В связи с блокировкой моего ЖЖ, статья
переехала ФОТКИ
Козельск-Белев:
yandex,
vkБелев-Горбачево:
yandex,
vkГорбачево-Теплое:
yandex,
vkТеплое-Волово-Куликово Поле:
yandex,
vkКуликово Поле-Лев Толстой-Лебедянь:
yandex,
vk В завершение сезона еще один отчет на железнодорожную тематику. В этот раз (8-9.10.2016) я проехал на машине вдоль полузаброшенной и частично разобранной линии, проходящей по маршруту Козельск-Белёв-Горбачёво-Тёплое-Волово-Куликово Поле-Лев Толстой, которая являлась частью широтного хода Смоленск-Раненбург. По участкам Смоленск-Сухиничи-Козельск-Узловая я уже ездил на грузовых поездах. По участкам Кочетовка-Раненбург-Лев Толстой-Данков-Елец планирую проехать
в следующем году, поскольку там существует сравнительно активное грузовое движение.
Линия была проложена в конце 19-го века (подробнее -
здесь) и знаменита тем, что по ней совершил свое последнее путешествие великий русский писатель Лев Толстой, скончавшийся на станции Астапово, которая теперь носит его имя. Прочитать об этом путешествии можно в замечательной биографической книге Павла Басинского «Лев Толстой: бегство из рая».
Моя поездка заняла 2 дня (ночевал в Плавске), но летом, когда самые длинные дни, теоретически можно уложиться в один. Общий пробег (включая дорогу от Москвы и назад) составил 1330 км. При передвижении на машине (если это не хорошо подготовленный внедорожник), двигаться в непосредственной близости от железной дороги можно далеко не всегда, поэтому осмотр линии производился в основном в местах пересечения с автодорогой (переездах и станциях), ниже будет приведен перечень этих мест. Активно использовал съемку со светофоров (все они оборудованы лестницами)
Краткие характеристики каждого из участков:
Козельск-Белёв (39 км). Есть слабый накат. От Козельска до Слаговищей - деревянные шпалы, затем - бетонные до самого Белёва. Пассажирское движение отменено в январе 2016 года, существование грузового движения под вопросом.
Белёв-Горбачёво (74 км). Не используется, заброшен. От Белева до Арсеньево - деревянные шпалы, дорога местами сильно заросла (кое-где - деревьями в человеческий рост). От Арсеньево до Горбачево - бетонные шпалы (местами - деревянные), зарослей нет, но нет и наката, многие светофоры поломаны/разбиты.
Горбачёво-Тёплое (34 км). Бетонные шпалы на всём протяжении. Наката не заметно, но говорят, что есть грузовое движение (возят газ в цистернах и щебень).
Тёплое-Волово-Куликово поле (78 км). Дорога полностью разобрана в начале 2000-х, пройти по насыпи нельзя, т.к. она сильно заросла.
Куликово поле-Лев Толстой (67 км). Бетонные шпалы на всём протяжении. На участке Куликово Поле-Данков наката нет, Данков-Лев Толстой - сравнительно активное грузовое движение. Пассажирское движение полностью отменено в январе 2014 года.
Перечень объектов, которые я посетил:
- Станция Козельск (54°2'13''N, 35°45'33''E) - действующая: есть пригородное сообщение с Сухиничами, кроме того, через Козельск проходят два ПДС-а: Караганда-Барановичи (317) и Барановичи-Караганда (318)
- Переезд (54°1'51''N, 35°47'37''E)
- Мост через реку Жиздру (54°1'47''N, 35°47'58''E) - неохраняемый, можно дойти от переезда (400 м)
- Переезд (54°1'12''N, 35°49'24''E)
- Станция Тупик (54°1'3''N, 35°49'29''E) - первая станция на ответвлении в сторону Белёва (расположена на окраине Козельска)
- Станция Слаговищи (53°58'26''N, 35°51'23''E)
- Переезд (53°53'42''N, 35°54'32''E)
- Мост через ручей (53°53'48''N, 35°54'25''E) - маленький и неинтересный, можно пройти шпалам от переезда (200 м)
- Станция Киреевская (53°53'29''N, 35°55'18''E)
- Переезд (53°50'38''N, 36°2'1''E)
- Остановочный пункт Ишутино (53°50'47''N, 36°1'56''E) - можно дойти от переезда (250 м)
- Переезд (53°48'56''N, 36°6'17''E)
- Станция Белёв (53°49'0''N, 36°7'17''E) - всё закрыто, сотрудников станции найти не удалось
- Путепровод над автодорогой (53°49'35''N, 36°10'0''E)
- Мост через Оку (53°49'24''N, 36°10'22''E) - не используется, но тщательно охраняется: две будки охраны на самом мосту, домик охраны на берегу, датчики движения, камеры. Когда я там гулял, охрана сразу активизировалась, так что пофоткать толком не удалось. Трава в районе моста подстрижена, пути в хорошем состоянии (дальше - заросли).
- Переезд (53°48'19''N, 36°12'34''E)
- Станция Веженка (53°47'25''N, 36°15'31''E) - маленькая неинтересная станция
- Переезд (53°46'20''N, 36°24'5''E)
- Станция Манаенки (53°46'11''N, 36°25'0''E) - рядом расположена интересная водонапорная башня с пристройкой (53°46'10''N, 36°24'59''E)
- Переезд (53°44'17''N, 36°36'20''E)
- Рельсы разобранного ответвления (53°44'16''N, 36°36'37''E) - сложенные друг на друга рельсо-шпальные решетки. Можно дойти от переезда (200 м)
- Переезд (53°44'6''N, 36°38'48''E)
- Станция Арсеньево (53°44'3''N, 36°39'49''E)
- Переезд (53°40'35''N, 36°52'36''E)
- Станция Истьино (53°40'18''N, 36°53'26''E)
- Станция Горбачёво (53°36'0''N, 37°7'54''E) - действующая
- Путепровод на пересечении с трассой М2 (53°36'21''N, 37°10'27''E)
- Путепровод на пересечении с ж/д Курского хода (53°36'15''N, 37°10'40''E) - машину лучше оставить на трассе М2 и прогуляться пешком вдоль ж/д (250 м)
- Станция Пономарёво (53°38'23''N, 37°19'32''E)
- Переезд (53°38'26''N, 37°20'1''E)
- Мост через Плаву (53°38'24''N, 37°20'11''E)
- Остатки автомобильного моста через ж/д (53°38'17''N, 37°20'36''E)
- Переезд (53°37'15''N, 37°23'5''E) - постоянно включен запрещающий сигнал. Проехать отсюда в Тёплое напрямую нельзя (по крайней мере, на обычной машине), необходимо вернуться в Плавск и проехать 13 км по трассе М2 в сторону Москвы до поворота на Тёплое (направо)
- Станция Тёплое (53°36'28''N, 37°35'29''E). Здесь заканчиваются ж/д пути (53°36'26''N, 37°35'37''E). Всё закрыто, сотрудников станции найти не удалось.
- Станция Огарёво (53°35'43''N, 37°43'54''E) - к лесополосе, расположенной вдоль насыпи, можно проехать по полевой дороге (800 м от асфальта), затем - пешком через бурелом еще 200 м. Станция очень сильно заросла, здание разрушено, платформа еле угадывается.
- Путепровод на пересечении с веткой Ожерелье-Елец (53°34'9''N, 37°59'35''E) - рельсы сняты. Дойти можно по путям от переезда (53°33'52''N, 37°59'36''E) (500 м)
- Станция Волово (53°33'30''N, 37°59'38''E) - действующая
- Путепровод на пересечении с трассой М4 (53°31'3''N, 38°6'57''E)
- Станция Дворики (53°29'18''N, 38°12'12''E) - можно подъехать вплотную по асфальту, здание станции сравнительно хорошо сохранилось
- Станция Птань (53°27'29''N, 38°25'25''E) - 15 км от основной трассы по разбитой дороге, саму станцию найти не удалось
- Мост через р.Гнилуша (53°26'17''N, 38°33'48''E) - довольно впечатляющий. По асфальту нужно доехать до точки 53.412192, 38.607827, затем свернуть на хорошую полевую дорогу в сторону Рязаново и ехать по ней 4 км до насыпи. Затем - 300 м по насыпи пешком до моста. Это самый простой путь. На карте отмечены и другие дороги, но их проходимость на обычной машине под большим вопросом.
- Станция Куликово Поле (53°25'17''N, 38°39'34''E). Здесь снова начинаются ж/д пути (53°25'20''N, 38°38'49''E). Всё закрыто, сотрудников станции найти не удалось. Кстати, железнодорожная станция находится довольно далеко от мемориального комплекса «Куликово поле» (53°36'26''N, 38°40'15''E) - 15 км
- Переезд (53°23'15''N, 38°49'17''E) и о.п.Баловинки (53°23'15''N, 38°49'16''E). Здесь можно оставить машину и прогуляться по ж/д в обе стороны. В одну сторону - 250 м до ж/д моста через р.Болото (53°23'9''N, 38°49'30''E). В другую сторону 2.5 км до старинной водопропускной трубы (53°23'37''N, 38°47'11''E) и затем еще 1.9 км - до моста через Вязовку (53°23'45''N, 38°45'37''E). Мост через Вязовку практически такой же, как через р.Болото, так что на него можно не тратить время, но незадолго до моста ж/д пути проходят по живописной выемке, там же расположены остатки путепровода (53°23'33''N, 38°46'1''E). При наличии внедорожника можно не идти пешком, а проехать вдоль ж/д - колея есть. У меня вся прогулка туда/обратно заняла 1.5 часа
- Переезд (53°20'58''N, 38°56'12''E)
- Станция Политово (53°20'36''N, 38°57'50''E) - на путях стояли 2 буханки
- Станция Яхонтово (53°17'16''N, 39°5'22''E) - на путях стояло несколько хопперов
- Мост через Дон (53°15'29''N, 39°8'11''E) - неохраняемый
- Станция Данков (53°15'30''N, 39°9'16''E) - довольно крупная грузовая станция, почти все пути заставлены вагонами (в основном - хопперами)
- Станция Лев Толстой (53°12'30''N, 39°26'51''E) - еще одна крупная грузовая станция, почти все пути заставлены вагонами (много полувагонов), также был замечен недавно приехавший тепловоз. Рядом расположены: музей Льва Толстого (53°12'31''N, 39°26'52''E), водонапорная башня (53°12'32''N, 39°26'50''E), еще одна водонапорная башня (53°12'32''N, 39°26'50''E), Свято-Троицкий храм (53°12'33''N, 39°26'57''E) и другие достопримечательности. Всё отреставрировано и выглядит очень красиво.
- Станция Лебедянь (53°0'47''N, 39°9'51''E) - небольшая станция с современным зданием вокзала
Похожие поездки других путешественников:
Куликово Поле-Волово (2007)
Сухиничи-Горбачево:
часть 1,
часть 2 (2008)
Волово-Горбачево (2010)
Белёв-Горбачёво (2015)