Рецензия: А. Неменко «Крым 1941-1942 г. Загадки и мифы полуострова». Часть 1.

Mar 25, 2016 10:35

В дни недавних торжеств по поводу возврата Крыма вспомнил, что в своё время не дочитал любопытную самиздатовскую книгу Александра Неменко «Крым 1941-1942 г. Легенды и мифы полуострова». Если про действия ЧФ во время ВОВ я уже получил некоторое представление, то про сухопутную оборону знал до обидного мало (за исключением последующей Керченско-эльтигенской десантной операции в 1943 году). Не смотря на раскрученную героику обороны Севастополя, добротной книги на эту тему как-то не попадалось. При этом удивительно, что зачётные исследования А. Неменко по данной тематике не попали на бумагу, а существуют только в электронном варианте.

Основной своей задачей он видит рассказ об этом героическом и трагичном периоде войны без мифологической составляющей, которой, увы, обросли многие подробности тех событий. Одним из источников этого является тот факт, что при обороне крымского полуострова и Севастополя было допущено много косяков, за которые, как водится, пришлось расплачиваться простым солдатам и офицерам. Да и случилось много чего, что не красило лубок советской власти. Поэтому старались умолчать и сановные участники, и исторический официоз. Нам же, с точки зрения понимания логики того времени, желательно знать правду и только её - какой бы неприятной она не была. Ошибки прошлого это позволяет учесть намного лучше и ничуть не умаляет облик дедов и прадедов, легших в крымские землю и воду.




Книга разбита на 4 части, каждая из которых отражает определённый этап обороны полуострова. Первая касается прорыва немецких войск через Перекоп и начало осады Севастополя. Но начинается она с разоблачение одного любопытного мифа о еврейской экспансии на полуостров в 20-30-х годах. Собственно, к обороне это относится не так сильно, хотя косяки советской власти в итоге отразились на «межнациональной дружбе» во время оккупации. Впрочем, и первоначальная оборона крымского полуострова являет собой миф на мифе.

Считается, что Крым это некий остров, который легко оборонять. При этом на момент подхода Манштейна к Перекопу и соотношение сил казалось было не в его пользу: советские войска стали насчитывать 12 стрелковых и 4 кавалерийские дивизии. Вместе с тем, немцы смогли выделить для захвата Крыма 11-ю армию в составе 7 пехотных дивизий (по мемуарам Манштейна -- шести: 22-й, 72-й, 170-й, 46-й, 73-й, 50-й) и румынского горного корпуса из двух бригад."

Обычно здесь начинаются пляски с бубном, что большинство сил и средств было оттянуто на бесполезную противодесантную оборону вместо удерживания бутылочного горлышка перекопского перешейка. А в реальности всё было более интересно. И если у Манштейна действовала нормальные армейские дивизии со средствами усиления, то что из себя представляли советские войска?

Изначально в Крыму дислоцировалась 156 стрелковая и 32 кавалерийская дивизии, входившие в состав отдельно 9 корпуса. И только в мае из Закавказья переброшена 106 территориальная (считай кадрированная), которая и была укомплектована местными призывниками. Впрочем, вскоре после начала боевых действий кавалеристы убыли на фронт и в описываемых событиях участия не принимали. Первоначально задачами корпуса была противодесантная оборона побережья, и только по мере приближения противника к сухопутной перемычке - встал вопрос о её обороне. Была создана 51 армия, командовать которой поставили генерал-полковника Кузнецова. Для последнего это было формальное понижение после разгрома войск Прибалтийского военного округа.

Вот 51 армию начали накачивать частями. Но надо понимать, что это были детища перманентной мобилизации, готовые заменить сгорающие в котлах кадровые дивизии РККА. И понятное дело, что уровень подготовки и оснащения этих подразделений был существенно ниже. Более того, что даже это обеспечить было проблематично, ибо ситуация подпирала. И что мы имеем в итоге?

В августе в Крым были переброшены 271 и 276-е дивизии июльского формирования, которые были не обучены и не сколочены, но имели хорошую комплектность. А вот 48, 42 и 40 кавдивизии создавались по штатам лёгких, то есть имели в своём составе порядка 2,5 тысяч сабель. Что, в общем, не дотягивало до одной полнокровной пехотной. И это не считая того, что существовали проблемы по комплектности подразделений транспортом и тяжёлым вооружением. А где остальные дивизии?

Это дивизии крымского народного ополчения, которые начали формироваться в конце августа из истребительных батальонов. При этом надо понимать, что к этому моменту основной призыв уже завершился и на комплектование ополченцев шли в основном непризывные возраста. Чуть позже они получат общесоюзную нумерацию, а пока именуются 1, 2, 3, 4 дивизии народного ополчения. То есть дивизий уже одиннадцать, но много ли от них толку, если спустя две недели немцы начнут первый штурм позиций на Перекопе?



В этом случае военное руководство приняло наиболее рациональное решение: расположила наиболее боеготовые дивизии на перекопском перешейке, а остальные силы и средства должны были составить подвижный резерв на случай прорыва и необходимости ввода подкреплений, а так же продолжили нести противодесантную оборону и совершенствовать свою оргструктуру. В итоге часть дивизий (народного ополчения) в бою участия просто не принимали, так как были полностью растащены на пополнение сражающихся кадровых частей. Именно это объясняет их странное исчезновение в последующем.

Проблемы же появились в другом. И это не только слабая выучки и экипировка большинства вновь созданных советских дивизий, а так же неумение высшего комсостава оперативно осуществлять маневрирование силами и средствами. Не смотря на то, что казалось бы, все делали одно дело - крымский полуостров стал местом бюрократических игрищ и меринья письками между командармом 51 армии Кузнецовым и комкором 9 - Батовым. На всё это накладывалось открытое нежелание флота участвовать в сухопутных делах. Что привело к парадоксальным вещам: существовала разветвлённая зенитная оборона Севастополя, до которой гитлеровские соколы банально ещё не добрались, а в это время перекопские позиции, подтягиваемые резервы и материальное снабжение буквально вбамбливали в землю в связи со слабостью или, вообще, отсутствием противовоздушной обороны. С одной стороны, флот можно было понять - в их уставы и инструкции сухопутные дела не входили (за исключением противодесантных мероприятий вокруг крупных баз), с другой, крах на земле автоматически означал крах всей флотской инфраструктуры. Но вместо разумной помощи флот готовился к эвакуации военно-морской базы. Всё дело мог бы поправить представитель Ставки, как это произошло в Одессе, где вице-адмирал Левченко сумел установить нормальные взаимоотношения между армией и флотом, но в Крым он успел только к началу краха обороны перешейка, да, что и говорить: здесь объём вопросов требовал всё-таки общевойскового командира. Ну, и не все представители Ставки были такими продвинутыми. Ещё неизвестно, что больше принесли: пользы и вреда прямолинейные дураки, типа, Мехлиса. Но что есть, то есть. Флот старательно дистанцировался от сухопутной обороны и был готов осуществить эвакуацию севастопольской базы, если бы не грозный окрик из Москвы. Такое положение продолжалось всю последующую оборонительную эпопею.

Менее всего мне не понравилась 2 часть «Легенд». Дело в том, что она касается нюансов второго штурма, поэтому, не зная его подноготную, довольно сложно понять: о чём идёт речь. Хотя, безусловно, и здесь есть весьма любопытные моменты. Особенно это касается пренебрежения к жизни обычного солдата и матроса, чей потенциал варварски расходовался в бессмысленных разведках боем и многочисленных десантных операциях. Многие командиры подразделений систематически забивали болт на решение материально-бытовых вопросов. Что приводило к тому, что разбегались даже элитные морпехи, коих скопом записывали в пропавших в безвести. В итоге немцы постоянно ужимали, оставшиеся под контролем СОРа (севастопольский оборонительный район) территории, а последний постоянно испытывал нехватку боевого состава в сражающихся подразделениях.

Продолжение здесь.

ВОВ, Мифологемы, Рецензии, История, Флот

Previous post Next post
Up