Путешествие в Китай, 1992-1993. Часть 1. Глава 1. Это Китай ! ...

Oct 26, 2009 21:57


Как и обещал, этим постом я начинаю размещать рассказ о своей самой первой поездке за границу. Это было, страшно даже представить, 17 (!!!) лет назад.

Рассказ этот, в основном, отрывочно писался во время той поездки, а скомпонован в единое целое после возвращения в Москву, где я тогда жил.

Рассказ публикуется в том виде, в каком он был написан 17 лет назад. Я ничего не изменял в тексте по прошествии стольких лет. Пусть сейчас многое из этого звучит наивно, но из песни слов не выкинешь!

Текста много, фоток практически нет - цифровая фотография появилась через много лет этого. Если вспомнить, то в том далеком 1992 году, о котором пойдет речь ниже, не были распространены ни мобильные телефоны, ни Интернет, ни электронная почта. Чтобы как-то сообщить о себе приходилось брать ручку и бумагу и писать длинные письма. Кстати, во многом благодаря этому, вы и сможете прочитать этот рассказ сейчас...





Вместо эпиграфа.

Честно говоря, я никогда не думал, что сяду когда-нибудь это писать, но прошло уже больше года с моего возвращения из Китая, а я все равно очень часто вспоминаю о днях, проведенных в этой прекрасной (для иностранца) стране. Скажу сразу: я не писатель и поэтому ко всему, что здесь написано, нужно относиться прежде всего с фактической точки зрения, а уж потом с художественной. Все описанные события происходили с сентября 1992 до июля 1993 года . Я постараюсь написать все так, как это было на самом деле, хотя, конечно, могу и забыть что-то.

Итак, в путь ! Нас ждет удивительная огромная незнакомая для европейского человека страна, имя которой КИТАЙ !

Часть I. Осень.

Глава 1. “Это Китай ! ...”

Вся ситуация с моей языковой стажировкой была неясна буквально до последнего дня из-за финансовых затруднений нашего Госкомитета по образованию. В августе 1992 года я отдыхал с Вадимом в Клайпеде, а когда 25-го числа вернулся в Москву, до конца еще не было ясно, поеду ли я в Китай или нет. Что касается меня, то с моей стороны все документы и паспорт уже были оформлены и мне очень хотелось поехать. Все члены моей семьи были солидарны со мной в этом желании, даже бабушка, от которой я уж никак не ожидал получить благословения одобрила мой выбор и была счастлива, что я хоть год поживу в нормальных условиях. В то же время мама смотрела на все это предприятие довольно пессимистично и не верила в успех. Она сказала, что поверит только тогда, когда мой поезд тронется с Ярославского вокзала.

Перед самым началом нового учебного года я с радостью узнал, что его мне предстоит пройти вдали от дома в далеком городе Тяньцзине, что в 137 километрах к юго-востоку от Пекина. И мы начали собираться. Я говорю "мы", потому что в сборах наиболее активное участие принимала мама, которая то и дело давала разные ценные советы, а также различные кулинарные рецепты, поскольку в Гособразовании нам сказали, что готовить нам часто придется там самим. Но вот все хлопоты позади, настал день 11 сентября, пятница, а в час ночи у меня поезд. Вечером я зашел попрощаться с друзьями, а затем мы с родителями поехали на вокзал. Мы договорились встретиться с ребятами в 11 часов под табло на Ярославском вокзале. Из тех, кого я знал, в этот раз ехал только мой друг Гоша Михайлов, который едет на четыре года в Пекинский экономический институт, но уже на вокзале я познакомился еще с Димой Комаровым, Гошиным знакомым, который едет также на четыре года в Пекинский институт языка. И, наконец, поезд подали на посадку и мы разместились по купе. Всего наших едет 23 человека, мы едет втроем вместе с челноком Женей, который дорогой развлекал нас своими рассказами. Дорога предстояла длинная - почти за неделю нам предстояло проехать более 9 тысяч километров, из которых 6666 - по России (вот такое уж магическое число). Сначала я думал, что умру со скуки в этом поезде, но уже первый день пути показал, что я ошибался, и нам скучать не приходилось. Когда я проснулся утром, наш поезд уже пересек Волгу в Ярославле и мчался дальше на восток, а в три часа дня проехали Киров. Женя оказался очень добродушным человеком. Раньше он работал бригадиром проводников поезда 20 Москва-Пекин, на котором мы сейчас ехали и наш теперешний проводник был его другом, благодаря чему у нас в купе всегда был чай, стаканы и добродушное обслуживание. Вечером, когда было уже темно (часов в десять) мы проехали Пермь, а Дима в это время рассказывал нам страшные истории, которые с ним случились на самом деле, когда он учился в школе и они с классом ездили в так называемую "Пермскую зону", в которой они видели много загадочных явлений, таких как места приземления неопознанных летающих объектов или "поляну страха". В общем, спать мы легли с не очень веселыми мыслями.

Ночью мы перевалили за Урал, проехав Екатеринбург (бывший Свердловск) и въехали на бескрайние просторы Сибири (пока что западной), где начинается известная во всем мире Транссибирская магистраль. Утром второго дня я специально проснулся пораньше - к восьми часам (время здесь и далее до Забайкальска - московское), чтобы посмотреть Тюмень, в которой мы должны были стоять 15 минут. Раньше я представлял себе Тюмень каким-то северным городом, где даже летом нет тепла, но оказавшись там, я понял, что был неправ, а взглянув на карту, выяснил, что Тюмень находится почти на той же, что и Москва, параллели, только гораздо восточнее. В Тюмени мы купили у бабушек большую сочную дыню, которую затем ели.

Дальше наш путь прошел через Омск, а уже ночью мы были в Новосибирске. Вот уж никогда не думал, что столица Сибири находится всего в 50 часах езды от Москвы. За окном пока не было ничего интересного: все леса, да болота. Понедельник, 14-го путь прошел довольно обыденно, поезд шел по Транссибу из крупных городов мы проехали только Красноярск и все с нетерпением ждали завтрашнего дня, когда после Иркутска поезд должен будет пойти вдоль Байкала - чистейшего и глубочайшего озера на планете.

И вот долгожданный вторник наступил. Поезд опаздывал примерно на два часа, так что вместо 6 часов утра мы были в Иркутске в 8 (а по местному - в час дня), а от Иркутска поезд еще почти полтора часа шел до Слюдянки - самой юго-западной точки на Байкале. Именно Слюдянка славится своими знаменитыми кедровыми орешками, которые мы там не приминули купить на дорожку и как сувенир. И вот именно от Слюдянки Транссибирская железнодорожная магистраль проходит почти прямо у самой воды, всего метрах в 10. В тот день погода стояла прекрасная - было солнечно и безоблачно при температуре градусов 17, вода Байкала была синяя-синяя, причем слева плескался Байкал, а справа открывался изумительный вид на горы Тянь-Шани со снежными шапками на макушках. Хорошо, что у некоторых из наших ребят были с собой бинокли и подзорные трубы, так что мы любовались всей этой красотой почти вблизи. Такое сочетание гор и воды произвело на меня очень сильное впечатление и я сел писать письма с рассказом об увиденном.

Ближе к вечеру проехали Улан-Удэ, где я и отправил написанные письма и который оказался родным для одного парня из нашей группы и на станцию к нему пришли его многочисленные родственники с большими сумками со съестным, что было очень кстати, потому что после четырех дней пути наши съестные припасы, взятые из Москвы "немного" поистощились, а на станциях кроме баснословно дорогих Snickers-ов в киосках ничего не было. В поезде время между городами мы коротали за игрой в карты или разными разговорами, которые, в основном касались нашего пребывания в Китае.

Ночью мы проехали последний из крупных городов на нашей территории - Читу, а проснувшись утром и выглянув в окно, уже не увидели той красоты, которую наблюдали вчера - вокруг была безжизненная степь и где-то далеко-далеко на горизонте виднелась какая-то дорога. Мы ехали на юго-восток - к границе России и Китая, оставляя на западе Монголию.

Где-то к одиннадцати часам (а по местному к пяти часам вечера, как ни странно без опоздания) наш поезд подошел к отметке 6666 километров от Москвы - пограничной станции Забайкальск, где намечалась трехчасовая стоянка для смены колес у вагонов и прохождения таможенного и паспортного контроля. В Забайкальске погода была уже заметно прохладнее, чем вчера на Байкале и мы, чтобы не мерзнуть, пошли в здание вокзала. С вокзальной почты я позвонил домой, а также положил оставшиеся рублевые средства на сберкнижку (всего 2200 рублей - тогда 10 USD). Поезд подали на посадку с опозданием на два часа и было уже темно, но самое веселое, что когда мы только вышли из здания вокзала, то вдруг пошел снег (!!!), и было -3 градуса, хотя на дворе было только 16 сентября. Вот что значит резко континентальный климат и резкие перепады дневной и ночной температуры. Вот это да, - почти хором воскликнули мы.

Усевшись в теплых вагонах, к нам пришли таможенники с суровыми лицами и попросили открыть некоторые из чемоданов и сумки. Меня тоже попросили открыть мой плотно перевязанный чемодан, который я потом снова долго завязывал. За таможенным последовал паспортный контроль, а затем наш поезд в плотном кольце пограничников с автоматами медленно тронулся на восток. До самой границы было всего метров 500, но мы ехали их минут десять, то останавливаясь, то снова трогаясь с черепашьей скоростью. Я постоянно смотрел в окно, желая разглядеть что-нибудь интересное. И на самой границе наш поезд въехал в огромную арку (сейчас я затрудняюсь сказать какого она была цвета - было слишком темно), на которой огромными буквами было выложено "СССР" и нарисован герб бывшего Союза. Проехав еще метров 30, мы оказались под очень похожими воротами, на которых только было уже написано по-китайски "Китайская Народная Республика" - все мы в Китае !!! И по обеим сторонам поезда снова появились пограничники, но уже китайские - маленькие в огромных шинелях, которые мне напомнили чем-то фильмы о войне 1941-45 годов. Через минут пять поезд остановился на китайской пограничной станции Манчжурия. Снег все шел и шел, было жутко холодно, но здесь нас, слава богу, уже не заставляли выходить наружу, только проверили документы и вещи и пожелали счастливого пребывания на территории Китая, а потом мы, несмотря на холод все же вышли на улицу и пошли в привокзальный магазин, который работает исключительно в часы стоянки нашего поезда на станции, поскольку это практически единственный поезд, который ходит сюда.

Здесь я хочу сделать небольшое отступление и рассказать, как устроены вокзалы в Китае, поскольку они не совсем похожи на то, что мы понимаем под этим словом. Дело все в том, что в Китае на вокзал, а тем более к поезду, может пройти далеко не любой желающий, а только тот, у кого есть билет на поезд или специальный билет, дающий право выхода к поездам, но без права посадки в них. Эта система существует во всех городах и поэтому на китайских вокзалах так мало народу (по сравнению хотя бы с нашими). Вот почему магазин на станции работал только в часы прибытия нашего поезда.

Так вот, как только я зашел в тот магазин, у меня сразу же разбежались глаза, и было от чего: после того убожества, что я видел в Забайкальске, я никак не ожидал, что в этой глуши может быть приличный магазин. Одним словом, только в этом магазине я понял, что я за границей (хотя, как потом оказалось, это был далеко не самый лучший вокзальный магазин в Китае). Судить о ценах я тогда не мог, поскольку не имел о них никакого представления. Деньги, благодаря папе, у меня были, который дал мне оставшиеся у него с командировок 250 юаней (примерно 35 долларов), но покупать я ничего крупного пока не стал, решив сначала осмотреться и ограничился банкой вишневого сока. Посидев в удобном кресле минут пять, я вернулся в купе и лег спать.

Утром, когда я проснулся было уже около 12 часов по Пекинскому времени (8 по Москве), вокруг были поля, поля, поля. И изредка попадались разные селения, вокруг которых копошились китайцы, которые криками приветствовали наш поезд, а мы пытались отвечать им тем же. Нами овладело какое-то опьяняющее легкое настроение и мы, высунувшись из окна, стали петь песни, и конечно же среди них была известная песня (не помню уже какой группы) со словами "Это Китай...". Это был как бы наш девиз, с которым мы неслись все дальше и дальше. Надо сказать, что мое первое впечатление было, что китайцы очень старательный и любопытный народ. Старательный потому, что каждый клочок земли был чем-нибудь, да засеян, а любопытный потому, что кого бы мы ни видели из окна, все поворачивали головы и с детским интересом разглядывали нас, как будто мы были какой-то диковинкой.

Днем мы проехали такие города как Цицикар и Харбин, а вечером еще и Чанчунь, где я и отдал посылку одному нашему стажеру, которую меня попросили передать еще в Москве. По расписанию мы должны были прибыть в Пекин наутро в 6:32, но мы опаздывали на пять часов и поэтому, проснувшись утром седьмого дня пути в 8 часов, до Пекина оставалось еще четыре часа хода. Самое интересное, что несмотря на то, что поезд шел из России (т.е. с северо-запада), к Пекину он подходил с противоположной стороны - с юго-востока, и за два часа до окончания нашего путешествия, наш поезд остановился в Тяньцзине - городе, где мне предстояло провести весь этот год.

В полдень 18 сентября 1992 года я впервые ступил на землю китайской столицы - города Пекина. Погода стояла очень теплая - плюс 25 градусов. Мы выгрузились из вагона и стали ждать, но что-то к нам никто не шел. Когда пассажиры потихоньку разошлись, к нам подошел Алексей Константинович - первый секретарь нашего Посольства в Пекине (папин хороший знакомый) и мы вышли на привокзальную площадь, которая мало чем отличалась скажем от площади Казанского вокзала - те же толпы людей, те же авоськи и тюки, но только очень много велосипедов - это стиль китайской жизни. А.К. посадил нас в такси до института языка, где нас должны были встретить и приютить на первое время до отправки в свои институты и города. В этом институте нам ("иногородним") выдали стипендию за полмесяца 175 юаней и поселили в корпус для иностранных гостей. Я оказался один в двухместном номере, а Гошу сразу отправили в экономический институт и больше его я в этот раз не видел.

В следующей части читайте про мои первые впечатления о стране, в которой мне предстояло провести почти год...
Оставайтесь на связи!

ОГЛАВЛЕНИЕ ВСЕГО РАССКАЗА
Путешествие в Китай, 11 сентября 1992 - 12 июля 1993 года.
Часть I. Осень
Глава 1. Это Китай ! ...
Глава 2. Первое время
Глава 3. Путешествия
Глава 4. Кинопроба
Глава 5. Тяньцзиньские будни
Глава 6. Новые перспективы
Глава 7. Домой

Часть II. Зима
Глава 1. Старые знакомые
Глава 2. Новые знакомые
Глава 3. Снова в путь

Часть III. Весна
Глава 1. Наш паровоз вперед летит...
Глава 2. Снова в школу
Глава 3. Деловые будни
Глава 4. Покорение Стены
Глава 5. В столице (начало), (продолжение)
Глава 6. На море
Глава 7. “Лето жгучее, лето пьяное...”
Глава 8. Скоро домой
Глава 9. Тропический рай

travel, china

Previous post Next post
Up