В искусстве средневековья слоны нередко изображались с клювом вместо хобота. Cохранилось довольно много резных украшений церковных скамей, среди них встречаются и слоны:
Poppyhead, The Denston Elephant, Denston Parish Church, Suffolk, 15th century
Если уносите материал на сторонний ресурс, пожалуйста, ссылайтесь на журнал.
Poppyhead, The Denston Elephant, Denston Parish Church, Suffolk, 15th century
Poppyhead, Elephant, St Andrew, South Lopham, Norfolk, 15th century
Во Франции сохранились романские капители с изображениями слонов, наделенных мощными клювами:
Chapiteau avec des éléphants, Eglise Saint Saturnin, Vorly, Département du Cher, XIIe siècle
Chapiteau avec des éléphants affrontés provenant de Saint-Jean-de-Montierneuf de Poitiers, 4e quart 11e siècle, Musées de la ville de Poitiers et de la Société des Antiquaires de l'Ouest
Chapiteau avec des éléphants, Église Notre-Dame-la-Grande de Poitiers, XIIe siècle
На капители Церкви Сен-Пьер д'Ольне рядом со слонами мы видим надпись, подтверждающую, что это именно они.
Chapiteau avec des éléphants, Église Saint-Pierre d'Aulnay-de-Saintonge, avec l'inscription HI SUNT ELEPHANTES - ce sont des éléphants
Борьба копытного слона с клювом и дракона из бестиария 13 века:
St John's College Library, Oxford, MS. 61, Folio 61r
Елеазар Маккавей убивает слона (с клювом) и гибнет под ним из рукописи "Зерцало человеческого спасения" 14 века:
BLB Karlsruhe 3378, Speculum Humanae Salvationis, p. 76, 1325-1375, Germany
Семь лет назад я написала
шутливый пост про слона и грифона на Мадагаскаре. Пусть, мол, Марко Поло повествует, что грифон слона "клюет, жрет и упитывается им", средневековая миниатюра явила миру правду - слона и грифона обуяла непреодолимая страсть.
BNF, Arsenal, ms. 5219, f. 152v
Получается, что одаренные клювами слоны - потомство данного счастливого союза? Как там говаривал Голохвастов: "Зачем же? Это ж ведь очень и очень! Да! Да! Но...нет!" Нет.
На все есть своя причина.
Всегда интересно наблюдать, как средневековые художники решали проблему изображения животного, никогда ими не виданного, основываясь лишь на словесные описания из книг. Однако сложность ещё и в том, что средневековые авторы слона тоже не видели и опирались, в свою очередь, на труды предшественников.
Исидор Севильский в 7 веке в своих Этимологиях отмечал, что - Rostrum autem promuscis dicitur, quo ille pabulum ori admovet, et est angui similis, vallo munitus eburno; где слово rostrum, i n - многозначное, и может переводиться как клюв, морда или хоботок. В точности это же описание слона через два века вслед за Исидором повторяет Рабан Мавр, а в 12 веке и Юг де Фуйуа. Следовательно, можно было прочесть начало фразы различно - "морда же (слона) называется promuscis", "хоботок же (слона) называется promuscis", "клюв же (слона) называется promuscis". Отсюда мы имеем изображения слонов с клювами, слонов со странными мордами и носами как у тапира, впрочем, о последних в этом журнале ещё пойдет речь.
С копытами слон часто изображался, вероятно, оттого, что римляне увидели данных животных в Лукании во время войны с эпирским царем Пирром и, неразобравшись, окрестили их луканскими быками, об этом писал Плиний, а труды Плиния для средневековья были одним из основных источников знания о животных.
Everything happens for a reason.