Янкина нелюбовь, или Интервью с Фиделем / К 90-летию / начало

Aug 14, 2016 00:28

Оригинал взят у mamlas в Янкина нелюбовь, или Интервью с Фиделем / К 90-летию / начало
Ещё о социализме в Лат. Америке и ещё о Кастро здесь, здесь и здесь

Наш современник Фидель Кастро
Фиделю - 90 / «Отечественные записки»

Революционер, политический деятель, самый известный в мире бородач и до недавнего времени руководитель Кубы Фидель Кастро Рус отмечает 13 августа 90-летний юбилей. Свергнувший диктатуру Батисты и ставший многолетним союзником СССР, Кастро стал символом революционных преобразований. Сторонник авторитарных методов, он тем не менее никогда не стоял рядом с жестокими диктаторами - человеконенавистнические идеи были ему всегда чужды. ©Ещё в «Отечественных записках»



Юрий Гагарин и Фидель Кастро в Гаване, 1961 год
Кастро пережил немало покушений, но сохранил иронию и бодрость духа, подружился со многими бывшими врагами и принимал у себя папу Римского Франциска, который обращался к нему «сын мой», ведь когда-то Кастро тоже был католиком. Передав Кубу брату и сменив оливковую форму на адидасовский костюм, он по-прежнему старается держаться бодро и изредка пописывает статьи в газету «Гранма», все так же ругает американцев, но не препятствует переменам, которые происходят под руководством его брата Рауля.
Этот снимок встречи на Кубе можно назвать «Братское счастье». Счастье победившей Кубинской революции, когда молодой вождь готов вести ее годы и десятилетия тернистым путем, самоотверженно - «Родина или смерть»… Счастье великой социалистической державы, впервые распахнувшей небо для космического подвига своего сына, которому суждено стать любимцем человечества. Счастьем можно назвать саму их встречу - великого революционера ХХ века и великого первопроходца космоса.

Более полувека прошло с той исторической встречи. Десять тысяч раз Земля повернулась вокруг оси. Ошеломляющие перемены произошли в мире - и не всегда к лучшему. Но две эти кристальные личности неизменно светили людям как чистые путеводные звезды.

В эти дни - 13 августа - Фиделю Кастро исполняется 90 лет. Собратья-коммунисты итожат исключительно значимые плоды его жизни, революционизирующее влияние на движение миллионов на родной Кубе и во многих странах. Фидель Кастро и наш друг, вождь, учитель. Из живущих ныне самый великий коммунистический революционер и мыслитель.

С момента краткой встречи в правдинской типографии, с мимолетного рукопожатия я всегда мечтал по-журналистски вдоволь наговориться с Фиделем, узнать его суждения о том, что мир переживает и как нам выстраивать свое коммунистическое дело. Его мысли так глубоки и точны! Увы, мне не повезло, хотя не раз был приглашен на Остров свободы.

И вот мы с Ольгой Гарбуз, нашим молодым дарованием, кубинской фанаткой и скрупулезным знатоком творчества Кастро, решили устроить заочную беседу с команданте, задав ему вопросы от «Советской России» и получив ответы со страниц книг, выступлений, интервью. Что получилось, вы узнаете из сегодняшнего выпуска «Отечественных записок».

Читайте беседу с команданте, на которую может рассчитывать каждый, кто обратится к его работам.



2.
Лучший мир возможен
Великие современники

- Как можно осознать себя революционером?

- В университете, куда я пришел, просто обладая мятежным духом и некоторыми элементарными идеями о справедливости, я стал революционером, я стал марксистом-ленинцем и приобрел чувства, в отношении которых я на протяжении лет имел привилегию никогда не почувствовать искушения, даже самого малого, когда-нибудь отказаться от них. ©
Поэтому я осмеливаюсь утверждать, что никогда от них не откажусь.

…Когда я окончил этот университет, я считал себя большим революционером, а я просто начинал другой, намного более долгий путь. Если я чувствовал себя революционером, если я чувствовал себя социалистом, если я приобрел все идеи, которые сделали из меня - и не было никаких других - революционера, заверяю вас со всей скромностью, что сейчас я чувствую себя в десять раз, в двадцать раз, быть может, в сто раз большим революционером, чем тогда. Если тогда я был готов отдать жизнь, сейчас я в тысячу раз более, чем тогда, готов отдать свою жизнь.

- Разве цена жизни - мерило революционности?

- Человек даже отдает жизнь за благородную идею, за этический принцип, за чувство достоинства и чести еще до того, как стать революционером… Десятки миллионов человек погибли на полях битв… почти что влюбленные в символ, в знамя, которое они считали прекрасным, в гимн, который они считали волнующим, какой была «Марсельеза» в свое революционное время… Человеческое существо - единственное, способное сознательно перешагнуть через все инстинкты; человек - это существо, полное инстинктов, эгоизма - он рождается эгоистом, природа вкладывает в него это; природа вкладывает инстинкты; образование вкладывает добродетели; природа навязывает действия через инстинкты - инстинкт выживания один из них, которые могут привести его к подлости, в то время как другая сторона сознания может привести к самым великим актам героизма. Неважно, каков каждый из нас, какими разными мы являемся, но все вместе мы составляем одно.



3.Фидель Кастро во время посещения ленинградского детского сада № 17, 1963 год / Фото: Владимир Савостьянов

- Как происходит революционизация народных масс?

- Удивительно, что, несмотря на различия между людьми, они могут в какой-то момент… быть миллионами, и миллионами они могут быть только через идеи. Никто не следовал за Революцией в силу культа кого бы то ни было или в силу личных симпатий к кому-то. Когда народ достигает той же готовности к самопожертвованию, как любой из тех, кто с верностью и искренностью пытается руководить им и пытается вести его к определенной цели, это возможно только через принципы, через идеи.

Вы постоянно читаете произведения мыслителей, постоянно читаете историю, и в истории нашей родины читаете труды Марти, читаете труды многих других видных патриотов в истории мира, в истории революционного движения, вы читаете труды теоретиков, великих теоретиков, которые никогда не отступали от революционных принципов. Это - идеи, которые нас объединяют, это - идеи, которые делают нас народом-бойцом, это - идеи, которые делают нас уже не только индивидуально, но и коллективно революционерами, и тогда соединяется сила всех, тогда народ никогда нельзя победить, и когда число идей намного больше, когда число идей и ценностей, которые он защищает, умножается, тем более народ нельзя победить.



4.Фидель Кастро выступает перед ополченцами в момент решающего наступления на Плайя-Хирон, 1961 год

- Но есть революционная наука, есть научные теории, которые надо постичь, прежде чем выстраивать революционную стратегию.

- Однажды я сказал: «В этом университете я стал революционером», но это случилось, потому что я столкнулся с этими книгами, а до того, как я их нашел, я сам, не прочитав еще ни одной из этих книг, уже ставил под сомнение капиталистическую политэкономию, потому что уже в то время она мне казалась нерациональной...

Это была политэкономия, объяснявшая законы капитализма, там упоминались различные теории о происхождении стоимости, упоминались также марксисты, утописты, коммунисты - в общем, давались самые разнообразные экономические теории. Однако, изучая политэкономию капитализма, я начал испытывать большие сомнения, ставить это под вопрос, потому что я прежде жил в латифундии и кое-что вспоминал, у меня появлялись спонтанные идеи, как у многих утопистов в мире.

Потом, когда я узнал, что такое утопический коммунизм, я обнаружил, что был утопическим коммунистом, потому что все мои идеи исходили из мысли: «Это нехорошо, это плохо, это глупость. Как могут наступать кризисы перепроизводства и голод, когда есть больше угля, больше холода, больше безработных, потому что именно имеется больше возможности создавать богатства. Не было бы проще производить их и распределять между всеми?»

В то время казалось, как казалось и Карлу Марксу во времена Готской программы, что предел изобилия заключается в социальной системе; казалось, что по мере развития производственных сил они смогут производить, почти безгранично, то, что нужно человеку для удовлетворения своих насущных потребностей - материальных, культурных и так далее.

Все читали эту Программу, и, несомненно, она достойна уважения. Она ясно устанавливала, каким было в ее понимании различие между социалистическим и коммунистическим распределением, и Марксу не нравилось предсказывать или рисовать будущее, он был очень серьезным и никогда этого не делал.

Когда он написал политические книги, такие как «Восемнадцатое брюмера», «Гражданская война во Франции», он был гениален, он очень четко видел. Его «Коммунистический манифест» - это классическое произведение. Вы его можете анализировать, можете быть более или менее удовлетворены тем или другим. Я перешел от утопического коммунизма к коммунизму, основанному на серьезных теориях социального развития, таких как исторический материализм. В философском плане он опирался на диалектический материализм. Было много философии, много споров и дискуссий. Естественно, всегда надо уделять должное внимание различным философским течениям.

В этом реальном мире, который нужно изменить, каждый революционер как революционный тактик и стратег обязан разработать тактику и стратегию, ведущую к главной цели - изменить этот реальный мир.



5.Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев и премьер-министр Республики Куба Фидель Кастро Рус во время встречи на ХV сессии Генеральной Ассамблеи (ООН), 1960 год / Фото: Marty Lederhandler

- Можно ли определить кратко вклад Кастро в революционную стратегию?

- Думаю, мой вклад в кубинскую революцию состоит в том, что я свел воедино идеи Марти и идеи марксизма-ленинизма и последовательно применил этот синтез в ходе нашей борьбы.

- Почему коммунисты 1950-х, такие видные революционеры, как Блас Рока и другие, не могли оказаться тогда во главе революционного процесса на Кубе?

- Я видел, что кубинские коммунисты изолированы, изолированы потому, что их изолировал климат, созданный вокруг них империализмом, маккартизмом и реакцией; говорю тебе прямо: что бы они ни делали, этот климат изолировал их. Они сумели укрепиться в рабочем движении, много коммунистов работало среди кубинского рабочего класса, посвятили себя делу рабочих, сделали много для трудящихся и пользовались среди них большим авторитетом; но я видел, что в этих обстоятельствах у них не было никаких политических перспектив.



6.Кубинский революционеры Че Гевара и Фидель Кастро (на снимке слева направо), 1959 год

- Синтез идей Марти и марксизма-ленинизма революционизировал массы?

- В то время я выстраиваю революционную стратегию, чтобы осуществить глубокую социальную революцию, но по стадиям, по этапам; и, главное, понимаю, что надо делать ее силами большой, мятежной массы, которая не обладает зрелым политическим сознанием для совершения революции, но составляет огромное большинство народа. Я говорю себе: эта мятежная, здоровая масса - вот сила, которая может сделать революцию, вот решающий фактор в революции; надо привести эту массу к революции, и привести ее по этапам. Потому что такое сознание не создашь разговорами, за один день. И я ясно увидел, что эта большая масса составляет главный фактор, эта масса, еще не имеющая ни о чем ясных представлений, даже во многих случаях полная предубеждений против социализма, против коммунизма, масса, которая не могла получить настоящей политической культуры и испытывала на себе влияние со всех сторон, находясь под воздействием всех средств массовой информации: радио, телевидения, кино, книг, журналов, ежедневной прессы и антисоциалистических и реакционных проповедей, доносящихся отовсюду…

Почти с самых ранних лет я слышал, что социализм отрицает понятие родины, отнимает землю у крестьян, личную собственность - у всех людей, не признает семьи и тому подобное. Уже во времена Маркса его обвиняли в том, что он проповедует обобществление женщин, что вызвало со стороны великого социалистического мыслителя решительную отповедь. Изобретали самые страшные, самые абсурдные вещи, чтобы отравить народ, настраивая его против революционных идей. Среди народной массы было много антикоммунистов, нищих, которые могли быть антикоммунистами, побирушек, безработных-антикоммунистов. Они не знали, что такое коммунизм и что такое социализм. И, однако, этот страдающий народ страдал от бедности, от несправедливости, от унижений, от неравноправия, потому что страдание народа измеряется не только в материальных терминах, но и в терминах моральных, и люди страдают не только потому, что потребляют тысячу пятьсот калорий, а им требуется три тысячи; на это накладывается и дополнительное страдание - социальное неравноправие, когда ты постоянно чувствуешь, что тебя попирают, унижают твое человеческое достоинство, потому что тебя считают никем, на тебя смотрят как на ноль без палочки, как на пустое место: тот - всё, а ты - ничто.

И я начинаю сознавать, что эта масса - решающий фактор и что она чрезвычайно раздражена и недовольна: она не понимает социального существа проблемы, она сбита с толку, она приписывает безработицу, бедность, отсутствие больниц, отсутствие работы, отсутствие жилья - всё это, или почти всё, она приписывает административной коррупции, растратам, извращенности политиков…



7.Фидель Кастро, 1964 год / Фото: Валентин Соболев

- Можно сказать, что вовлечение мятежных масс в кубинскую революцию было преодолением известных догм о пролетарском авангарде?

Ссылаясь на опыт русской революции:

- …То была первая пролетарская революция, основанная на идеях Маркса и Энгельса, развитая другим великим гением - Лениным.

Ленин особенно изучал вопросы государства; Маркс не говорил о союзе рабочих и крестьян, он жил в промышленно развитой стране; Ленин видел отсталый мир, видел страну, где 80 или 90% населения составляли крестьяне, и, хотя там была мощная рабочая сила на железных дорогах и на некоторых фабриках и заводах, Ленин совершенно отчетливо видел необходимость союза рабочих и крестьян, о котором никто раньше не говорил, все философствовали, но никто не говорил об этом. И именно в огромной полуфеодальной, полуотсталой стране совершается первая социалистическая революция, первая настоящая попытка создать равноправное общество; ни одна из предыдущих - рабовладельческих, феодальных, средневековых или антифеодальных, буржуазных, капиталистических революций, хотя там много говорилось о свободе, равенстве и братстве, - никто никогда не задался целью создать справедливое общество.

С догматизмом никогда не создали бы стратегии. Ленин научил нас многому… Маркс научил нас понимать общество; Ленин научил нас понимать государство и роль государства.



8.Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и президент Кубы Фидель Кастро Рус (справа) во время встречи в Кремле, 1986 год

- В арсенале империалистического обличения социальной революции само словосочетание «классовая борьба» превращено в ядовитое клеймо, в символ насилия, ненависти, бесчеловечности. Особенно это усиливается ныне для подавления сознания миллионов гигантскими тиражами и сокрушительными децибелами.

- Ни Маркс, ни марксизм не выдумали существование классов, не выдумали классовую борьбу; они просто в очень ясной форме проанализировали, изучили и доказали существование классов и углубились в этот вопрос, в эту историческую реальность. Они открыли законы, которые управляют именно этой борьбой и которые управляют эволюцией человеческого общества. Они не выдумали ни классов, ни классовой борьбы, так что нельзя приписывать это марксизму; во всяком случае, надо было обвинять в том историю, это она несет большую ответственность за проблему.

Так вот, насчет классовой ненависти - порождает ненависть вовсе не марксизм-ленинизм, который не проповедует собственно классовую ненависть, он просто говорит: существуют классы, классовая борьба, а борьба порождает ненависть…

Что в действительности порождает ненависть? Порождает ненависть эксплуатация человека, угнетение человека, сталкивание его на дно, социальная несправедливость - вот что объективно порождает ненависть, а не марксизм… Речь идет не о том, что проповедуется классовая ненависть, а о том, что объясняется социальная реальность, объясняется то, что происходило на протяжении истории.

Если ты станешь изучать, например, революционную мысль на Кубе, идеи нашей собственной революции, тут никогда не произносилось слово «ненависть». Даже больше, у нас был мыслитель огромного масштаба, исключительного масштаба - Марти. И Марти уже в семнадцать лет в документе под названием «Каторжная тюрьма на Кубе», в рассказе о своих страданиях и обвинениях против Испанской Республики, республики, которая возникла в Испании и ставила вопрос о правах для испанского народа, но отказывала в правах народу Кубы; которая провозглашала свободу и демократию в Испании, но отказывала Кубе в свободе и демократии, как было всегда, Марти произносит удивительные слова, когда утверждает: ни хлыст, ни оскорбления, ни звон цепей не смогли научить меня ненавидеть; примите мое презрение, ибо я никого не могу ненавидеть. В течение всей своей жизни Марти проповедовал борьбу за независимость, за свободу, но не проповедовал ненависти к испанцам.

Опыт Марти показывает, как можно проповедовать дух борьбы и борьбу ради завоевания независимости, не проповедуя ненависти к тем, кого он называл своими испанскими отцами; и я заверяю, что наша революция глубоко проникнута идеями Марти. Мы - революционеры, социалисты, марксисты-ленинцы - не проповедуем ненависть как философию, не проповедуем философию ненависти. Это не значит, что мы чувствуем какую-то симпатию к системе угнетения и что мы не боролись против нее, вкладывая в это все силы; но я думаю, что мы выдержали высшую проверку, и она заключается в следующем: мы ведем упорнейшую борьбу против империализма, империализм совершал против нас всяческие агрессии и наносил нам всяческий ущерб…

Однако, когда североамериканский гражданин приезжает в нашу страну, все оказывают ему большое внимание, потому что, действительно, мы не можем ненавидеть североамериканского гражданина, мы отвергаем систему, мы ненавидим систему. И в моей интерпретации и, я полагаю, в интерпретации революционеров-марксистов речь идет не о ненависти к индивидуумам, а о ненависти к подлой системе эксплуатации…

Окончание
Previous post Next post
Up