"Нет, все дело было в том, чтобы врать. Я глазом не моргнул и ответил..." - Катаев - Чуковскому.
Не могу не привести с восхищением два катаевских перла такого рода.
Из его очерка "О себе" (1957-1961 - 1976 гг.):
О себе
...Ясно помню Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию, которую видел глазами уже двадцатилетнего юноши, с первых же дней всем сердцем принявшего ее идеи...
...Я столкнулся с жизнью народа и по настоящему понял, какую силу содержит печатное слово, попав на фронт первой империалистической войны. Я мысленно зачеркнул тогда почти все написанное мной раньше и решил, что отныне буду писать только то, что может принести пользу рабочим, крестьянам, солдатам, всем трудящимся людям...
...В 1919 году, будучи в рядах Красной Армии, идя бок о бок с революционерами красноармейцами против деникинских банд, я дал себе слово посвятить свое перо делу революции...
Как и что Катаев принял всем сердцем с первых же дней Октябрьской революции, разбиралось достаточно, и здесь возвращаться к этому я не буду. Аж до самого 20-го года принимал, догонял, вкатывал бронепоездным огнем и опять принимал... Просьба, однако, оценить замечательную фразу: "Я столкнулся с жизнью народа и по настоящему понял, какую силу содержит печатное слово, попав на фронт первой империалистической войны".
Потому что имеется в виду печатная пропаганда, разлагавшая фронт в 17-м году. (Катаев, как и почти все люди его времени, как и вообще почти все люди, переживавшие народные смуты, верил в то, что пропаганда может сама по себе что-то разложить).
И совсем чудесный текст, опубликованный в ЛитГазете номер 52 за 1947 - в год тридцатилетия Октябрьской революции.
Страна нашей души
Тридцать лет - это ничтожно мало и вместе с тем бесконечно много. Для государства это мало. Для человека - более половины сознательной жизни. И все же, когда я - человек и гражданин - думаю о Советской власти, у меня нет ощущения двойственности. Это происходит потому, что Советская власть гораздо шире общепризнанного понятия государственной формы.
Советская власть не только форма государства. Она также и моральная категория.
Гоголь говорил о «душевном городе». Мы должны говорить о «душевном государстве», о «стране нашей души», где личность советского человека и советского гражданина не противопоставлены друг другу. Они слиты воедино не только во времени и пространстве, но - и это главное - в великом и вечном чувстве мировой справедливости.
Есть люди, которые не могут вырваться из плена древних представлений о природе человеческого общества.
Одни из них изображают Советское государство как некое новейшее повторение Римской империи с медными таблицами ее схоластических законов и человеческой личностью, раздавленной беспощадной стопой невежественного, но высокомерного центуриона.
Другие представляют Советское государство как громадную религиозную общину - скорее секту - людей, исповедующих коммунизм, как некую новейшую, универсальную форму христианства.
Подобные люди могут вызвать только негодование или жалость. Их ум крепко привязан к привычным категориям.
Советский Союз не Рим, коммунизм не религия. Нет ничего более противоположного и враждебного по духу, чем идея грубого, неизменного Римского государства цезарей и патрициев, основанного на рабстве, и идея свободного союза свободных советских народов, основанная на политическом и моральном равенстве свободных людей занятых свободным созидательным трудом для общего блага. Христианство - религия отчаяния и бессилия. Идея коммунизма основана не на мистическом представлении о мнимом бессмертии человека, а на отрицании права угнетения человека человеком, на отрицании рабства в любой форме, на утверждении права каждого человека на свободную, независимую, счастливую жизнь.
Что было бы с человечеством, измученным противоречиями капитализма, дошедшим до отчаяния от невозможности жить мирной, чистой, справедливой общественной жизнью, если бы не великая, вечная правда марксистско-ленинского учения?
Мир должен был бы захлебнуться в крови вечных войн или сойти с ума.
Но сила мирового общечеловеческого гения, нашедшая себе полное и совершенное воплощение в великой Коммунистической партии большевиков, вселила человечеству надежду на лучшее будущее, окрылила его мечтой коммунизма, ибо коммунизм - это прежде всего мир.
Теперь эта мечта близка к осуществлению.
И мы, советские люди, будем первыми людьми на земном шаре, вступившими в ясный и радостный мир коммунистического общества.
Как ничтожны мелкие добродетели христианства и жалкие пороки язычества по сравнению с тем пониманием добра и зла, которому научила нас Советская власть.
Мы научились писать Добро и Зло с большой буквы.
Мы знаем, что такое мировое Зло и что такое мировое Добро.
Советская власть есть благородная и вечная борьба мирового Добра против мирового Зла.
И мы знаем: Добро победит.
Вот почему все темные силы мирового Зла так яростно ополчились на нашу молодую республику общечеловеческой правды - правды коммунизма.
Иногда я думаю: что было бы со мной, что было бы со всеми нами, если бы в мире не было Советской власти - «страны нашей души»?
И мне становится страшно.
Мне становится душно до обморока от одной мысли, что надо снова дышать темным, смрадным и неподвижным воздухом старого, рабского мира, без надежды на освобождение.
И как хорошо бывает снова и снова полной грудью вдохнуть свежий, сильный воздух нового мира и услышать ту музыку мировой гармонии, о которой так тосковали лучшие люди прошлого.
Если бы мне каким-нибудь чудом вернули мою молодость и сказали: «Перед тобою опять твоя жизнь. Ты властен сделать ее такой, какой пожелаешь. Приказывай. Все будет исполнено по твоей воле. Хочешь быть знаменитым, сказочно красивым, несметно богатым? Хочешь путешествовать, наслаждаться любовью красивейших женщин, писать гениальные поэмы, повелевать народами? Все это сделается по одному твоему мановению, но только при условии, что ты навсегда останешься по «ту сторону», то есть в старом, обветшалом мире бедных и богатых, сильных и слабых, господ и рабов, белых и черных, и никогда не будешь дышать воздухом коммунизма, никогда не услышишь музыки мировой справедливости...», то я бы ответил:
«Нет. Ничего мне от вас не нужно. Пусть я лучше останусь таким, как я есть, и таким, каким я был. Пусть я лучше еще раз переживу мою чудесную нищую молодость, овеянную октябрьскими бурями. Пусть лучше я еще раз переживу мою беспокойную, трудную, сложную - и трижды благословенную - зрелость. И пусть я опять остановлюсь на пороге старости и снова увижу так близко перед собой зарю коммунизма. Отойдите. Не заслоняйте от меня солнца!»
Это роскошный текст. Помимо прочего, в него - естественно, с полным осуждением, в негативной форме, - вставлено то, что СССР есть империя рабства, где человек раздавлен, а также сектантского тоталитарно-религиозного бреда. Естественно, вставлено это всё в классическом стиле: "Так-то и так-то думает NN в сердце своем.... и ошибается!" Но вставлено. Нет надобности поминать, что никто не требовал в такие юбилейные панегирики вставлять подробное изложение взглядов супостата (чтобы тут же написать, конечно-конечно, что они, мол, безумны, эти взгляды), да еще так метко бьющих в цель.
И не менее чудное заклинание-молитва: "Ах, если бы! Если бы не было Советской власти и я мог бы свободно путешествовать и т.д."! - вставленное, естественно, аки искушение автора диаволом, вроде искушения им же Христа, и с пафосом отвергаемое.
Сердце радуется, как подумаешь, что за все за это сама же Советская власть еще и платила.
И независимо от этого думаешь: вот представим себе человека, который по этому тексту, наоборот, научался бы ЛЮБИТЬ Советскую власть. На которого вот это, уже откровенно идиотское "Мы знаем, что такое мировое Зло и что такое мировое Добро. Советская власть есть благородная и вечная борьба мирового Добра против мирового Зла" - могло бы повлиять в пользу Соввласти.
Вот, стало быть, сама Соввласть. Ничего о себе на самом деле не скрывающая, являющая себя вдобавок весомо, грубо, зримо на всех углах. И вот Катаев, голосящий ей ВОТ ТАКУЮ здравицу.
И вот, к примеру, находится Иван Иванов, который на ТАКУЮ ЗДРАВИЦУ на фоне РЕАЛЬНОСТИ Соввласти способен купиться. И покупается.
Откровенно говоря, Ивана Иванова именно в этом не очень жалко - то есть не его физ. страданий не жалко, их-то как раз жалко, - а вот такого его дополнительного впадения в любовь к Соввласти "под влиянием Катаева" не жалко. И Катаеву явно не было совестно перед Иваном Ивановым - потому что на самлм деле тому и так уже нечего было терять, и потому что кто поведется на такой текст - тот уж сам себе идейно крепкий баклан. Не поднимется рука особо укорять Катаева в том, что он дополнительно растлил Ивана Иванова, потому как для того, чтобы таким текстом растлиться, надо УЖЕ быть по ту сторону добра и зла. Уже некуда растлеваться. Мертвого не сделаешь мертвее.