О чувстве вины и о том, каково отвечать за предков.

Jun 28, 2011 22:49

Не знаю, встречались ли вы с подобным явлением, но я, приехав в Израиль, не раз и не два сталкивалась с тем, что граждане нашей маленькой и очень гордой страны отказывались покупать какие-либо товары немецкого производства.
- Продукция... Германии? - произносили они с таким отвращением, что для меня это звучало как кожаные абажуры- Послушайте, ( Read more... )

душеполезное, история

Leave a comment

Comments 67

lizkabg June 28 2011, 20:08:05 UTC
По-моему не в генах дело, а в том, что в Германии провели денацификацию и люстрацию. Они свое дело сделали. У нас в Болгарии люстрация не прошла в парламенте, в России о ней кажется и речь не шла. Вот и не поняли люди, что быть коммунистом / стукачом стыдно.

Reply

xenia_mikhailov June 28 2011, 20:33:49 UTC
В России это на какой-то момент поняли. А потом успешно забыли, что поняли.

Reply

taki_net June 28 2011, 22:13:07 UTC
Простите, что спрашиваю, а
"Комисия за разкриване на документите и за обявяване на принадлежност на български граждани към Държавна сигурност и разузнавателните служби на Българската народна армия"
http://www.comdos.bg
это не люстрация?

Reply

lizkabg June 30 2011, 14:24:48 UTC
Нет, это неудачное имитирование люстрации. Раскрывают принадлежность только к ДС и только в отдельных органах власти, и это раскрытие ни к чему не приводит, кроме как перестать здороваться с такими людьми. У нас принадлежность самого президента раскрыли, среди членов парламента и на национальном телевидении полным полно таких. Единствено в научных организациях таким запретили занимать руководящие должности на уровне ректора и декана, но руководители кафедр остаются на своих местах. Еще многие досье таинственным образом пропали, есть люди, которые просто не могли не быть такими, а их нет в этих списках.

Reply


kot_shred June 28 2011, 20:19:05 UTC
Вы знаете, ксения, не надо упрекать за непокупку немецкого. не надо требовать от людей которым слишком больно и это слишком близко , разумно холодно оценить справедливость их нежелания.
моя бабушка, оставшаяся в живых одна из огромной львовской семьи, после войны не сказала и не прочла больше ни слова по немецки.
это был ее второй родной язык,она училась в Вене и Сорбонне, и ее профессия, она была переводчиком.
в возрасте не молодом она пошла и выучила новую профессию, чтоб больше не было связи.
и да, она скорее всего не купила бы ничего немецкого. если бы Вы ей стали объяснять что нельзя так, она бы очень вежливо согласилась.
извините за пафос, но когда твою семью сжигают по национальному признаку, ты волей неволей эти национальные гены хорошо ощущаешь.
На самом деле мне жаль что я пытаюсь это вам объяснить, за боль не извиняются

Reply

xenia_mikhailov June 28 2011, 20:31:10 UTC
Разве я упрекаю?
Тут ведь довольно сложная штука получается.
С одной стороны, когда человека очень мучают, он поневоле заражается идеологией мучителя.
Это явление известное, никто за него не осуждает и осуждать не посмеет.

Но когда - в двух-трех поколениях - появляется хотя бы небольшое пространство для осмысления чувств, то есть, наверное, смысл заметить, что обобщая людей по национальному признаку, мы принимаем точку зрения того, кто мучил, то есть начинаем дальше разносить заразу.

В том-то и дело, чтобы поймать тот момент, когда у нас уже есть силы на то, чтобы это осознать.

Reply

kot_shred June 28 2011, 20:39:42 UTC
у нас в стране до сих пор не играют (ну если не говорить о Беренбойме) вагнера не по идеологическим, а очень личным причинам: живы те кто слышал его в самый ужасный период своей жизни.
это тут и рядом. мои дети хорошо знают что у нас почти нет родственников, т.к. бабушки и дедушки с обеих сторон остались одни.
это та боль которая ощущается очень личой и сегодняшней
в память погибших мы зажигаем свечи, у них есть имена, и еще более страшно что имена большинства некому помнить.
это не призыв "не покупайте". это попытка объяснить что не надо принуждать жертву к благодушию.
когда нибудь придет

Reply

xenia_mikhailov June 28 2011, 20:47:11 UTC
А почему Вы в моих размышлениях видите попытку принуждения? Тем более к благодушию? Благодушие - это нечто сверх справедливости. Это одолжение.

Я не собиралась никого ни к чему принуждать, тем более - к тому, что сверх.
Я скорее предлагала. Предлагала следовать справедливости, а не принуждала делать что бы то ни было сверх справедливости.

Reply


soroka95 June 28 2011, 20:30:31 UTC
Ксения, ну конечно, на рациональном уровне вы правы. Но не спешите осуждать тех, кому слишком больно воспринимать все немецкое. Что уж тут говорить... Нацисты истребили целую жизнь, культурный пласт - они почти уничтожили европейское еврейство. Так что мне жаль, но их внукам таки приходится нет-нет да и наткнуться на неприятие немецкого. Несправедливо, грустно, но такова жизнь. Моя бабушка видела лица немецких летчиков, которые их бомбили, бегущих из Минска. А у деда в местечке заживо сожгли жену и дочку. Какое тут отношение...
Но, конечно, на встреченных нынешних немцев я не бросаюсь с кулаками. И про антифашиствов и тех, кто спасал я всегда помню, и про тех, кто собой рисковал, но спасал. И тем не менее. Катастрофа - личная боль каждого еврея. Нельзя осуждать нас за боль.

Reply

xenia_mikhailov June 28 2011, 20:32:31 UTC
Никто за боль и не осуждает.
А разве боль обязывает обвинять невиновных?

Reply

soroka95 June 28 2011, 20:42:17 UTC
Увидела, что выше написала Кот-Шред. Получилось, что она ответила на ваш вопрос.
"в память погибших мы зажигаем свечи, у них есть имена, и еще более страшно что имена большинства некому помнить.
это не призыв "не покупайте". это попытка объяснить что не надо принуждать жертву к благодушию.
когда нибудь придет"

Reply

xenia_mikhailov June 28 2011, 20:48:16 UTC
Простите, но мне это все-таки не объясняет, почему следует обвинять невиновных.

Reply


fiorelli June 28 2011, 20:45:50 UTC
Ксения, замечательный пост! Спасибо!
У меня тоже давно нечто подобное назревает.
Вообще подобное отношение, пусть и к ряду бывших мучителей, -- вещь опасная.
Как раз тот самый случай, когда жертва, укушенная вампиром, через некоторое время становится вампиром сама и может такого натворить....

Reply

xenia_mikhailov June 28 2011, 20:52:33 UTC
О да, несомненно! И чем страшнее преступление, тем оно более заразно.

Это не обвинение в адрес кого бы то ни было, это только призыв к... ну, к некоей личной гигиене.

Признаки бешенства всем известны.
Один из таких признаков - склонность к обобщениям.
Особенно национальным, культурным и религиозным.

Для себя я решила, что при словах "они все - ..." у меня в голове будет загораться красная лампочка.
Такая вот профилактика против заразного нацизма.

Reply

fiorelli June 28 2011, 20:55:32 UTC
Точно!
Надо будет и мне взять ваш метод на вооружение:))

Reply

xenia_mikhailov June 28 2011, 20:59:37 UTC
:)

Reply


benadamina June 28 2011, 20:47:25 UTC
есть вещи, пересекающие границы личного. Холокост - это трагедия на уровне народов и шире. Меня занимает вопрос срока давности исторических событий. Но, думаю, по крайней мере, в нашем поколении, Холокост - все еще личная история каждого еврея и каждого немца. Это все время ощущается "затылком", при том что на рациональном уровне я с тобой вполне согласна. Современные немцы, как индивиды, никакой ответственности за действия своих предков не несут.
Другое дело, что по разным причинам люди в себе иной раз это несколько искусственно раздувают. Эта искусственность обычно весьма четко видна. Но совсем не все случаи ею объясняются.

Reply

xenia_mikhailov June 28 2011, 20:55:02 UTC
Ну, Нина, ну помилуй...
На уровне народов - это как?
Да ты же первая запростестуешь, если кому-нибудь предложат отвечать на то, что сделал другой представитель той же национальности.
Все на свете происходит только на уровне частных лиц.

Reply

benadamina June 28 2011, 21:09:09 UTC
конечно, запротестую. Я бесконечно далека от того, чтобы считать, что современные немцы должны отвечать за Холокост ( ... )

Reply

benadamina June 28 2011, 21:15:29 UTC
ну, т.е. немцы, действительно, большие молодцы, что все это переосмыслили. Но ужас в том, что травму это не залечило. И что теперь делать - большой вопрос (не риторический).

Reply


Leave a comment

Up