В 1935 году был принят первый советский Генеральный план развития Москвы. В нём впервые в мире «для охраны здоровья трудящихся» был выделен лесопарковый защитный пояс (ЛПЗП) вокруг столицы шириной 35-50 км. и предложена оптимальная в экологическом отношении схема взаимодействия города с природным ландшафтом. «Зелёные клинья» подмосковных лесов продолжаются в виде городских лесопарков и доходят почти до центра города, обеспечивая проветривание, оптимизацию микроклимата, вынос городских загрязнений и прочие хорошие вещи. ЛПЗП был придан статус особо охраняемой природной территории, его нельзя было занимать под застройку, развитие дорожной сети, все виды хозяйственной деятельности, кроме рекреации, были там существенно ограничены. В 60-70-е годы на волне экологических протестов на Западе «зелёное кольцо» вокруг города с диаметром, пропорциональным людности, стало нормой (H.Sukopp, R.Wittig, 1998. Stadtoekologie. Paul Fischer Verlag. 670 ss.), но мы были первыми.
Кроме того, советский Генплан (этот и последующие, 1960 и 1984 года) предполагал, что город будет расти звёздчато, по ж/д магистралям, и между лучами звезды остаётся место для с/хугодий, обеспечивающих столицу продуктами, и для природных территорий, часть которых имеет рекреационное назначение, а часть заповедуется. То есть предполагалась схема «поляризованного ландшафта» (термин нашего известного географа Б.Б.Родомана), обеспечивающая урбанизацию региона без разрушения природных территорий, поскольку «острова» естественных экосистем сохраняют целостность и связность друг с другом.
Собственно, СССР / ГДР / ЧССР отличались от западных стран с сопоставимой степенью транспортного и промышленного развития в первую очередь тем, что города росли по расходящихся лучам транспортных магистралей, сохраняя поляризованный ландшафт, а не расплывались, как масляное пятно на бумаге, граждане в выходные ездили на природу на электричках, а не на личном а/т, садовые товарищества и частные домики возникали в дальних а не в ближних пригородах.
Поэтому ближайший глухариный ток расположен всего в 33 км от Москвы в Павлово-Посадском районе, тетеревиные есть и ближе, в Московской области между магистралями с сильно урбанизированной примагистральной полосой есть совсем глухие уголки, где встречается рысь, волк, медведь, чёрный аист и другие виды, совершенно невозможные вокруг европейских мегаполисов.
С началом рыночных реформ всему этому, восхищавшему западных экологов, сосуществованию дикой природы и мегаполиса естественным образом пришёл конец, с ростом автопарка и началом массового коттеджного строительства город стал «вгрызаться» в «зелёные клинья», нарушая их связность всё больше и больше. В 2000 году был отменён статус особо охраняемой природной территории для ЛПЗП, что уже было сигналом к прокладке дорог и захвату участков для строительства. А сейчас принимается проект лесного кодекса, который просто передаст значительную часть сохранившихся лесных участков ближнего Подмосковья в аренду толстосумам для «осуществления рекреационной деятельности» со строительством домиков и прочих радостей жизни.
***
«Как уже сообщалось ранее, подведомственной Федеральному агентству лесного хозяйства организацией - Мослеспроектом - подготовлен проект Лесного плана Московской области, предусматривающий передачу большой площади лесов Подмосковья в аренду для осуществления так называемой "рекреационной деятельности", подразумевающей, в соответствии со статьей 41 нового Лесного кодекса, возможность застройки лесов. Проект предусматривает передачу в аренду для этой цели примерно 10% лесов Подмосковья - в основном тех лесов, которые располагаются на расстоянии до 30-40 километров от МКАД.
В соответствии с проектом, наиболее высокая плотность "рекреационной аренды" предполагается в районах Подмосковья, примыкающих к административной границе Москвы с запада - т.е. в наибольшей степени опасности застройки подвергаются именно те леса, от которых, в силу преобладающих направлений ветров, в наибольшей степени зависит состояние воздуха в городе Москве. В случае, если план будет принят в предлагаемом виде, в лесопарковом защитном поясе Москвы практически не останется ни одного лесного участка, защищенного от застройки.
Вне лесопаркового защитного пояса Москвы наиболее высокая плотность "рекреационной аренды" планируется в районах Верхнерузского, Рузского, Озернинского и Яхромского водохранилищ, входящих в систему питьевого водоснабжения города Москвы. Это создает условия для дальнейшей застройки водоохранных зон и прилегающих к ним лесных территорий, что чревато резким увеличением объемов загрязненных стоков в основные водоемы, обеспечивающие столицу питьевой водой.
Ниже приводится схема размещения планируемых участков "рекреационной аренды". В пределах лесопаркового защитного пояса Москвы эти участки включают в себя практически все имеющиеся леса (кроме бывших так называемых "сельских лесов" - лесов, ранее находившихся в пользовании сельхозпредприятий - которые в картографических материалах к проекту Лесного плана вообще никак не учтены).
Дополнительная информация о недостатках проекта Лесного плана Московской области находится здесь:
Основные замечания к проекту Лесного плана Московской области.
Протесты экологов не помогли, и в конце декабря подмосковные леса под застройку - таки отдали, как это показано на карте