Leave a comment

Comments 19

andy_zh February 11 2013, 16:56:16 UTC
"жизнь - боль, хорошо только одному маленькому свободному комарику...":)
мы сегодня со студентами обсуждали философию древней Индии - как раз о том, что вся жизнь - страданье, а цель жизни - смерть:)
перевоплощение в маленького комарика можно считать эквивалентом выхода из сансары!)

Reply

wutheringkites February 11 2013, 16:59:40 UTC
Нет, нет, только из человеческого бытия возможна эволюция к высшим ступеням (посмотри инд матчасть)
Родился человеком - уже бонус.
А уж как Юнг уважал философию Древней Индии))

Reply

andy_zh February 11 2013, 17:35:45 UTC
да. только человеку надо так помучиться, чтоб дойти до высших ступеней (аскеза, воздержание, отказ от частной собственности, etc.).... что стать комариком было бы проще и приятнее)) "just kill yourself - its much less effort"(c) :)
А Юнг - да. Одна йога чего стоит.

Reply

wutheringkites February 11 2013, 19:33:15 UTC
Я, кстати, и про Юнго - йогу прочитала.
Он резко критиковал практикование йоги западными народами, считал, что Запад скоро изобретет собственную - йогу на основе христианства.

Reply


christa_eselin February 11 2013, 18:48:22 UTC
Это абсолютно великолепно, вот честно.
Интересно, что "трикстер" применительно к этой парочке, по-моему, ранее нигде не звучал и не появлялся, хотя после прочтения Вашего анализа это кажется лежащим на поверхности....

А если перевести ту же игру в символы в чисто литературоведческую (искусствоведческую) область? Не "архетип", а "собирательный образ"? Кого в массовом сознании воплощает в себе Холмс, а кого - Мориарти? И как в этом смысле канон отличается от интепретации?
Ведь это только кажется, что один воплощает в себе "идеального" Сыщика, а другой - "идеального" Злодея. На самом деле всё отнюдь не так просто :)

Reply

wutheringkites February 11 2013, 19:14:33 UTC
В сообществе то и дело всплывало слово Трикстер, не иначе как проделки коллективного бессознательного). Просто мы решили, так сказать, подвести под термин фундаментально - доказательный базис.

Архетипические образы постоянно воспроизводятся в мировой культуре. В частности, нами был упомянут неразлучный тандем Бэтмен - Джокер.
Конечно, всё не просто. Поэтому мы специально подобрали цитаты из канона, позволяющие взглянуть на неоднозначный образ Холмса.

Вот их квинтэссенция: "- Да, - сказал он (Холмс), - во мне заложены качества и великого лентяя и отъявленного драчуна. Я часто вспоминаю слова Гете: Schade, dass die Natur nur einen Menschen aus dir schuf, denn zum wuerdigen Mann war und zum Schelmen der Stoff (Как жаль, что природа сделала из тебя одного человека: материала в тебе хватило бы и на праведника и на подлеца) - "Знак четырёх".

Reply

christa_eselin February 11 2013, 19:31:41 UTC
То, что вы написали - классно, ни убавить, ни прибавить.
Но я уже немножко про другое. Не про архетипы. Про образы. Ну, грубо (очень грубо) говоря: когда кто-то говорит кому-то: "Ну, ты, блин, просто Шерлок Холмс!" - что он имеет в виду? Кого в его сознании воплощает Шерлок Холмс? Идеал сыщика? Идеал наблюдательного человека?... Кто-то из английских критиков говорил, что, по его мнению, Холмс воплощает в себе "спортивный дух" нации - но не в нынешнем, а в старом значении этого слова ("спортсмен" как азартный, целеустремлённый человек, охотник). А один из биографов Дойла считает, что Холмс - это скорее воплощение образа Доктора, чем Сыщика, и довольно остроумно это обосновывает. Занятно, правда?

Reply

wutheringkites February 11 2013, 19:46:11 UTC
Образ может быть подвержен личному восприятию. в то время как архетип всегда коллективен и всегда одинаково присущ всему человечеству. Образ может считаться изначальным, если он совпадает с мифологическими мотивами, выражая, таким образом коллективно-бессознательное.

Ещё надо учитывать, как мне кажется, что многие читали рассказы АКД давно/не слишком внимательно.
Или выделили в образе детектива только пару основных черт.

Фразой: "Ну, ты, блин, просто Шерлок Холмс!" - чаще всего, по моему наблюдению, характеризуют догадливость собеседника.

"азартный, целеустремлённый человек, охотник" - чем не Трикстер!
О, пожалуйста, дайте ссыль на Холмсо - Доктора.

Reply


Leave a comment

Up