Chapter III. In which a search is organdized, and Piglet meets the Heffalump again.
«Глава III, в которой огрызуются поиски, а Пятачок опять чуть-чуть не встретил Слонопотама».
Сегодня речь пойдет о слонах, телчеслонах, вепреслонах, козослонах, а также мравольвах, что с легкой руки Космы Индикоплова основательно прописались в древнерусских рукописях и в умах наших с вами предков.
«Христианская топография» - переведенный с греческого и богато иллюминированный трактат византийского купца и путешественника VI века Космы (или Козьмы) Индикоплова (индикоплова - "плававшего в Индию") об устройстве мира и вселенной. Одиннадцатая глава посвящена индийской и, вероятно, африканской флоре и фауне, а также острову Тапробана (Шри-Ланка). В то время понятие «Индия» включало в себя также Аравийский полуостров и Эфиопию, есть в трактате и краткое описание Китая. Считается, что миниатюры являются близкими копиями античного оригинала, выполненного или лично Козьмой, или по его указаниям, поскольку изображаемые темы и предметы едва ли могли быть знакомы монастырским художникам. Некоторых животных путешественник видел (и даже ел) лично, с некоторыми знаком лишь по наслышке.
Космография Козьмы Индикоплова, середина XVI в., РГБ , ф. 173/I, № 102, л. 177, вепреслон
Этот трактат был необычайно популярен на Руси в XVI-XVII веках, существует множество списков, разделенных на 7 редакций. Вопрос о времени перевода сочинения Козьмы Индикоплова на древнеславянский язык в настоящее время является открытым. Полагаю, что с переводом и связан один забавный факт.
Космография Козьмы Индикоплова, середина XVI в., РГБ , ф. 173/I, № 102, л. 175, носорог и слон
В своей огромной любви к слонам я, конечно, не могла пройти мимо факта существования телчеслонов и вепреслонов. Вепреслон, к примеру, настолько прижился на Руси в пантеоне животных, что зажил собственной жизнью. Он упомянут в списке рисунков к «Потешной книге», изготовленной в 1665 году для 11-летнего сына царя Алексея Михайловича - для царевича Алексея Алексеевича.* «Потешные книги» имели развлекательную и обучающую направленность, представляя собой нечто сходное с современной иллюстрированной энциклопедией для детей.
Ну, и я, конечно, очаровавшись такими неожиданными родственниками слона, полезла в источники - текст на греческом и полный перевод на английский, на наш современный русский язык до сих пор, насколько мне известно, полного перевода «Христианской топографии» нет.
И тут меня ждал сюрприз:
ταυρέλαφος**, что стал на Руси телчеслоном, дословно переводится как тельцеолень (или оленебык, что привычнее для уха)!
Косма Индикоплов , Христианская топография, Перв. пол. XVI в., РНБ, F.I.220, телчеслон и велблюдопардус (жираф), л. 267
"Тельцеолень обитает в Индии и Эфиопии, индийские тельцеолени ручные и используются для перевозки перца и других вещей в седельных сумках. Их доят, а из молока сбивают масло. Мы также ели их, христиане убивают тельцеоленей, перерезая им горло, а язычки валят на землю и зарубают. Эфиопская же разновидность дика и не приручена."***
Косма Индикоплов (VI в.), Христианская топография, XVI в., РНБ, ОР F.IV.683, л. 184 об., телчеслон и верблюдопардус (жираф)
Вероятно, речь идет о буйволе, что вполне подтверждается иллюстрациями.
Вепреслон тоже прям как совы - не то, чем кажется:
χοιρέλαφον - вепреолень или свино-олень!
Косма Индикоплов , Христианская топография, Перв. пол. XVI в., РНБ, F.I.220, вепреслон, л.269 об.
Итак, вепреслон, которого Косма «видех и ядох»: Τὸν δὲ χοιρέλαφον καὶ εἶδον καὶ ἔφαγον -
"Вепреолень или свино-олень, которого я видел и ел".
Из этой лаконичной фразы, собственно, и состоит описание загадочного вепреслона. Кого же видел и ел Козьма? Рассуждения можно строить лишь на основе миниатюр, я уже упоминала, что, по мнению исследователей, иллюстрации являются близкими копиями античного оригинала, выполненного или лично Козьмой, или по его указаниям. Вот миниатюра с изображением свино-оленя (на Руси превратившегося в вепреслона) из одной из самых ранних греческих версий трактата, датируемой 11 веком и названной по имени места хранения, библиотеки - Лаврентианская (Laur. Plut. IX. 28, L):
χοιρέλαφος
Codex Laurentianus Plut. IX.28, fol. 268v, 11th century, probably from Iviron monastery, Mt. Athos, now at the Laurentian Library, Florence, Italy.
Существует две основные гипотезы**** идентификации зверя, первая из них - это бабирусса.
Слово «бабирусса» - малайское; оно означает «свинья-олень». В оригинале оно пишется раздельно и с одной буквой «с» (babi rusa). Казалось бы, версия идеально подходит. Но бабирусса встречается только на индонезийских островах, маловероятно, что Косма там побывал.
Не могу удержаться от картинки, глядите - красотка бабирусса потягивается:
Второй вариант - бородавочник.
Уже теплее. Будучи в
Аксумском царстве, Индикоплов вполне мог попробовать мясо данного животного.
Загадочно и совершенно неясно, как же олень на Руси мог превратиться в слона, поскольку слон в данной рукописи описывается привычным словом Ελέφαντας. Конечно, есть какое-то прозаическое объяснение, зависимость от редакции и переосмысления перевода, но у меня в голове моментально всплыла всем знакомая фраза: "Россия - родина слонов!"
Дальше Косма описывает гиппопотама, это несколько не по теме, но оставлю для любителей бегемотиков: "Гиппопотама же самого я не видел, зато у меня были его зубы такие крупные, что весили тринадцать фунтов, я их здесь продал. И я видел много таких же и в Эфиопии, и в Египте".
Косма Индикоплов , Христианская топография, Перв. пол. XVI в. , РНБ, F.I.220, Единорог и гиппопотам, л. 268 об.
Космография Козьмы Индикоплова, середина XVI в., РГБ , ф. 173/I, № 102, л. 177, единорог и гиппопотам
Козослон
Странный зверь, упоминаемый не в "Христианской топографии", а в Физиологе наряду с обыкновенным слоном. Ни описания, ни иллюстраций с ним не представлено.
"О слоне животнем.
Есть животно, рекомый слон, и другое, козослон во Индикии."
Кир.-Бел. 68/1145, Палея толковая. Физиолог, XV в., РНБ, Слон у водоема. Охотники несут часть отпиленного дерева, л. 403
Зато присутствует изображение слона (да, это не конь, а слон) у водоема и охотников, несущих часть отпиленного дерева. Зачем пилят дерево, и что делает слон в водоеме
можно узнать здесь.
Остался великий и могучий мраволев, чья морда как у льва, а нижняя часть - муравья: "половые органы последних обращены назад; цвет шерсти у них золотистый, но шерсть менее густая, чем у арабских львов."*****
Кир.-Бел. 68/1145, Палея толковая. Физиолог, XV в., РНБ, л. 389 об., мраволев
Косма Индикоплов (VI в.), Христианская топография, XVI в., РНБ, ОР F.IV.683, л. 183, носорог, слон, мраволев
Космография Козьмы Индикоплова, середина XVI в., РГБ , ф. 173/I, № 102, л. 175, мраволев
О нем, а также об огромных золотоносных муравьях уже был
подробный пост, к оному вас и отсылаю. Вы удивитесь, но мраволев реально существует и вполне себе благоденствует, наверняка, вы его даже видели, как и шерстяных золотоносных собако-лисо-муравьёв.
Косма Индикоплов, Христианская топография, Перв. пол. XVI в., РНБ, F.I.220, носорог, слон, мраволев, л.266
Христианская топография, XVI в., РНБ, Погод. 1089, л. 428 об., слон и мраволев
UPD! - Отгадка:
как оленебык и свиноолень из «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова на Руси неожиданно превратились в вепреслона и телчеслона.
Пока, любите слонов! Всяких разных.
* - Забелин Иван Егорович, Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст., ГЛАВА III. Начальное учение.
** - греческие термины взяты и переведены отсюда:
http://www.hs-augsburg.de/~harsch/graeca/Chronologia/S_post06/Cosmas/cos_i110.html *** - перевод выполнен по изданию Cosmas Indicopleustes, Christian Topography (1897):
http://www.tertullian.org/fathers/cosmas_11_book11.htm **** -
https://heiup.uni-heidelberg.de/journals/index.php/transcultural/article/view/6127/2962 ***** - Страбон (География, XVI, 4. 15)