"Оба мои родители - этнически русские. А я еврей". Егор/Авраам Осипов/Гипш о себе и пр.

Oct 02, 2016 02:09

"Оба мои родители - этнически русские. А я еврей". Егор/Авраам Осипов/Гипш о себе и пр.

Как Беня обманул всю Одессу. Он назвался Сеней. Все думали, что он Сеня, а он Беня! Так он обманул всю Одессу.

J'aime qu'un Russe soit Russe,
Et qu'un Anglais soit Anglais.
Si l'on est Prussien en Prusse,
En France soyons Français. - Беранже.

Продолжение. Начало см. http://wyradhe.livejournal.com/487587.html

----

Я созревал, и вместе со мной созревала моя еврейская идентичность. В связи со всем, что я нашел наиболее привлекательным и интересным в еврейской истории, а именно довоенным европейским еврейством и еврейством современного Государства Израиль, я читал соответствующие книги, ходил на соответствующие мероприятия и разговаривал с соответствующими людьми. Я знал больше об израильской культуре и истории, чем большинство моих сверстников. Меня принимали за еврея в еврейском культурном центре в Москве, где я бесплатно получал уроки иврита. Меня приглашали на еврейские праздники, и я игнорировал эти приглашения, потому что я не был знаком с ритуалом, а также потому, что я чувствовал, что я не готов принять участие в религиозной церемонии. Я был среди присутствующих на совещании у декана факультета иудаики в МГУ, на котором обсуждались варианты стипендии для студентов-евреев [что это за факультет такой, интересно? имеется ли в виду http://cjs.iaas.msu.ru/malyj-fakultet ?]. Я работал в еврейском СМИ. Я жил жизнью секулярного еврея [любопытно было бы знать, чем жизнь секулярного еврея отличается от жизни секулярного не-еврея. А, ну да, тем что он еврей. Самурай без меча во всем подобен самураю с мечом, только без меча], но я также начал верить в Бога. Это означало, что в конце концов, я хотел бы просить общину принять меня для гиюра, церемонии обращения в иудаизм.

Я сделал это в октябре прошлого [2014] года, когда я переехал в Амстердам, чтобы учиться там. Мне было теперь 19. После трех встреч с различными раввинами и семи месяцев прохождения моего прошения Либеральная Конгрегация Нидерландов (Liberaal Joods Gemeente) отказала мне в моей просьбе об обращении в иудаизм. Официально мне сказали, что Конгрегация "предоставляет приоритет в гиюре тем, кто имеет еврейского отца, еврейское происхождение или еврейского супруга". Другой причиной было, как раввин объяснил мне через месяц, что, грубо говоря, я недостаточно религиозен. Позже и ЛГБТ-синагоге, Бейт Хахидуш, отвергла меня точно так же. Таким образом, я узнал, что у меня, оказывается, нет "еврейского происхождения", несмотря на годы, которые я прожил как некто, являющийся евреем!

За те месяцы, что обсуждался мой случай, мы расстались с моей гёрлфренд, и я решил сказать ей, кто я на самом деле. Но потом я понял, что не о чем было сообщать. Не было никакой истории, никакой "двойной жизни": только я, моя личность и моя жизнь. Я рассказал ей все, а затем в течение нескольких недель - моим самым близким друзьям, а также моим родителям. Я чувствовал себя освобожденным, как никогда. Они наконец-то знали, какой именно я еврей.

II

Что такое мое еврейство сейчас? Чем оно было раньше? Мог бы я выбрать другую идентичность, - когда мне было 12 лет и я хотел отличаться от других, - если бы партнер моей матери был, скажем, грузин? Вероятно.

Если быть евреем - это вопрос генетики, то мой тест ДНК ясно говорит мне, что у меня НОЛЬ процентов еврейского происхождения, - я проверял.

Если быть евреем - это вопрос семьи, то я не еврей, потому что я не был воспитан в еврействе, но я и еврей, потому что мой отчим, который действительно воспитал меня, еврей.

Если быть евреем - вопрос религии, то я не еврей, потому что я никогда не принимал участие в религиозной церемонии, я никогда не посещал службу в синагоге до переезда в Нидерланды, я никогда не учился в еврейской религиозной школе. И все-таки я еврей, потому что я верю в еврейского Бога.

Если быть евреем - это вопрос о том, признают ли тебя евреем другие, то я не еврей, потому что голландские приходы отказались принять меня в евреи. И я еврей, потому что все, кто знает меня в России, считают меня евреем.

Если быть евреем - это вопрос принадлежности к гражданско-политической общности, то я не еврей, потому что нет ни одного документа, который говорит, что я еврей. И я еврей, потому что каждый раз, когда в Израиле теракт, я мчусь позвонить своим тамошним друзьям, и потому что я считаю кричащими социальными проблемами моей жизни оккупацию палестинских земель, которой должно положить конец, и израильский жилищный кризис.

Если быть евреем является вопросом внешнего вида и наружности, тогда я - со светлыми волосами и скандинавской внешностью - не еврей [ну ладно уж, ладно, нос-то вывезет...]. Но я и еврей, потому что иногда я ношу кипу и чувствую себя в ней хорошо.

Если быть евреем - это вопрос культуры, то я не еврей: я не против смешанных браков [любопытное представление о культуре евреев], я не делаю "то, что делают только евреи" [любопытное представление о культуре евреев], я не знаком с еврейским театром и еврейской кухней. Но я и еврей, потому что я люблю Агнона и сестер Барри, Вальс с Баширом и Руту Модан. Потому что я чувствую, что Израиль - это мой дом, большая синагога, и я буду стараться сделать его лучшим, более терпимым и мирным местом для жизни [из Нидерландов].

Если быть евреем - это вопрос антисемитизма, то я не еврей, потому что такую же ненависть я испытал бы, если бы противопоставлял себя остальным как "другой" любым другим способом, не обязательно как еврей. И я еврей, потому что мне говорили, что я, мол, не должен существовать, потому что, мол, евреи, а не кто-нибудь, правят миром.

Если быть евреем - это вопрос самоопределения, то я не только еврей. Я европеец, русский, белый, бисексуал, либерал, постсоветский человек, человек из среднего класса, студент. Я десятки других идентичностей. И я еврей.

III

После рассказа Рейчел Долезал на этой неделе я думал о том, как неопределенность, испытываемая человеком, который должен осуществлять множество идентичностей одновременно, компенсируется помещением себя в определенные и прочерченные границы, национальные, сексуальные, расовые, социальные и другие. В случае Рэйчел Долезал этот механизм распространяется и на другого: ей сказали, что она может быть либо черной, либо белой, и это должно быть ясно окружающим.

Во время одной из встреч в Амстердаме с раввином один член общины сказал мне, что я не знаю, что значит быть евреем, что я родился во времена, когда антисемитизма уже было мало, что я не испытал его "в достаточной мере" [наш человек, небось. Трудно себе представить голландского еврея со столь идиотскими речами]. То же самое говорят о Рейчел Долезал - что, прежде чем стать черной женщиной, она не была черной девочкой, что она не жила черной жизнью, а лишь играла черную жизнь. Я не могу и не хочу залезать в голову Рэйчел Долезал [а жалко: там тараканы интересные, https://en.wikipedia.org/wiki/Rachel_Dolezal ]. Но ее намерения не имеют значения: никто не владеет исключительной собственностью на негритянскость и никто не может указывать Рейчел Долезал, кто она, а также требовать от нее, чтобы она решила и выбрала, кто она. Не только она "играла" черную жизнь, все вокруг нее тоже "играли" ее негритянскость.

В иудаизме человек считается евреем, если он родился от еврейки или подвергся процедуре обращения в иудаизм. Что касается нерелигиозных определений, то самой большой институцией, которая считает, что имеет право определять, кто является евреем, является государство Израиль. В 1962 году отец Освальд Даниэль Руфайзен ( "Брат Даниэль"), еврей, который перешел в католицизм во время Второй мировой войны, подал на израильское гражданство в соответствии с Законом о возвращении. В ходе слушаний четыре судьи намерены были установить, как сказано в одном академическом описании, "некоторые объективные границы того, что такое еврей," в то время как Хаим Коэн был единственным судьей, утверждавшим, что в отсутствие однозначных секулярных критериев того, что есть еврей, это должно устанавливаться по самоопределению человека. Суд постановил, четырьмя голосами против одного, что еврея, который добровольно обратился в христианство, нельзя считать евреем по секулярному закону о возвращении [гиюр пройти, делов-то...]. Руфайзен получил отказ в израильском гражданстве, но никаких "объективных границ" в секулярном определения того, кто является евреем, не установили. Израильский Закон о возвращении основан на определении еврея по Нюрнбергским законам [гм. Составители их, однако, имели неплохое представление о предмете, - уж очень он был для них важен], хотя более 70 лет прошло со времен Холокоста. Для Израиля по-прежнему нацистская Германия определяет, кто еврей, а кто нет.

Несколько недель назад мой отчим и моя мать получили визы на переезд на ПМЖ в Израиль, которые будут автоматически преобразованы в израильское гражданство в момент, когда они пройдут через таможню в аэропорту Бен-Гурион в июле текущего [2015] года. По Нюрнбергским законам моя мать, которая никогда не выражала желания перейти в иудаизм или приобрести еврейскую идентичность, израильтянка и теперь будет рассматриваться как иудейка [нет, не будет. Израильская гражданка не обязана быть женщиной-йехуди] всякий раз, как вынет свой израильский паспорт где-либо в мире. Ее добровольное решение войти в еврейскую семью сделало ее еврейкой в глазах закона. Но мое добровольное решение и искреннее желание меня евреем не сделало: я, в свою очередь, в признании меня евреем буду сталкиваться с трудностями на каждом шагу, как в Израиле, так и вне его [и то сказать: ничего не зная о Е./А. О.-Г. я каждый год, вводя понятие об этничности для 1 курса, упоминаю, в частности, что если этнический китаец заявит, что он отныне в силу самоопределения - просто в силу своего желания - этнический финн, то он станет не этническим финном, а всего-навсего сумасшедшим этническим китайцем. Вон оно как реакционные-то концепции живучи...].

Но для меня это больше не имеет значения. Я играл еврея. Я жил евреем. И никто не имеет права говорить мне, еврей я или нет, или требовать от меня выбора. Ни антисемиты, ни какая бы то ни было община, ни государство Израиль.

[Музыка, туш, опционально валерьянка-самопейка].

[Осипов-Гипш совершенно напрасно упрекает государство Израиль в том, что оно берет на себя опрелелять, кто еврей, кто нет. В законе о возвращении сказано: Для целей настоящего закона: «еврей» - тот, кто родился от матери-еврейки или прошел гиюр, и он не принадлежит к другой религии. Ключевые слова - "для целей настоящего закона". То есть государство берет на себя определять лишь то, кого считать "евреем" в рамках его, государства, закона, по которому любой "еврей" и такой-то родственник "еврея" имеют автоматом право на его гражданство, - а не то, кого и кому вообще считать евреем. И даже специально эту разницу подчеркнуло формулой "для целей настоящего закона"].
[Ну и прихотливые же вкусы у Б.М. Меерсона, если верить Е./А. Осипову-Гипшу...]
[И чертовски жаль, что Е./А. убил об стену свой фейсбучный аккаунт на фоне обсуждений его предполагаемых показаний на Б. Меерсона и М. Немзер. А я только-только дал на этот аккаунт ссылку... "О мои новые брюки, я их только вчера надел!"]
Previous post Next post
Up