Некоторые утверждают, что люди бывают экстравертами и интровертами. Экстраверты - это вроде бы те, кто живет событиями и явлениями жизни, а интроверты живут собственными соображениями, переживаниями и рефлексиями по поводу внешних событий и явлений. Про себя я так и не разобрался, кем бы мне следовало быть - экстравертом или интровертом. Но иногда поток событий не оставляет выбора: я не успеваю реагировать на события, поэтому приходится «ковыряться» в соображениях, переживаниях и рефлексиях. В начале декабря 2007 года повод для моих переживаний и рефлексий подкинул Юрий Шевцов
guralyuk, вернув мне суждение, которое я сам не раз адресовал другим. Как говорится, не рой другому яму… впрочем, лучше восстановить все по-порядку.
Еще в начале этого года в нашем незримом колледже АГТ появилась идея поискать в Минске и в Беларуси другие группы, подобные нашей. Найти, так сказать, братьев по разуму. Нельзя сказать, что нам было так уж одиноко, вовсе не одиночество побудило нас к этим поискам. Нам не раз приходилось встречаться с критикой в нашу сторону примерно такого содержания: «Не навязывайте нам ваши представления (программы, концепции, стратегии и т.д.), потому что существуют другие, а мы свободные люди и сами будем выбирать». Раньше мы только посмеивались над такой «критикой», потому что точно знали, что ничего подобного или приближающегося по уровню к нашим предложениям в Минске нет. И это вовсе не от самоуверенности, а просто потому, что мы, как правило, действовали по норме, и, приступая, к разработке всякой новой для нас идеи или темы знакомились с тем, а что по этой теме было сделано до нас, кто наши предшественники, какими методами и средствами они работают. Имея стойкую нелюбовь к изобретению велосипедов, мы никогда не делали работу, если кто-то сделал ее на пристойном уровне раньше нас. Мы просто пользовались результатами и плодами этой работы, отдавая должное своим предшественникам. Поэтому и смешно нам было слышать о выборе, когда мы предлагали продукты, не имеющие аналогов, а значит, и конкурентов. Так продолжается почти полтора десятка лет. За это время мы неплохо изучили, кто есть кто в интеллектуальной сфере Беларуси, и кто чего стоит. Но это было наше исключительно внутреннее знание. Почему бы то, что мы знаем благодаря длительному опыту, не сделать общим достоянием? Собрать все неформальные группы, способные вести неангажированную свободную интеллектуальную работу, собрать, чтоб «на людей посмотреть и себя показать», поучится друг у друга, если есть чему, и, может быть, после знакомства удастся время от времени кооперироваться для решения больших задач, которые все равно нельзя решить поодиночке. Мы не питали иллюзий по поводу своей репутации: понятно, что немногие откликнулись бы на наше приглашение. Но не в наших правилах искать оправдания для неделания. Особенно, если варианты решения лежат на поверхности. Для современных людей, знакомых с азами маркетинга, PR и, тем более, гуманитарных технологий, такие задачки не составляют никакого труда. Нужно просто предложить идею кому-нибудь другому, для кого реализация ее будет более простым делом. Например, если интеллектуалы не примут нашего приглашения, видя в нас конкурентов, или подозревая какие-либо интриги с нашей стороны, то отвергнуть приглашение интеллектуальных журналов о такой встрече было бы весьма опрометчиво с их стороны. Оставалось только объяснить этот замысел владельцам и редакторам интеллектуальных журналов, веб-сайтов и других интеллектуальных масс-медиа. Такой ход казался настолько простым и очевидным, потому что в Беларуси на сегодняшний день существует уже несколько журналов, претендующих на занятие ниши в интеллектуальной сфере *1. Но то, что нам казалось простым и очевидным, на поверку оказалось очень наивным. Мы так и не смогли убедить «интеллектуальную» прессу выступить организаторами такой встречи. Наверное, мы плохо убеждали. Но, опять же, не в наших правилах дважды убеждать кого-то в необходимости сделать нечто, полезность чего видна невооруженным глазом. Ведь понятно, что если полезность видна невооруженным глазом, значит, отказ имеет под собой отнюдь не рациональные причины. При иррациональных причинах для отказа рациональные доводы и аргументы практически непригодны. Более того, в случае повторения они ведут к конфликтам и дракам. Мы, конечно, любим драться и не боимся конфликтов, но в последнее время потеряли к ним вкус и интерес. Поэтому мы все равно нашли, кому предложить нашу идею, и провели такую встречу в виде
конференции «Интеллектуалы и гражданское общество: сотрудничество и взаимодействие». К самой конференции я еще вернусь, а, пока не забыл, закончу с переживаниями и рефлексиями, причиной которых стал отказ Юрия Шевцова участвовать в нашей замечательной конференции. Надо сказать, что по старой традиции я всегда прошу включать Шевцова в список приглашаемых на те мероприятия, к организации которых имею отношение. И вот уже лет 5-7 он ни одного моего приглашения не принял. И я его, в общем-то, понимаю. Но последний отказ был высказан так, что пришлось задуматься. Шевцов ответил, что он не пойдет на эту конференцию, потому что вся оппозиция в Беларуси давным-давно скатилась в маргиналы и сильно деградировала в интеллектуальном отношении. В настоящее время оппозиционные эксперты и аналитики не выдерживают никакого сравнения и сопоставления с официальными, со специалистами из администрации. А с теми редкими из них, кто еще сохраняет здравость суждений, Шевцов продолжает встречаться в приватном порядке. Думаю, не ошибусь, если предположу, что таким отказом организаторов конференции обижают, а косвенным образом, стало быть, и меня. Но не буду торопиться обижаться. Ведь Шевцов всего лишь повторил то, что я сам неоднократно говорил. Представляю себе, как обидно было тем, кто принимал мои высказывания на свой счет. Пока я не услышал этого в свой адрес, я оправдывал себя тем, что на правду не обижаются. Ведь действительно, оппозиция и ее лидеры, структуры, аналитики и вообще все сегодня в Беларуси - маргиналы. Все мы отрезаны, оторваны от активной деятельности. Не зря ведь
Акудович в статье «
Без нас», написанной к десятилетию возобновлении «
Нашей Нивы», писал, что в стране все происходит без нас. Эта статья была написана на заре 21го века, а мы не успели оглянутся, как заканчивается его первое десятилетие. Если люди десятилетиями отрезаны от активной деятельности и вынуждены заниматься резонерством, они действительно деградируют. И чтобы придти к такому выводу, не нужны глубокие исследования. Это так, и всё. И не надо мне рассказывать, что оппозиция не бездействует, а борется. Но я не могу назвать ни борьбой, ни деятельностью скромные дисциплинированные шествия от центрального проспекта до Бангалора, выдаваемые за акции протеста. Даже если организация этих шествий и требует каких-то интеллектуальных усилий, то это должно проявляться в разнообразии, стиле, искусности их проведения. Если ничего этого нет, то и говорить не о чем.
Итак, оппозиция вся вместе и каждый из ее представителей в отдельности, подвержен разрушительному воздействию многолетнего ничегонеделания *2. Не знаю, как других, но меня это очень беспокоит. Я знаю, как разрушительно бездействие, как разрушителен длительный цикл поражений, как разрушительно действует на людей ощущение беспросветности будущего. А для большинства представителей оппозиции, на десятилетия оторваных от активной профессиональной деятельности, будущее совершенно беспросветно, если только они не станут коллаборантами, не пойдут против своих убеждений и не поступят на службу режиму. Возможно, Шевцов со мной не согласится, если я скажу, что он именно так и поступил. Возможно, что он возразит и скажет, что всегда придерживался именно тех убеждений, которые сейчас отстаивает. Но мне не очень важно его согласие или несогласие. Шевцов довольно давно стал публичной фигурой, и я не припомню сообщений в СМИ о том, что Шевцов бросил свою литовскую медаль за оборону телецентра в 91ом году, полученную от Витаутаса Ландсбергиса, через забор литовского посольства, что он покаялся за свои поступки начала 90х гг. Впрочем, я могу себе только представить те умственные усилия, а может быть даже интеллектуальные подвиги, которые необходимы для приведения собственного мировоззрения в соответствие с господствующим и официальным. Возможно, такие подвиги тоже заслуживают медалей. Но не это меня беспокоит, не колебания Шевцова вместе с генеральной линией. Меня интересует другое: как защитится от депрофессионализации и деградации, как результата длительного безделья, и, и не только защититься самому, но и помочь другим, оказавшимся в таком же положении. Хорошо историкам, например, Кравцевичу,
Сагановичу или
Киштымову - они могут заниматься любимым делом и без Академий Наук или университетов, и не терять квалификацию. Но даже профессиональные историки из провинции и не столь известные, будучи изгнанными с работы, лишаются доступа к архивам, или что там им еще необходимо для научной деятельности. Десятки, если не сотни, тысяч людей по всей Беларуси лишены права и возможности заниматься профессиональной деятельностью по политическим мотивам. В 21м веке знания и квалификация устаревают очень быстро. Достаточно потерять несколько лет, и наступает серьезная депрофессионализация. В редких случаях ее можно восстановить, но в высокотехнологичных областях, в менеджменте (в государственном управлении), в быстроразвивающихся отраслях бизнеса и в науке это практически невозможно. И если люди готовили себя к активной деятельности, занимали активную гражданскую жизненную позицию, то, попадая под действие «запрета на профессию», они переживают личную трагедию. Вот это меня действительно беспокоит. Я лично знаком со многими из таких людей. Я знаю среди них талантливых людей, и мне больно наблюдать за их деградацией. И я не могу делать вид, как некоторые оппозиционные оптимисты, что этой деградации не существует, что у нас все хорошо. Или, что ситуация в ближайшее время кардинальным образом переменится. Глупо жить иллюзиями. Но не менее глупо страдать и переживать в одиночку. Нельзя мириться с таким положением дел. Собственно, конференция интеллектуалов задумывалась в том числе и для противодействия этим разрушительным факторам. Но, опять же, об этом позже, сейчас речь о другом.
Возможен ли и оправдан ли вариант выхода из сложившейся ситуации, который можно восстановить из ответа Шевцова? То есть я хочу спросить, можно ли избежать профессиональной деградации, раскаявшись в своей оппозиционности и придя на службу в государственные, режимные структуры? Не обязательно в администрацию и управление, но может быть в науку, образование, медицину, промышленность, в конце концов, в сельское хозяйство или торговлю. Ведь если Шевцов прав, и специалист на госслужбе сейчас выше по уровню, чем оппозиционные маргиналы, то тогда это и есть один из вариантов спасения от деградации *3. Но я готов доказывать, что Шевцов не прав. Что такого варианта нет. Потому что деградация, деморализация и упадок на государственной службе проявляются гораздо острее, чем в маргинальной оппозиции.
Диктатура разрушает общественные институты и человеческую личность. Она разрушительна для тех, кого подавляет, и для тех, кто подавляет. Она разрушительна для всех, начиная с тирана, и заканчивая героями, которые с ним борются. Слабым утешением может быть то, что деградируют и разрушаются разные аспекты социальных институтов и личности. Если в оппозиции люди деградируют интеллектуально и профессионально, в смысле потери квалификации и компетентности, то, находясь на службе диктаторского режима, люди деградируют морально и духовно.
Я еще буду говорить о том, что можно противопоставить этой всеобщей деградации, как с нею бороться, или как от нее защищаться, но потом. А сейчас я попробую показать, насколько разрушителен режим для тех, кто ему служит. Мне уже приходилось недавно писать и спрашивать у ЖЖ-сообщества мнение о выдающемся ученом
Н.C. Шпак, которая возглавляет страшно-стратегический институт при Администрации Президента. Я мог бы рассказать о своих контактах с
Якубовичем,
Стражевым и прочими медиа-магнатами, министрами, ректорами, об их «высоких моральных качествах» и «выдающихся интеллектуальных достижениях».
Но начну с последнего впечатления, в котором я скорее пребывал в экстравертированном состоянии. Довелось мне побывать через две недели после уже упоминавшейся конференции на совершенно другой, как нельзя более, официальной и государственной. Я был на конференции про образование взрослых, организованной по случаю какой-то там годовщины общество «Знание», которую открывал и вел сегодняшний ректор БГУ
Василий Иванович Стражев. Никогда не подумал бы, что эта конференция принесет мне столько впечатлений.
_______________________________
1* Видимо, здесь очень уместно их перечислить: «
ARCHE», «
Топос», издаваемый ЕГУ, «
Палiтычная сфера», издаваемая кружком независимых молодых политологов, «
Адукатар», издаваемый АГА, и огромное количество сайтов, достаточно вспомнить
www.belintellectuals.com и его продолжение «
Новая Европа» , который, как выяснилось уже после реализации нашего замысла, стал выходить еще и в бумаге.
2* Ладно, соглашусь на компромисс - не совсем ничегонеделания, а шаблонного и нерезультативного делания, впрочем, с моей точки зрения, это совершенно ничего не меняет.
3* Второй из возможных вариантов я сейчас обсуждать не буду. Как в силу его банальной очевидности, так и в силу неприемлемости, как лично для себя, так и многих, кого я знаю. Речь, разумеется, идет об эмиграции.
Продолжение последует непременно.
Уже последовало.