Как известно, в 1942 году по одному образцу Т-34 (выпуска июня 1942 года) и КВ-1 (выпуска августа 1942 года) было отправлено в США, где их подвергли всесторонним испытаниям. Испытания эти до сих пор вызывают споры и всевозможные гипотезы. Кое-что по этим испытаниям не так давно я выкладывал у
себя.
Менее известна история отправки точно таких же танков англичанам. Надо сказать, что с англичанами у нас вообще было куда более тесное сотрудничество, чем с американцами. Советских специалиствов куда охотнее допускали до английских заводов и тренировочных лагерей, снабжение документацией и развединформацией также было не в пример шире, чем с американцами. СССР отвечал взаимностью: помимо разведывательной информации, англичанам передавались немецкие трофейные танки, например, с "Пантерой" они ознакомились благодаря переданному трофею с Курской дуги.
Танки для англичан были подготовлены еще в августе 1942 года, но по ряду причин их отправка задержалась. Вряд ли дело было в нежелании передавать Т-34 и КВ-1, скорее речь идет о том, что ценная бандероль могла банально не доплыть до адресата. Только в июне 1943 года танки, стоявшие в Кубинке, перевезли в Архангельск, где их погрузили на борт транспорта
Empire Portia.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1744, стр.64
Что очень ценно, сохранились акты на переданные танки. Это позволяет увидеть, в какой комплектации танки уехали к англичанам.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1744, стр.58-63
Увы, по поводу испытаний КВ-1 ничего неизвестно, но судя по тому, что англичане
думали о постановке его в серию у себя, он вряд ли был признан плохим танком. Кстати, эта машина сохранилась до наших дней.
КВ-1 на испытаниях.
Он же в экспозиции The Tank Museum, Бовингтон.
Бовингтонцы, правда, о схемой промахнулись от слова совсем. Башенный номер 716 нес танк командира взвода 4-й роты 31-го Гвардейского Тяжелого Танкового Полка, серийный номер его был С-055, а собрали машину в 1943 году на заводе №371 в блокадном Ленинграде.
Совсем иная судьба была у присланного англичанам Т-34.
К сожалению, до наших дней танк не сохранился, зато отчет о его изучении вполне себе доступен, за что большое спасибо английским товарищам.
По объективным причинам выкладывать я его не буду, кому надо, вполне себе может
купить на сайте MLRS Books. Впрочем, пару картинок оттуда и вступительный текст вполне можно выложить. Англичане, к слову, называют Т-34 крейсерским танком, что в общем-то неудивительно.