха).
На танке стоял всё тот же двигатель Hispano-Suiza HS-110-2. Возможно, для компенсации увеличившегося веса, его слегка форсировали. Во-всяком случае, данные о его мощности разнятся, хотя я склоняюсь к мнению, что его ставили без изменений. Установка же нового двигателя Renault/Mack E9 началась в районе 1996-1997 годов, хотя массовые поставки этого двигателя во Францию произошли только в 1998 году. Примерно тогда же начали использоваться новые траки. Поэтому если попадаются фотографии BRENUS со старыми траками, то вероятнее всего и двигатель стоит HS-110-2.
До данной модификации были улучшены далеко не все танки. AMX-30B2 BRENUS были поставлены только в два танковых полка, которые в мирное время были объединены в 1er-2e Régiment de Chasseurs сил быстрого реагирования Франции FAR (Force d'action rapide). Ещё в двух полках 2e Régiment de Dragons и 5e Régiment de Dragons были танки AMX-30B2, подготовленные под установку комплекта BRENUS на случай экстренной ситуации. В остальных частях использовались обычные AMX-30B2.
Ремоторизация Двигатели Hispano-Suiza серии HS-110 не особо устраивали французов, и они искали им альтернативы, тестируя различные варианты, включая английский Perkins. Но в итоге был выбран дизель Renault/Mack E9, который развивает 750лс при 2400 оборотах. И начиная с 1998 была проведена ремоторизация части машин, включая САУ AMX-30 AuF1 и БРЭМ AMX-30D. Двигатель является совместной разработкой французской Renault и американской Mack на основе гражданского двигателя Mack V8 500лс. Впервые был представлен в 1987 году. Собирался в США, после чего поставлялся на завод Renault в Лиможе, где они модифицировались для военных нужд. Что примечательно, новый двигатель совпадает по габаритам с предшествующими ему Hispano-Suiza HS-110 и HS-110-2, что позволяет ставить его без изменения формы корпуса танка. При этим используется та же трансмиссия SESM ENC200. Возможность ремоторизации как обычно предлагается и иностранным заказчикам. В случае, если предполагается ремоторизировать AMX-30B с механической трансмиссией, то производится её замена на SESM ENC200.
Старые траки и предположительно HS-110-2, и новые траки и Renault/Mack E9. Форма кормового листа осталась без изменений
Собственно, на этом серийная модернизация непосредственно самого танка прекратилась, с 2006 года AMX-30B2 BRENUS начали сниматься с вооружения. Французы вообще отличились некоторой экономией в плане AMX-30, и множество самых кардинальных модернизаций предлагалось на экспорт вместо внутреннего использования. В то время как сами они ограничились менее радикальными вариантами для подтягивания характеристик устаревающего танка до текущего уровня. Да и сама GIAT Industries поддерживалась на плаву во многом за счёт компенсаций из бюджета в связи с отсутствием заказов от министерства обороны. Тем страннее, что французы решились потом на создание собственного современного танка AMX-56 Leclerc. Видимо, сыграла роль национальная гордость.
Вообще, на мой взгляд, концепция танков AMX-30 и Leopard во многом пересекается со шведскими задумками того времени, которые привели к созданию Strv 103 - это мобильные подвижные танки, которые должны были за счёт использования местности, точной мощной пушки и СУО отстреливать советские орды на предельных дистанциях боя. Что делает их в большей степени противотанковыми орудиями, чем собственно танками. Этим же частично объясняется и отсутствие стабилизации на AMX-30B2 и AMX-30B2 BRENUS - доктрине применения она не требовалась, зачем стабилизация в засаде. Хотя справедливости ради, с некоторой степенью эффективности AMX-30B2 мог стрелять с хода. Это достигалось тем, что была стабилизирована сама СУО, и теоретически, опираясь на показания датчиков, она могла произвести выстрел в момент, когда орудие совпадало с линией прицеливания. Это не компенсировало качения орудия, но повышало шанс попадания.
Изображая противника
AMX-30B2 FORAD
Помимо всего вышеперечисленного, можно упомянуть танки FORAD (FORce ADverse), призванные изображать технику вероятного противника. Они используются в двух центрах боевой подготовки: CENTAC (Сentre d'entraînement au combat) в Майи-ле-Кан и имитирующем городские условия CENZUB (Centre d'entraînement aux actions en zone urbaine) в Сиссоне. На танках демонтированы фильтровентиляционная установка, спаренная пушка и зенитный пулемёт, часто ставятся бортовые экраны. Проводятся различные изменения с внешним видом и камуфляжем, из-за чего танки отличаются друг от друга, и нет единой системы изменений. Могут ставиться фальшивые внешние баки, шноркели, может маскироваться внешний вид оборудования. Над пушкой устанавливается учебная система DX175 для имитации огня.
AMX-30B2 BRENUS FORAD
Это единственные оставшиеся в войсках танки. Притом с внедрением AMX-56 Leclerc отпала необходимость в изменении их внешнего вида. В связи с тем, что многим танкам по 40 с лишним лет, они активно каннибализируются для поддержания работоспособности остальных.
AMX-30D FORAD
Использовать танки таким образом стали предположительно в районе 1985 года, притом сначала для этой цели использовались AMX-30B2. В дальнейшем таким же переделкам стали подвергаться AMX-30B2 BRENUS. БРЭМ AMX-30D тоже успел побывать вероятным противником. Обозначаются такие танки по-разному, но правильнее было бы использовать обозначения AMX-30B2 FORAD, AMX-30B2 BRENUS FORAD и AMX-30D FORAD.
Система DX175 над пушкой
Стелс-танк
В конце 1990х был изготовлен прототип-демонстратор технологии малозаметности AMX-30 DFC (Démonstrateur Furtif à Chenille). Поверх танка установлены панели из радиопоглощающего материала. Для уменьшения тепловой заметности во внутреннем объёме между корпусом танка и этими панелями постоянно циркулирует холодный воздух. Я не знаю, на какой базе он сделан, но не думаю, что французы стали бы особо заморачиваться - и просто взяли какой-нибудь не совсем разваливающийся AMX-30B2 из запаса.
Конец первой части У меня несколько закончилось терпение собирать информацию, и нужно взять небольшой перерыв. Да и текст получился уже приличных размеров. Поэтому оставшееся перенесу в следующие части статей. Я даже собрал информацию про инженерные машины - но ЖЖ не дала мне всё засунуть в один пост. И остались вообще неосвещёнными различные зенитные и ракетные танки, 155мм САУ, прототипы AMX-32, AMX-40 и AMX-30C2, а так же экспортные и экзотические модификации, по которым ещё только собираю информацию и собираюсь писать текст.