А у нас тут, тем временем бастуют, причем тем дальше, тем меньше симпатии у меня это вызывает.
Началось все с того, что правительство в лице коалиции между Тори и ЛибДемом (но в первую очередь это проект Тори, конечно) решило бороться с дефицитом бюджета путем урезания финансирования науки и образования. Науку отстояли, школы почти отстояли, университетам отрезали 40% финансирования. И сдается мне, что студенты бы не приняли это так близко к сердцу, если бы не несколько но.
Основное но заключается в том, что университетам разрешили поднять цены на обучение почти в три раза.
Сейчас высшее образование работает таким образом, что университеты не имеют права брать с европейских студентов больше трех с небольшим тысяч фунтов в год. Разницу между реальной стоимостью курса (которую платят студенты, приехавшие из-за пределов Еврозоны) и тем, что платит европейский студент, доплачивало государство. При этом те 3000, которые студент платит сам, а также те деньги, на которые он живет, он может взять в долг у государства под процент инфляции, и начать отдавать этот долг после того, как начнет зарабатывать определенную сумму денег в год.
С 2013 года университетам разрешат брать со студентов до 9000 фунтов в год. При этом чем больше университет берет со студентов, тем больше налогов он платит. Плюс стоимость обучения в данном университете по новому закону пропорциональна тому, сколько и каких стипендий университет может предложить, т.е. 9000 могут брать с детей только те, кто дает много стипендий, таким образом позволяя детям из бедных семей платить меньше/не брать кредит на living costs (плата за еду и жилье). Плюс подняли уровень зарплаты, начиная с которого выпускник обязан начать отдавать кредит, фактически дав возможность дольше его не отдавать.
Но студенты, тем не менее, от идеи платить в три раза больше не в восторге, и по-человечески это вполне понятно. Конечно, приятнее заканчивать университет с 25-тысячным долгом (10 за плату за университет и порядка 15 - кредит на living costs), чем с 45-тысячным. Лучше, прямо скажем, вообще без долга. И это не говоря уже о том, что банально глупо со стороны правительства урезать высшее образование, в стране, экономика которой в огромной степени от него зависит. И еще более глупо урезать такой большой процент от чего-то одного, когда можно было бы сократить чуть-чуть тут, чуть-чуть там, и это, в конечном итоге, было бы, мне кажется, куда меньшим ударом по образу жизни, скажем так. Да и оставлять практически полное финансирование школам и урезать - университетам тоже глупо, если по-честному.
Но большинство бастующих студентов, мне кажется, столь глубокие социальные вопросы не очень волнуют. Те, кого волнуют (я говорю о конкретных людях, а не об идеи этих людей) свое мнение высказывают иначе, и вместо того, чтобы ездить в Лондон бастовать/ходить по Оксфорду с плакатами и криками - сидят в библиотеках и на лекциях.
Вообще сначала все эти забастовки вызывали у меня некоторую симпатию. Я не считаю, что правительство делает правильно, поэтому вполне понимаю людей, которые не соглашаются с тем, что делает выбранное ими правительство, и считают, что могут это изменить. В какой-то степени я им завидую, но это другая тема. И ситуация коалиции, в которой ЛибДем, обещавший сделать высшее образование бесплатным, пошел вместе с Тори на то, чтобы поднять его стоимость почти в три раза, тоже, прямо скажем, не симпатична.
Потом в моем университете началась агитация за участие в демонстрациях, и как-то неожиданным образом к этому призывали сплошь несимпатичные мне люди. Я симпатичных людей вообще готова поддержать практически в чем угодно. Но ребята, которые призывали к борьбе за права студента, мне никогда не были приятны, и я немножко напряглась. Тут стоит учесть, что подавляющее большинство англичан, с которыми я дружу, происходят как раз из бедных семей, которые за их образование платить не могут, но эти ребята при этом столь активных действий не предпринимали, и вообще высказываются куда сдержанне.
Когда я увидела на улице студентика с плакатом «You don't want to pay for our education, why should we?» (Вы не хотите платить за наше образование, так почему должны мы?), мне стало грустно. Я искренне считаю, что в Оксфорд берут только умных детей, у которых нет проблем с тем, что здесь называется verbal reasoning. Разочаровываться мне не нравится, и хотя я понимаю, что подобная реплика характеризует очень небольшую категорию местных студентов, меня она все ж таки огорчает.
За развитием событий я особо не следила - охота детям шуметь, пусть шумят. У них что ни демонстрация (которых уже было штук 5, по-моему), то маскарад, шум, гулянка и прочие милые студенческие радости. Имеют право, все отдыхают по-разному.
Но вчера вечером я ехала мимо
самого известного, по-моему, Оксфордского библиотечного здания , и обратила внимание, что как-то подозрительно много полиции. Ну много и много, подумала я и поехала домой. Сегодня ее там, впрочем, тоже было много, а в окнах торчали плакаты с надписью “Fuck the fees”, но я тоже не придала этому значения, потому что в окнах видно было, что люди там есть, значит, библиотека работает.
Так я и пребывала в счастливом неведении, пока мне не пришел общеуниверситетский спам о том, что в связи с захватом Рэдклиф Камеры и здания старой Бодлейки, студенты, которые в конце следующей недели (последняя неделя триместра) должны сдать экзаменационные работы (диссертации, «курсовые» и т.д.) и чьи книжки есть только в захваченных библиотеках, могут претендовать на «отсрочку» - разрешение сдать эти работы позже.
Я очень люблю учиться в здании Рэдклифф Камеры. Книжек для меня там нет (там только английская литература, теология, классика, часть философии и что-то еще в таком роде), но мне там хорошо работается. Когда надо пахать, а моральных сил уже нет, я обычно сажусь там, потому что там все настолько «по-Оксфордски», что тупить в жежешечку как-то не комильфо. Там на открытых полках стоят старые книжки (ну, совсем старые, наверное, не стоят, но 19 века, скажем, точно есть, я даже знаю примерно где). Я искренне считаю, что для оксфордского студента библиотека должна быть священным местом, и устраивать балаган можно где угодно, но только не там. По-моему, то, что делают эти дети, идиотизм, независимо от того, кто там сидит (подробности на
bbc).
В последнюю очередь замечу, что оккупация учебных помещений произошла не только в Оксфорде, но и во многих других университетах страны. Кембридж в этот список не входит. И это при том, что на последних выборах Кембридж проголосовал за ЛибДем, а Оксфорд в итоге с незначительным перевесом голосов выбрал Тори (
я об этом писала). И как-то это грустно и обидно, что the other place ведет себя настолько приличнее, чем мой любимый университет.
We are sad and very sorry.
p.s. увидела уже после того, как опубликовала пост.
Это просто позор. Честное слово, просто очень стыдно за университет.
Click to view
Кончилось все минут сорок назад, - полиция таки ворвалась в библиотеку, попутно разбив стекла и наверняка что-нибудь повредив внутри. Уроды, все уроды.