Частные военные компании: Основа армии будущего - 1

Oct 10, 2011 14:52



С темой частных военных компаний (ЧВК) я познакомился в книге Рольфа Уэсселера «Война как услуга». Так что данный пост дань той информации, которая приведена в книге, а так же небольшого своего ковыряния в интернете. Не смотря на то, что после написания этого поста прошло более двух лет - тема выглядит всё более и более актуально.

08/08/08 


Большинство россиян познакомилась с этим явлением во время пятидневной войны в Южной Осетии. Вроде бы нет особых сомнений, в интересах какой страны, была развязана эта военная акция, кто методично подготавливал военнослужащих грузинской армии к этой авантюре. Более того, в наспех слепленных художественных агитках, кинематографисты поместили в действующие лица - военных советников в форме армии США, чтобы у совсем недогадливого зрителя, пропали последние сомнения, что во всём этом кровавом хаосе виноваты военнослужащие Соединённых Штатов.
Однако отгремели бои, грузинская армия, бросая тяжёлую технику, позорно бежала с театра военных действий. Победителям достались ворохи трофеев, тела вражеских солдат и пленные грузинские военнослужащие. И здесь начинаются некоторые странности. При многочисленности улик, доказательств, что именно американская армия подготовила Грузию к агрессии - нет. И именно в этот момент всплывает новая аббревиатура - ЧВК. Частные военные компании.
 
История наёмничества 


Кто же эти «новые» наёмники? Небольшой экскурс в историю. Геродот утверждал, что одним из первых деньги придумал легендарный царь Лидии Крез, дабы расплачиваться с храмовыми проститутками. По другой версии, он сделал это, чтобы расплатиться с наёмниками. Так что представители этих древнейших профессий могут поспорить - кто дал повод для изобретения денег. И до, и после наёмники традиционно пользовались спросом, навсегда вписывая свои имена в анналы истории. Греческие гоплиты маршировали в фалангах, распевая боевую песню «Пайан», ливийские наёмники под предводительством Ганнибала переходили Альпы, чтобы смять римскую империю, которая, столетия спустя, сама будет нанимать варваров, чтобы защитить свои границы. Шло время, рушились империи и возносились новые, однако, ремесло наёмника оставалось востребованным. Вольные стрелки, кондотьеры, швейцарские гвардейцы, немецкие ландскнехты маршировали по бесконечным дорогам войны. Иногда потребность в них была так велика, а сами наёмники достаточно прагматичны, что захватывали или получали власть над подконтрольными их территориями, как, например, турки-сельджуки в Иране и Ираке. Или же наёмник Муцио Аттендоло, чей сын Франческо стал правителем Милана. Однако формирование государственных структур и поток финансов, поступающих из заграничных колоний, позволил крупнейшим государствам создать свои постоянные армии, монополизировав право на войну. А договоры о Вестфальском мире, заключенный в 1648 г. в г. Мюнстере и Оснабрюке, окончательно закрепили монополию государства на вооружённые силы.

Исключение из правил составили колонии в Америке, Азии и Африке. Конечно, метрополии и там пытались сконцентрировать вооружённые силы в своих руках, но плантаторам и торговцам было необходимо защищать себя и свои интересы, особенно, когда в качестве рабочих на плантации стали завозиться рабы, которых следовало охранять. Ост-Индийская компания,  используя немецких наёмников, не только обеспечивала свою защиту, но использовала военную силу для репрессий против местного населения и удержания монополии на свой бизнес. На Моллукских островах она учредила первую монополию на мускатный орех, для чего сломила сопротивление местных властителей и вырезала всех мужчин старше 15 лет. На островах моря Банда численность населения в течение 15 лет сократилась до 5% от первоначальной. Туземцам запрещалось (помимо плантаций компании) выращивать и продавать пряности. Все обнаруженные посадки уничтожались, а провинившиеся наказывались вплоть до смертной казни. Благодаря таким методам Ост-Индийская компания стала богатейшим экономическим предприятием того времени.

После наполеоновских войн наёмничество окончательно вытесняется из Европы в колонии. Большинству государств стало дешевле содержать армию из своих граждан, которые в борьбе за независимость своей родины чаще жертвуют собой, чем наёмники, работающие за деньги. И на протяжении 200 лет те, кто занимался наёмничеством, стояли вне закона, хотя хорошие военные специалисты всегда находили себе работу в многочисленных склоках и мятежах на задворках цивилизации.

Суть современного наёмничества 


Казалось бы, крупномаштабному наёмничеству пришёл конец, и это позорное явление исчезает с лица земли. Но случилось обратное. Закончилось противостояние Востока и Запада, а вместе с ним отпала необходимость содержание огромных армий. Недалёкие пацифисты и рафинированная интеллигенция радовалась крушению «Империи зла», предвещая время всеобщего мира, счастья и изобилия. О том, что в мировой системе исчезла конкурентная составляющая, никто как-то не задумывался. Впрочем, мало задумываются и сейчас. А единственная, из оставшихся «супердержав», лихорадочно думала, как поставить под свой контроль оставшиеся бесхозными территории. Даже в условиях, когда основной соперник повержен, государству, опутанному множеством международных обязательств и правовых норм, сделать это проблематично. К тому же, государственный механизм, которым является армия, не гибок и требует долгой раскачки, завязан на военных и гражданских бюрократов. Решение Запад нашёл в приватизации своих вооружённых сил.

Для этого сложились благоприятные обстоятельства.
На Западе налогоплательщики требовали сокращение расходов на оборону, соответственно, сокращение численности армии. Странам восточного блока просто стало не на что содержать своих солдат, и на рынок военных специалистов потекли пилоты, артиллеристы, связисты и бойцы спецподразделений. Уменьшение численности армии с лихвой компенсировали бойцы и сотрудники ЧВК.

К этому добавились процессы глобализации мирового сообщества. Произошло перераспределение рынка работ, и те, кто не смог занять свою нишу, в одночасье оказались на обочине мирового развития без средств к существованию. Этот фактор сказался не только на жителях слабых государств, но и на ведущие мировые концерны, чья добыча ресурсов или производство полуфабрикатов приходится на страны «третьего» мира. А там, в связи с обнищанием населения, участились случаи вооружённых столкновений, соответственно, увеличился и фактор риска для корпораций.

Расстройство «мирового» порядка привело к тому, что для многих развивающихся стран исчезла финансовая и военная поддержка одной из супердержав. Вовлекая эти страны в сферу своих интересов, супердержавы не стремились строить в них эффективные государства. Было достаточно, что саттелиты выдерживают «правильный» курс. Как только поддержка пропала, эти государства покатились в пропасть сепаратизма, этнических конфликтов, усугубившихся результатами глобализации в экономике и социальной жизни. Многие регионы превратились в зоны перманентных конфликтов, а их руководители трансформировались в главарей преступных сообществ, кормящихся войной и другим преступным бизнесом - торговлей наркотиками и людьми, вымогательством и грабежом. Этому как нельзя больше способствовал тот факт, что, начиная с 90-х годов, западные страны всё больше предпочитали перекладывать миротворческие миссии на плечи ООН и других наднациональных организаций, которые не имели сил и средств, для проведения таких операций.

Другим важнейшим условием роста частных военных компаний стало проведением в США и других развитых странах новой «национальной энергетической политики», которую в 2001 году предложил вице-президент Р. Чейни и которую одобрили конгресс и президент Буш-младший. Вкратце суть в следующем: мировые запасы углеводорода истекают, и вскоре потребность будет превышать спрос. Для избежания катастрофических последствий для экономики, государство должно взять на себя ответственность за стратегические месторождения углеводородов в Персидском заливе, а также Африке и Каспии, в т.ч. важное значение приобретает защита транснациональных трубопроводов, морских коммуникаций и месторождений. И если мы знаем, что иракскую проблему в зоне Персидского залива США решило с помощью своей армии, то защиту нефтедобывающего комплекса было решено переложить на ЧВК.

Другой особенность, способствующей расширению сферы деятельности ЧВК стал технический прогресс. Без использования электроники и микросхем военно-промышленный комплекс может производить только лёгкое стрелковое оружие. Но появилось много сверхточного оружия, интеллектуальные системы управления боем, и, соответственно, эту сложную технику должны обслуживать только опытные специалисты, которых не хватает даже в армии США. В результате было принято решение отказаться от обучения своих специалистов в пользу ЧВК. Так концерны Northrop Grunman и Lockheed Martin скупили частные военные компании Vinnell и MPRI и включили их в обслуживающий персонал, вновь учрежденных дочерних фирм.

Нечто схожее наблюдается в информационных технологиях, таких как Интернет, базы данных, средств обработки информации. Изначально они разрабатывались как военные технологии, но основное развитие получили в гражданской сфере, где эффективность зависит от многочисленных ноу-хау. В виду того, что приоритет использования этих технологий у частных структур, армия и спецслужбы постоянно отстают в этой отрасли - о чём мы узнаём из СМИ, когда очередные хакеры вскрывают сайт министерства обороны. Как и в случае с высокотехнологическим оружием, министерству обороны проще нанять частника для решения своей сугубо военной задачи.

Продолжение следует…

ЧВК

Previous post Next post
Up