Из
Переписать сценарий (
Сергей Васильев / seva_riga), также цитировалось
здесь.
---
Когда по результатам русско-японской войны было написано множество мемуаров всех, в той или иной мере, заинтересованных сторон, даже для непосредственных участников этих событий так и осталось загадкой - ради чего сцепились на сопках Манчжурии Россия и Япония?
Прошло ещё сто лет, и всё равно, ясности не прибавилось. Может быть, это оттого, что среди исследователей не было ни одного бухгалтера? А ведь, зря! В любую группу военных аналитиков и историков обязательно следует включать хотя бы одного специалиста по учёту. Пока военные аналитики и историки изучают стратегии, планы и диспозиции, бухгалтеры могли бы быстро подсчитать дебет-кредит и определить: «Cui prodest?» (буквально - «Кому выгодно?»). В результате очень многие, на первый взгляд, нелогичные действия окажутся очень даже логичными, а убытки дерущихся неожиданно, но обязательно, окажутся доходами наблюдающих за дракой. Следовательно, если считать деньги, а не амбиции, то быстро и наглядно выяснится, что Русско-японский конфликт - это первая война за нефтяные рынки.
К началу строительства Транссиба (1891) Россия практически полностью вытеснила «Стандарт Ойл» из Европы, захватив 70 процентов нефтяного рынка. А к 1901-му году (окончание строительства) по уровню добычи нефти Россия вышла на первое место в мире, заодно прибрав к рукам более 30 процентов общемирового экспорта керосина. В штаб-квартире «Стандарт Ойл» на Бродвее, 26, с ужасом наблюдали, как область, которую они называли «Зона русской конкуренции», расползается по карте Евразии, захватывая всё новые и новые территории, вместе с их рынками нефтепродуктов. Это была мощная экспансия, мириться с которой англосаксонские конкуренты не собирались.
«Стандарт Ойл» несколько раз пыталась договориться с основными владельцами бакинских нефтяных концессий - Ротшильдами и Нобелями, предлагая заключить картельное соглашение. Последняя попытка договориться была предпринята в 1895-м году (строительство Транссиба уже шло полным ходом). «Стандарт Ойл» даже подписала соглашение с Нобелями, но министерство финансов России заблокировало его, после чего русско-японская война стала неизбежной
Транссиб вдвое ускорял и существенно удешевлял доставку бакинского керосина на рынки Азии, превращая азиатские поставки «Стандарт Ойл» в пустую трату денег и времени. Россия фактически не оставляла своим конкурентам выбора. Одновременно с пуском Транссиба мировой нефтяной рынок для «Стандарт Ойл» закрывался, а английская компания «Шелл» (поставщик русского керосина в Азию через Суэцкий канал) теряла большую часть своего бизнеса.
Вот в такой обстановке и началась русско-японская война. Сопутствующие ей, якобы, революционные погромы в Баку уничтожили две трети нефтяных скважин. За год уровень добычи упал с 10,9 миллионов до 7,6 миллионов тонн. Экспорт русского керосина практически остановился. Только через восемь лет, к 1913-му году, Россия смогла довести свою долю в мировой торговле до жалких 9 процентов.
Кредиты, предоставленные Японии на войну с Россией, банкиры США и Англии окупили сполна. «Стандарт Ойл» вернула себе контроль над азиатским рынком и увеличила свою долю в Европе с 30 до 75 процентов, закрепив её специальным картельным соглашением с Ротшильдами и Нобелями. «Шелл» подписала с Ротшильдами новый контракт о транспортировке бакинского керосина и сохранила за собой статус главного перевозчика русского осветительного масла.
В кратчайший срок американские товары вышли на первое место в японской внешней торговле. Экспорт США в Японию в 1905-м году вырос в 2,5 раза по сравнению с довоенным 1903-м годом. Среди ключевых позиций, наряду с боеприпасами и оружием, естественно, фигурировало горючее. Ввоз из США в Японию в 1905-м году составил 21,5 процентов всего японского импорта, тогда как в 1900-м году он не достигал и 10 процентов. Американский капитал надолго закрепил за собой некоторые позиции, захваченные в годы войны. Белый дом существенно увеличил экспорт своей мануфактуры в Японию и Китай. Русский экспорт нефтепродуктов в эти страны резко «просел». Место российского керосина занял американский.
Проигравших в русско-японской войне было двое - это, конечно, Россия, которую вышибли с нефтяного рынка, и, как это ни странно, Япония. Её поражение было не менее тяжёлым. Заплатив за Порт-Артур и Цусиму тысячами жизней, влезшая в совершенно дикие долги, Япония не получила ничего, кроме чувства «глубокого удовлетворения» и половины Сахалина, который в начале ХХ века ничего ценного из себя ещё не представлял.
Мирные переговоры между Россией и Японией в Портсмуте вылились в образцово-показательную порку с последующим «загоном в стойло японского осла», который вообразил, что ему будет дозволено стать кем-то другим, кроме как поставщиком дешевого пушечного мяса. Морковка, которой двадцать лет вертели перед японским носом “наши западные партнёры”, в руках Теодора Рузвельта вдруг превратилась в дубину, которой «осёл» был публично и грубо обижен, затем отправлен восвояси радоваться, что ещё легко отделался. «Поехал за шерстью, вернулся стриженым» - эта русская пословица наиболее точно описывает полученный японской делегацией результат переговоров по итогам русско-японской войны, проведённых под «чутким» присмотром США.
Таковой, впрочем, Япония осталась и в ХХI-ом столетии, несмотря на весь технологической прогресс и мнимую вовлечённость в дела “Большого брата”. Японию вытаскивают на международную арену, когда возникает нужда подразнить русского медведя или китайскую панду, и бесцеремонно загоняют обратно в стойло, когда надобность в дразнилке отпадает.
А, чтобы японцы понимали, что Большой Брат - это не Россия, шутить не будет, у них постоянно что-то взрывается. Сразу после русско-японской войны у себя на базе взлетел на воздух флагман японского флота - броненосец «Микаса». На исходе второй мировой войны взорвались две атомные бомбы, стерев с лица земли Хиросиму и Нагасаки. Уже в ХХI веке, рванула АЭС «Фукусима». И японцы всё правильно понимают - рот открывают только по команде и говорят только то, что от них хотят слышать их хозяева, а по совместительству - бенифициары семи крупнейших банков - владельцев Федеральной Резервной Системы.
Но это проблема японцев, а может быть, даже совсем и не проблема. Как в бородатом анекдоте: «Страдаете извращениями? - Ну что Вы, доктор, я ими наслаждаюсь.»
..
+: Если не понимаешь, почему горит пожар, смотри кто в результате становится богаче. Когда в 1901 году вспыхнувший по “халатности” охранников пожар, бушевавший пять суток, уничтожил часть нефтепромыслов Баку, нефтедобыча в США опередила по объемам российскую.
В 1904м одновременно с началом межнациональных столкновений в Баку на мировых биржах случился обвал акций нефтяных компаний России - падение достигло 35% после чего инвесторы с деньгами ломанулись к конкурентам - в Стандарт Ойл и Шелл. Однако ещё оставались сами бакинские месторождения, которые были слишком лакомым куском, чтобы ограничиться просто биржевыми спекуляциями...