Состояние потребления сегодня

Dec 09, 2008 22:27


C ростом благосостояния в западных странах локомотив потребления не только не замедляет ход, но, наоборот, разгоняется ещё больше. В 2003 году в США было больше частных автомобилей, чем зарегистрированных водителей, при этом высоким спросом пользовались спортивные модели, потребляющие большое количество бензина. Площадь новых зданий, построенных в 2002 году, стала на 38% больше, чем в 1975, несмотря на то, что среднее количество людей, проживающих в каждом доме, снизилось. Сами американцы тоже стали крупнее, причём настолько, что возникла целая индустрия с многомиллиардным оборотом, направленная на удовлетворение запросов «больших» американцев, обеспечивающая их негабаритной одеждой, особо прочной мебелью и даже безразмерными гробами.

Мировой «потребительский класс» включает примерно 1,7 млрд. чел., то есть около четверти населения земного шара; в Китае и Индии он составляет примерно 16% общества, в Европе - 89%, но есть везде и именно он доминирует в культуре (поэтому нам показывают роскошь и потребление, а не труд и талант). Принадлежность к нему определяется годовым доходом около $7000 с учётом паритета покупательной способности. Его члены живут не в своей локальности, а в «мировой деревне»: они пользуются телефоном, телевидением, компьютером и Интернетом, и, соответственно, вбирают ту культуру и те идеи «общества потребления», которые затем распространяют вокруг как стандарты «нормальной жизни». Правда, в 29-млн-ом городе Сан-Паулу  (с пригородами), где около 45% населения ютится в кварталах нищеты, холодильник есть примерно в 40% домохозяйств, водопровод и канализация - в 48%, телевизор - в 85%, так что влияние потребительских идей намного шире собственно потребительского класса и охватывает большинство тех, кто хочет вырваться из бедности.

Интенсификация потребления привела к росту расточительного использования сырья и в 1990-2000-е годы свела на нет все успехи в уменьшении ресурсоёмкости, экономии и пр. С 1960 по 1995 год объём используемых в мире полезных ископаемых вырос в 2,5 раза, использование металлов увеличилось в 2,1 раза, древесины - в 2,3 раза, а синтетических материалов, в том числе пластмасс - в 5,6 раз. Увеличение потребления сырья всегда опережало рост численности населения и продолжалось даже тогда, когда в глобальной экономике произошли определённые изменения и появились такие новые отрасли в сфере обслуживания, как телекоммуникация и финансы, которые не настолько материалоёмки, как обрабатывающая промышленность, транспорт и другие ранее доминировавшие отрасли промышленности. Например, потребление металлов удвоилось несмотря на то, что металлы стали играть много меньшую роль в создании материальных ценностей: в 2000 г. для того чтобы произвести продукции на $1 глобальная экономика использована на 45% меньше металла, чем в 1970-м году.

При этом в силу разделения мир-экономики на центр и периферию потребление любого сырья организовано так, что добыча происходит в бедных, развивающихся странах, там остаётся искорёженная земля, лунный ландшафт, отравленные воды и т.п.  Потребление же сырья - в странах развитых, им и достаётся вся связанная с этим польза. Деньги вырученные за сырьё, питают местный потребительский класс и не достаются беднякам; он же следит за тем, чтоб страна, не дай бог, не сошла с пути сырьевого развития (с роли сборочного цеха, цеха по пошиву одежды и пр.), сие местным элитам невыгодно.

Отсутствие глобальной угрозы коммунизма и противовеса в виде плановой экономики позволяет корпорациям сокращать те скромные меры по вторичному использованию ресурсов, которые были приняты в 1970-80-е годы. Вообще-то производство товаров и услуг на 70-80% может быть независимым от производства сырья, так как все его виды восстанавливаться из отходов, а их за 50 лет «общества потребления» накопилось в развитых странах столько, что могут рассматриваться как месторождения бумаги, пластика, редких и цветных металлов и т.д.

Сейчас на долю вторичной меди приходится только 13%, в 1980 году - 20%; зачем восстанавливать если проще купить на рынке? механизм экономического и силового давления на добывающие страны давно отработан. Из переработанных источников сейчас поступает около 50% исполь зуемого свинца (в 1980 г. - 62%), треть алюминия, стали и золота, 19% цинка (в 1980 году - 39%, 48%, 53% и 27%). Развитые страны могут себе позволить содержать инфраструктуру комплексной переработки мусора, но не делают этого, городские отходы проще вывезти или захоронить. Из 24 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), кто предоставляет соответствующие данные, в среднем отправляет на переработку только 16% городских отходов, половина стран перерабатывает менее 10% отходов.

Изготовление бумаги из вторсырья выросло очень незначительно, с 20% в 1921 году до 38% сейчас. Если сравнить этот тренд с ростом потребления бумаги, то оказывается, что именно сейчас количество непереработанной бумаги больше, че6м когда-либо.  Если эта тенденция сохранится, на планете не останется лесов, при этом для получения образования и нормального общения с другими людьми в среднем нужно потреблять 30-40 кг бумаги на человека в год (в Индии - 4 кг, в США - 570 кг).

Рост обособленности людей, индивидуализм, также способствуют большему потреблению, а необходимость заработать дополнительные деньги на потребление ещё больше разобщает людей, отталкивает их друг от друга - получается замкнутый круг, в котором крутятся жители развитых стран. В результате роста доходов, урбанизации, уменьшения числа членов семьи среднее число людей живущих вместе под одной крышей, сократилось в 1970-2000 г. с 5,1 до 4,4 в развивающихся странах и с 3,2 до 2,5 в промышленно развитых, в то время как общее число домашних хозяйств возросло. Для возведения кажлого нового дома необходимы земля и стройматериалы. Кроме того, экономия за счёт коллективного использования воды, энергии, уборки мусора, бытовой техники, хозпринадлежностей и т.п. тем хуже выражена, чем меньше людей живёт в доме. Американец, живущий один, расходует всего этого на 17% больше, чем семья из двух человек, последняя - на 23% чем семья из трёх человек и т.п.

Параллельно потреблению растёт образование отходов. Средний житель любой из стран ОЭСР в 2002 году производил 560 кг городских отходов на человека в год, что в 1,8 раза больше чем в 1995 году, сейчас эта тенденция сохранилась. В 2002 году средний норвежец (а эта страна один из лидеров во вторичной переработке мусора) производил 354 кг отходов, что на 7% больше, чем в предыдущий год, правда доля переработанных отходов выросла на те же 7%). При этом средний американец производит на 51% больше отходов, чем житель любой другой страны ОЭСР, а доля переработанных отходов не растёт с 1995 года.

Рост потребления, естественно, ведёт к деградации «живого покрова планеты» - биосферы. Все мировые экосистемы под натиском человека сжимаются как шагреневая кожа, уступая место жилой застройке, фермерским хозяйствам, торговым площадям, заводам и фабрикам и, главное, свалкам и бэдлендам. Сейчас слой морских водорослей сокращается на 0,01-0,02% в год, тропические леса - на 0,8%, улов морской рыбы - на 1,5%, площадь водно-болотных угодий суши - на 2,4%, мангровых лесов - на 2,5% ежегодно. Положительная тенденция отмечена только в зоне умеренных и бореальных лесов, которые возрастают на 0,1% за счёт лесопосадок в развитых странах.

Gary Gardner, Erik Assadourian, Radhika Sarin, 2004. The state of consumption today// State of the World 2004. Worldwatch Institute. NY: W.W. Norton & Company. 245 pp. [русский перевод есть в сборнике «Россия в окружающем мире. 2004». М.: изд-во МНЭПУ. С.180-208].

Иными словами, анализируя динамику глобального потребления сегодня (это название статьи), чётко видишь два варианта. Или глобальный капитализм выполнит свои лозунги про рост потребления в странах периферии  до уровня развитых стран: бедняки перемрут, средний класс расширится, и все будут жить если не как в Европе, то как в Турции с Южной Кореей. Тогда будет глобальная экологическая катастрофа - все леса, луга и ресурсы океана уйдут на пропитание этих граждан, на изготовление для них домов и машин, а природных сообществ не останется вообще.
Второй вариант - будут не лозунги а реальность: существующие перекосы в потреблении, воспроизводящие бедность и нищету, будут только расти и шириться, что с учётом возрастающей связности мира приведёт к мировой революции. Затем индивидуальные формы потребления будут радикально заменены на общественные - метро и трамваи вместо автомобилей, компьютерные станции вместо персоналок, изделия живущие практически вечно, как фотоаппарат Зенит-Е и холодильник  «Зил», вместо того что ломается через полгода. Я всецело за второй вариант

глобальный капитализм, современный мир, охрана природы

Previous post Next post
Up