Самая страшная война

Feb 08, 2009 20:15


Картина тысяч людей, в безнадежности и панике бегущих из городов в районе Северное Киву на востоке Демократической Республики Конго, стала печальным напоминанием о непрекращающейся войне - о самом смертоносном конфликте со времен Второй мировой. 

Между 1998 и 2003 гг. ДРК, с помощью Анголы, Намибии и Зимбабве, отражала атаки Руанды и Уганды, и с тех пор вражда вспыхивает снова и снова, особенно в Киву. Она достигла таких масштабов, что в январе между некоторыми из вооруженных группировок было достигнуто мирное соглашение. Но продержалось оно недолго. Бои вновь вспыхнули в августе, когда возглавляемый Лораном Нкундой «Национальный конгресс в защиту народа» (ополчение тутси, в котором насчитывается 5500 бойцов) напал на ряд городов и лагерей (военных и беженских). Все больше людей бежит с насиженных мест. За 2 предыдущие года конфликта было уже 850 тысяч перемещенных лиц; с августа отправились в путь еще 250 тысяч, некоторые из них - уже во второй или в третий раз. Всего в ДРК более полутора миллионов перемещенных лиц. Более 300 тысяч бежали из страны.

Столица Северного Киву, Гома, осаждена силами Нкунды; город частично терроризируют также отступающие солдаты конголезской армии: они бесчинствуют и грабят. Существуют опасения, что возобновится полномасштабная война. С 1998 г. в ней погибло уже 5,4 миллиона человек: от самих боевых действий и связанными с войной насилием, голодом и эпидемиями. Директор Международного комитета помощи заявил, как сообщает агентство «Рейтер», что в Конго происходит «самый смертоносный конфликт из всех, что имели место где-либо в мире за последние 60 лет». Глава исполкома ирландского агентства помощи GOAL заявил, что «самая худшая гуманитарная трагедия со времен Холокоста». В интервью агентству «Рейтер» он сказал: «это самый очевидный пример негуманного отношения человека к человеку на планете».

Воспламененные этнической ненавистью и местью

Лоран Нкунда заявляет, что его силы действуют в Северном и Южном Киву с тем, чтобы ДРК призвала к порядку различные силы хуту. Прежде всего, он указывает на Демократические силы освобождения Руанды (FDLR) в связи с их участием в геноциде 800 тысяч тутси в Руанде в 1994 г. При поддержке Руанды Нкунда угрожает пройти 1,5 тысячи км. маршем через всю страну, до столицы ДРК Киншасы.

Роль таких групп, как FDLR, хорошо известна по документам. Но и продвижение собственных сил Нкунды по стране отмечено систематическими грабежами, насилиями и убийствами. Уже не в первый раз утверждения о «защите народа» используются для того, чтобы терроризировать население. В Руанде и ДРК разжигание этнической ненависти и жажда мести продолжают воспламенять ситуацию.

Разграбление минеральных ресурсов

Пытаясь понять, что скрывается за продолжающимся конфликтом в ДРК, невозможно игнорировать тот факт, что эта страна богата ценными природными ископаемыми. Вот что писала по этому поводу 30 октября газета «Гардиан»: «Расследование нелегальной эксплуатации природных ресурсов, проведенное ООН, выявило, что конфликт в стране стал, прежде всего, борьбой за «доступ, контроль и торговлю» пятью ключевыми минеральными ресурсами: алмазами, медью, кобальтом, золотом и колумбитом-танталитом - металлической рудой, которая дает материалы для производства мобильных телефонов и ноутбуков. Эксплуатация природных ресурсов Конго иностранными армиями было «систематическим и системным», и особенно угандийские и руандийские лидеры превратили своих солдат в «армии бизнеса». По оценке исследования ООН, армия Руанды заработала за 18 месяцев по меньшей мере 250 млн.долларов, продавая колумбит-танталит».

В «Индепендент» 30 октября 2008 г. появилась статья, в которой африканский директор Международной кризисной группы заявляет: «Нкунду финансируют руандийские бизнесмены, и они смогли установить контроль над шахтами Северного Киву. Это и есть настоящая сердцевина конфликта. То, что мы наблюдаем сегодня, - это люди, наживающиеся на нелегальной военной экономике, сражающиеся за право на эксплуатацию». Далее в статье говорится: «В настоящий момент интересы руандийского бизнеса делают состояние на шахтах, нелегально захваченных ими в ходе войны. Мировые цены на колумбит-танталит взорвались, так что теперь они жадно концентрируют свое внимание на касситерите, используемом для изготовления оловянных банок и других одноразовых потребительских товаров».

Распад общества

ДРК по размерам превышает Руанду в 90 раз, а ее население в 6 раз больше. И однако же сегодня она, как кажется, не в состоянии справиться с небольшим ополчением, даже с помощью 17-тысячных сил ООН. Быстрое отступление ее армии перед лицом нового наступления воспринимается как нечто естественное. Газета «Гардиан» замечала 28 октября, что правительственные войска ДРК «усердствуют, направляя свои стволы на гражданское население, и убегают, столкнувшись с реальной опасностью. Конголезская армия, пестрое сборище разгромленных армейских соединений, различных повстанческих и ополченческих групп после непрерывных войн 1997-2003 годов, разрознена, недисциплинированна, деморализована и плохо оплачивается». Положение армии отражает положение правящего класса, который не в состоянии контролировать ни свои границы, ни то, что происходит внутри них. Реалии десятков тяжеловооруженных групп, многие из которых поддерживаются такими странами как Руанда и Уганда, некоторые полны решимости действовать на основе этнической вражды, а другие скорее хотят извлекать выгоду из эксплуатации минеральных ресурсов, - это классическое выражение гангстеризации капиталистического общества. В мире, где «каждый против всех», правительство ДРК не может контролировать ситуацию, а вооруженные банды не могут стремиться к чему-либо большему, кроме того, чтобы стать еще большими бандами - если им вообще суждено выжить.

ООН, Евросоюз, агентства по оказанию помощи и «озабоченные» западные правительства обличают насилие и выражают свою симпатию страдающему населению. Но, как и местные империалистические государства, такие как Уганда и Руанда, великие державы сами - составная часть проблемы. Не стоит забывать, что за эскадронами смерти хуту в 1994 г. стоял французский империализм, тогда как США поддерживали силы тутси, чтобы нанести удар по французскому присутствию в регионе. Франция была также главной опорой режима Мобуту в Заире, ныне ДРК, и американцы были глубоко вовлечены в поддержку сил, пытавшихся свергнуть Мобуту. Так что конголезский котел хаоса помешивается «демократическими» мировыми державами - столпами ООН и «мирового сообщества».

Этническое разделение и минеральные ресурсы - таковы некоторые из факторов в продолжающемся конфликте. Но важнейшая реальность - это распад капиталистического общества, который выражается не только в тенденции к развалу более слабых стран, но и в обострении соперничества между крупными и малыми империалистическими державами. Тот факт, что капиталистическая система продолжает существовать, пусть даже в изношенном состоянии, означает, что жестокие войны будут продолжать вспыхивать снова и снова. Капитализм - это не только экономический кризис, это еще и поля боя, которые уродуют лицо планеты.

(Из левокоммунистической газеты “Worldrevolution”, ноябрь 2008 г.)

Перевод: В.Граевский

http://vivalafora.livejournal.com/96223.html
Это стоит почитать нашим расистикам, утверждающим что негры по самой своей природе неспособны к госстроительству. Нет! Когда есть возможность извлечения прибылей от сырья, западный капитал никогда не останавливается перед тем, чтоб разжечь войну. А сила солому ломит - по организационной и финансовой мощи выгодополучатели от этого ужаса - ТНК - в разы превосходят любое независимое гос-во в третьем мире. Я думаю  если сравнивать по финансовой и прочей мощи ТНК и африканские гос-ва, то соотношение будет хуже, чем сравнить военную мощь колониальных держав и, скажем, зулусского короля, эфиопского тегуса и т.п. местных правителей. Они хотя бы одерживали победы и добивались чего-то, сейчас же одно поражение - даже в независимой ЮАР, подчинившейся МВФ.

глобальный капитализм, война, современный мир

Previous post Next post
Up