О чувстве вины и о том, каково отвечать за предков.

Jun 28, 2011 22:49

Не знаю, встречались ли вы с подобным явлением, но я, приехав в Израиль, не раз и не два сталкивалась с тем, что граждане нашей маленькой и очень гордой страны отказывались покупать какие-либо товары немецкого производства.
- Продукция... Германии? - произносили они с таким отвращением, что для меня это звучало как кожаные абажуры- Послушайте, ( Read more... )

душеполезное, история

Leave a comment

Comments 67

gelutka June 28 2011, 22:13:48 UTC
Этих людей никто ни в чём не обвинял. Они почли делом своей совести разобраться в том, что делал их дед, ради того, что бы внести свою лепту в воспитании нового поколения, ради своих детей, ради своей души не пользоваться благами на смерти и страдании заработанные, и это совершенно правильно. А винить их никто и не винил, все ими восхищаются, кажется. Они сделали чуть-чуть светлее на этой планете.
Это не Советский Союз с коллективной моралью. Люди живут и думают как хотят, и покупают что хотят. И, хочу повторить: именно степень насилия, или полное отсутствие насилия - это и есть принципиальная разница. "Познайте их по делам их", а думать и говорить каждый может что хочет.

Reply


hezkele June 29 2011, 08:54:15 UTC
Даже мне, еврею, хочется руками развести, когда единственным добром на свете объявляется помощь евреям, а единственным признаком цивилизованности - хорошее к евреям отношение.

Reply

xenia_mikhailov June 29 2011, 22:31:32 UTC
Да, это очень неприятное явление.

Reply


nusienne June 29 2011, 09:29:48 UTC
У меня есть приятельница, люто ненавидящая все немецкое. Она - чистокровная украинка, ее мужчина - еврей ( ... )

Reply

nusienne June 29 2011, 09:31:43 UTC
Извините, неспособности. Опечатку допустила.

Reply

xenia_mikhailov June 29 2011, 22:35:38 UTC
Мне кажется, что главное - сохранить такое дифференцированное отношение.
Не то чтобы я призывала осуждать всех тех, кто вел себя недостойно - для этого мне нужна была бы гарантия, что я сама смогла бы вести себя достойно - но все-таки мне кажется, что невинных важно отделить от виновных. И что каждый случай, то есть случай каждого живого человека, должен быть отделен от случаев людей той же национальности или вероисповедания.

Reply

nusienne June 30 2011, 04:49:08 UTC
При этом все-таки замечу, что такое дифференцированное отношение - к немцам ли, к американцам, грузинам, чеченцам и т. д. - скорее, исключение, чем правило. Гораздо чаще люди стригут под одну гребенку всех вокруг, что, в общем-то, совершенно не добавляет взаимопонимания: русский скажет "я не люблю немцев/чеченцев", немец/чеченец : "я не люблю русских, потому что русские нас не любят". И так - все завьется по новой. Выход - только в соответствующем воспитании, кстати, в советском интернационализме как линии поведения не вижу ничего плохого.
Но - похоже, что в мире существует достаточно сил, которым выгодна взаимная ненависть и такие настроения. У стариков это можно понять, а вот националистическая молодежь...
Впрочем, здесь много можно говорить.

Reply


fesma94 June 29 2011, 09:51:29 UTC
Не раз посещал Германию,стараюсь покупать технику немецкой или японской сборки,хотя сегодня это дефецит:-),люблю Марлен Дитрих и Ину Дитер.Может это от того,что моей семьи тема Холокоста практически не коснулась,насколько мне известно.Одни в 20-х годах рванули в Америку,другие в 30-х в Среднюю Азию и на Дальний Восток

Reply

xenia_mikhailov June 29 2011, 22:36:56 UTC
Что ж, Вам повезло :) Или сами Вы смогли отделить виновных от невиновных.

Reply


marimarfa June 29 2011, 10:40:40 UTC
Ксения, а как Вы думаете, может быть, это желание внуков Шульца исправить сделанное их дедом - не совсем гордыня? Может быть, это желание сделать так, чтобы добра в мире стало больше, раз уж их родственник его, наоборот, уменьшил?
Потому что, признаюсь, у меня часто бывает какое-то похожее чувство по отношению к моим родным. Как будто я должна как-то исправить, восстановить баланс, потому что так оставить это нельзя.
Или все-таки гордыня и мания величия?

Reply

xenia_mikhailov June 29 2011, 22:43:10 UTC
Вопрос Ваш очень серьезен, только отчего же Вы спрашиваете так, точно я знаю? Я ничего не знаю. Так только, предполагаю.

Мне кажется, что да, гордыня. Иначе было бы не так важно, что сделал данный конкретный человек. Если потомки не отвечают за предков, то не имеет значения, что делал предок.

А что имеет значение... имеет значение именно вот этот самый баланс добра и зла. И надо просто увеличивать добро (и я таки да думаю, что это возможно и необходимо). А уж был ли автор зла с нами в кровном родстве или не был... это дело несущественное. Не надо брать на себя чужие поступки.

Reply


Leave a comment

Up