Что происходит в Южной Осетии
Анализ основных положений международного гуманитарного права - законов и обычаев войны - применительно к ситуации в Южной Осетии от Хьюман Райтс Вотч.
Организация пока не присутствует на месте, и это материал призван напомнить всем заинтересованным сторонам о существующих международно-правовых нормах и способствовать их соблюдению всеми сторонами.
Мы рассматриваем только нормы гуманитарного права, которыми должны следовать все стороны вооруженного конфликта. В соответствии со своим мандатом Хьюман Райтс Вотч сохраняет строгий нейтралитет относительно вопроса о законности собственно применения военной силы, поскольку наша главная цель - обеспечить соблюдение всеми сторонами законов и обычаев войны. Поэтому мы в принципе не затрагиваем таких вопросов, как территориальная целостность Грузии, требование независимости со стороны Южной Осетии, российские интересы в Южной Осетии, и других аспектов, имеющих отношение к законности применения военной силы. Из-за отсутствия достаточной информации мы также пока оставляем в стороне вопрос о том, стала ли Россия стороной вооруженного конфликта.
Международный или внутренний вооруженный конфликт?
В соответствии с международным гуманитарным правом международный вооруженный конфликт имеет место между государствами. Таким образом, военные действия между Россией и Грузией будут квалифицированы как международный конфликт. В такой ситуации применяются писаные нормы гуманитарного права (в первую очередь четыре Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I 1977 г., а также Гаагские конвенции 1907 г. о законах и обычаях войны), а также международные обычаи. И Грузия, и Россия являются участниками Женевских конвенций 1949 г. и Протокола I.
Международный Комитет Красного Креста исходит из того, что наличие состояния международного вооруженного конфликта не зависит от формального объявления войны или признания начала военных действий. Конвенции начинают применяться автоматически с момента фактического начала вооруженного конфликта. Таким образом, любые боестолкновения между грузинскими и российскими силами в полном объеме будут подпадать под действие Женевских конвенций.
Внутренним (немеждународным) вооруженным конфликтом считается конфликт между государством и негосударственными вооруженными формированиями. Поскольку югоосетинские формирования не считаются государственными, их боестолкновения с грузинскими силами должны квалифицироваться как внутренний конфликт. Последний регламентируется статьей 3 Женевских конвенций, Дополнительным протоколом II 1977 г. (Грузия является его участником) и международными обычаями.
Законные военные цели
Основными принципами гуманитарного права являются неприкосновенность гражданских лиц и гражданского имущества и требование о проведении различия между военными и гражданскими целями. Стороны обязаны при всех условиях проводить различие между гражданскими и военными целями, и наносить удары только по последним. Безоговорочно запрещаются любые нападения на гражданское население, которые в случае их преднамеренного характера квалифицируются как военное преступление.
По общему правилу, запрещается наносить удары по гражданским объектам (дома, квартиры, места отправления культа, больницы, школы, памятники культуры), если только они не используются в военных целях. Законной военной целью считается объект, который вносит эффективный вклад в военные действия, и уничтожение, захват или нейтрализация которого обеспечивает конкретное военное преимущество. При наличии сомнений в характере цели она должна считаться гражданской.
Сам по себе гражданский характер цели не ограждает ее от нападения. Удар может быть нанесен в том случае, если при данных обстоятельствах это обеспечивает нападающей стороне конкретное и прямое военное преимущество. Однако при этом должен применяться принцип соразмерности.
Военный характер цели не освобождает от необходимости принятия мер предосторожности в отношении гражданских лиц.
Статус миротворцев
Российская сторона сообщает, что направила в Южную Осетию дополнительные войска на усиление миротворческого контингента. Миротворцы, принимающие участие в операциях по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН, не являются сторонами конфликта и, с точки зрения международного гуманитарного права, считаются гражданскими лицами и не подлежат нападению. Нападение на миротворцев квалифицируется как серьезное нарушение гуманитарного права. Однако миротворцы обязаны сохранять нейтралитет и не становиться стороной конфликта. Применение ими силы должно строго ограничиваться пределами самообороны или защиты гражданских объектов, которые они уполномочены ограждать от нападения. Такое применение силы должно быть строго соразмерным. Если российские миротворцы в Южной Осетии нарушат нейтралитет и станут стороной конфликта, приняв прямое или активное участие в военных действиях, они утратят статус гражданских лиц и станут законной военной целью.
Совершение миротворцами нападений под прикрытием своего статуса или вероломные действия - это серьезные нарушения международного гуманитарного права.
Информация предоставлена московским представительством Хьюман Райтс Вотч
Тел.: 737-8955
Факс: 737-8955