Обычный учёный видит аналогию между условиями теоремы и требуемым результатом, выдающийся - аналогии между теоремами и можно представить себе умы, которые смогут увидеть аналогии между аналогиями.
Недавно одолел
«Динамическую теорию информации» Д.С.Чернавского, после чего сразу же принялся перелистовать её по второму разу. Прежде всего потому, что не смотря на умеренный объём монографии (300 страниц), её переполняет разносторонняя информация, которую не просто свести в единую картину. Впрочем, об этом наглядно говорит аннотация книги, где указаны сферы научных исследований автора
Д.С.Чернавского :
Российский физик, биолог, экономист. Главный научный сотрудник Института им. П.Н. Лебедева РАН. Действительный член РАЕН (1991). Победитель конкурса "На лучшее объяснение ключевых вопросов строения мира" (2004) программы Александра Гордона (с призовым фондом 1 млн евро). Одного этого достаточно понять, что Дмитрий Сергеич многогранный человек и готов научно покушаться на многие сферы деятельности человека. Даже на те - куда никогда не вступала нога математика. А он готов объяснять, используя матаппарат синергетики и принципы эволюции, и человеческую этику, и диалектическую логику Гегеля. Достоинством книги является то, что несмотря на большое наличие математики, она написана очень живо и доступно, что позволяет оценить глубину поставленных вопросов и дерзость полученных ответов классическому гуманитарию или же человеку, крепко подзабывшему высшую математику. Тем не менее, кое-какие специфические разделы читать тяжеловато, да и сам автор при первом прочтении рекомендует их пропустить тем, чей уровень не дотягивает до нужной глубины. Для меня это были проблемы необратимости в квантовой механике (2.3), да и в главе 4 о биологических процессах я мало что понял, хотя читал прилежно. Здесь, как говориться, всему свой горизонт. Конечно, первое, что я понял, покусившись на книгу, что мой уровень владения матаппаратом скуден и зияет брешами и многие утверждения автора приходиться принимать на веру. Не без этого. Однако к этой книге я шёл давно и упорно, вылавливая по крохам крупицу информации, которая бы указала мне верный курс. Так что «Теория динамической информации» не случайная книга. Более того - я был к ней готов, не смотря на высокие требования, предъявляемые к читателю. Поэтому нет смысла говорить, что я в восторге от книги - более того, она разом решила часть старых, наболевших вопросов и поставила новые (в т.ч. это касается прорех в образовании). Это не значит, что все остальные (пусть и обладающие более высокой подготовкой) примут эту книгу с таким же восторгом. Это не обязательно. Для понимания её монументальности - нужно дозреть и смотреть на вещи с определённого угла зрения. То есть быть готовым к принятию именно такого методологического подхода.
Впрочем, отойдём от эмоций и посмотрим: что же революционного есть в этой книге. Учитывая объёмный объём информации, я буду давать тезисное изложение прочитанного, а комментарии как-нибудь выложу в отдельный пост.
- В традиционной информатике, основанной на математической теории связи, не существуют и не обсуждаются вопросы о возникновении ценной информации и её эволюции. Ценность информации рассматривается в предположении о том, что цель задана извне. Вопрос о спонтанном возникновении цели внутри самой системы там не ставить. Именно они стали предметом динамической теории информации.
При этом ценность информации эволюционирует: неценная информация становиться ценной, бессмысленная - осмысленной и наоборот.
- Применительно к живым объектам, в частности, к биологической эволюции, цель - сохранение своей информации - представляется очевидной. Она в зависимости от ситуации соответствует выживанию индивида или вида.
Принцип сохранения информации соответствует не только желанию выжить, но и стремлению к познанию и творчеству.
- Во всех процессах генерации информации, сколь бы не различались эти процессы в масштабах, есть общие черты: ценная информация рождается в результате случайного выбора за счёт неустойчивости и последующего «очищения» выбранного варианта путём «исключающего» взаимодействия.
В биологической эволюции это выражается в том, что отбор происходит не наилучшего варианта (в традиционном, дарвинском понимании), а выбор одного из практически равноправных, который вытесняет остальные (Почти по Оруэллу: «все животные равны, но некоторые из них более равны, чем другие»).
- Сопоставляя диалектический материализм с разными вариантами логических схем, можно сказать, что он ближе всего к целесообразной логике, именно в той её части, где последняя становиться нетривиальной. Можно сказать, что синергетика как математический аппарат охватывает не только формальную логику, но и диалектику. То есть отпала необходимость привлекать Бога для решения научных проблем.
- В течение стабильного (устойчивого) периода развитие общества на макроуровне детерминировано. При этом проблемы гражданской этики (гражданской совести) реально не встают. Большинство людей об этом просто не думают, и правильно делают, поскольку предвидеть, что именно произойдёт после следующей бифуркации, невозможно.
В моменты, когда общество теряет устойчивость и становиться перед необходимостью выбора, роль каждого человека возрастает. Соответственно возрастает и ответственность за выбор. Здесь гражданская активность оправдана и, напротив, её отсутствие аморально.
С позиции синергетики этические нормы нельзя рассматривать как нечто абсолютное и независящее от фазы развития общества. Напротив, в зависимости от этой фазы «добро» и «зло» меняются местами. На интуитивном уровне это давно осознано человечеством и неоднократно отражено в художественной литературе.
И это только верхушка айсберга). Так как рассматриваются вопросы эволюции, человеческого мышления и творчества, взаимодействия валют и рекламной конкуренции. А так же объясняется почему, вопреки устоявшимся классическим теориям, традиционная китайская медицина вызывает положительный эффект при лечении. В общем: читать, думать, спорить.