Артемида Таврическая, жрица Ифигения и богиня Дева. И о бусах тавров - патриотов

Aug 25, 2016 10:50


Пост тоски по уходящему лету)) Артемида Таврическая  - крымская достопримечательность мирового масштаба. Образ богини вдохновлял поэтов и ученых от Овидия, Еврипида и Геродота до Гете и Пушкина) Артемида у древних греков (Диана у римлян) - богиня плодородия и всего живого, покровительница брака, помогающая в родах. В первоначальном архаическом значении - критская богиня охоты и покровительница животных. В античном мире она более других богинь ассоциировалась с древними женскими архаическими богинями-матерями, аналог Иштар и Кибелы. В то же время Артемида - богиня Луны, сестра-близнец Аполлона, бога Солнца. Известно, что древние греки с уважением относились к богам - покровителям различных местностей, которые они завоевывали и осваивали. Считается, что по этой причине Артемида и стала главной богиней Херсонеса Таврического в Крыму - она ближе других по духу соответствовала древнему местному божеству.

Тавры - исчезнувший народ (или плохо искали), населявший горный и предгорный Крым. Известен благодаря античным источникам с 6 в до н.э. до 1 в н.э., в поздний период их называют тавроскифами. Потом стали упоминать только скифов. Вся информация односторонне-субъективная, название народа - греческое. В археологии тавров связывают с Кизил-кобинской культурой, но, подозреваю, что все гораздо сложнее.

Богине тавров, согласно древнегреческим источникам, приносились в жертву головы, отрубленные у врагов и пленных, черепа выставлялись на столбах у алтаря, тела жертв предавали земле или сбрасывали в море. Культ богини Девы - Артемиды сотни лет сущетвовал в Херсонесе Таврическом. Там же, предположительно, находился ее главный храм. Однако место, где находилось таврское святилище, упоминаемое Геродотом и Еврипидом, как и место храма богини Девы в Херсонесе до сих пор не нашли. Хотя, по-идее, такой храм должен быть самой глобальной постройкой древнего Херсонеса. Само древнее городище находится в Гагаринском районе Севастополя. Одно можно сказать точно - нет лучшего места для всяких увлекательных поисков, чем Крым :))



Изображение богини Девы - Артемиды на серебряной монете,  отчеканеной в Херсонесе Таврическом в 3 в до н.э.. Кстати, корона в виде башни характерна и для изображений Кибелы. На обратной стороне монеты изображена лань - священное животное Артемиды.


Эта теракотовая пластинка найдена в Херсонесе и это божество считается таврским прообразом богини Девы (Парфенос) Херсонеса.

Видно,  что божество похоже на скифскую крылатую змееногую богиню. Если все так, то либо культура и религиозные представления скифов и тавров близки, либо основатели Херсонеса контактировали с народом, более близким к скифам, чем к таврам. Иллюстрация из книги М.И.Артамонова "Антропоморфные божества в религии скифов", Л., 1961



Скифская богиня Апи на бляшке из Большой Близницы

Я бы разделила и конкретизировала этот вопрос, поскольку в древнегреческих легендах понятия о святилищах перемешаны в кучу. Cкорее всего, речь идет о древнегреческом храме, греками и построенном, коль скоро Артемида была покровительницей Херсонеса. Возможно, существовало и таврское либо другое негреческое святилище в прибрежных скалах - не в своем же храме греки грекам отрубали головы. Но, однако, тавры не производят впечатления приморского народа. Тавры были земледельцами и пастухами-скотоводами, судя по всему - ни фига не баски)) К тому же сейчас больше голосов в пользу того,  что культ тавров, как более примитивный и архаический, по сравнению с греческим, был связан скорее с пещерами - чревом богини-матери, богини-земли и сохранял отголоски матриархата. О религиозных представлениях тавров почти нет свидетельств) Но все-таки для начала надо бы пройтись по греческим храмам.

Самый известный храм Артемиды находился в Эфесе, он считался одним из чудес света, был сожжен Геростратом, а затем восстановлен, но закрыт при принятии христианства. Развалины этого храма и сейчас можно увидеть в окрестностях современного города Сельчук в Турции. Тамошнюю богиню изображали в виде многогрудой Дианы, она ассоциировалась там с местной Кибелой.



Развалиы храма Артемиды в Эфесе

Поэт Овидий оставил описание храма Артемиды в Херсонесе Таврическом, вложенное им в уста старого тавра, - текст конкретно описывает древнегреческий храм,  но почему-то без статуи богини:

"Есть в Скифии местность, которую предки называли Тавридою,
Я родился в этой стране и не гнушаюсь своей родины;
Это племя чтит родственную Фебу богиню.
Ещё и ныне стоит храм, опирающийся на огромные колонны;
К нему ведут сорок ступеней.
Придание гласит, что там был ниспосланный с неба кумир;
Не сомневайся, ещё и ныне там стоит подножие лишённое статуи богини;
Алтарь, который был сделан из белого камня, изменил цвет и ныне красен,
будучи окрашен пролитой кровью. Священнодействие свершала жрица.



Горгона на портике древнейшего храма Артемиды на острове Корфу, 6 век до н.э. Не только волосы, но и пояс в виде змей. С двух сторон - львы или пантеры. Это изображение навевает мысли о том, что среди прообразов Артемиды, как синкретического (собирательного) образа были и богини-змеи. А еще, думается,  много итересных идей можно почерпнуть в истории греческой архитектуры.



Святилище Артемиды в Бавроне было построено,  по преданию,  еще во время Троянской войны. Первой его жрицей была Ифигения, дочь царя Агамемнона. 6-5 вв до н.э. Праздники в храме связаны с переодеваием в медведиц - второе священное животное Артемиды или, возможно, ее первоначальное тотемное воплощение. В последнее время здесь ведутся археологические раскопки. Существует легенда,  что статую Артемиды из Херсонеса привезли именно сюда.

В Крыму в пушкинские времена тоже интересовались древностями и храмом Артемиды. Во всяком случае, Пушкин упоминает о посещении такого храма: "Тут же я видел баснословные развалины храма Дианы. Видно мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических".

В стихотворении к Чаадаеву:

" К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья…

Хронологически более древним народом Крыма были киммерийцы, воинственные кочевники. Они жили выше по карте - в степях Северного Причемноморья и на Керченском полуострове в 7-8 вв до н.э., до скифов. Киммерийцев связывают со срубной культурой, о них мало известно, но память осталась в топонимике - Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и т.д. Киммерийские, таврские и скифские древности часто сваливают в одну кучу и в наше время и в древнегреческое.

Тавры разделялись на множество "царств" (типа аулов, вероятно), греки их считали, конечно, варварами. Таврские каменные ящики - могильники относятся к 6-5 вв до н.э. Кизил-кобинская культура выделена археологом Бонч-Осмоловским в 1925 г, при раскопках в Красной пещере близ Симферополя (9-3 вв до н.э.).  Эти пещеры можно посетить - они находятся на трассе между Симферополем и Алуштой, в селе Перевальное. Для этой культуры характерна чернолощеная керамика с врезным орнаментом. Занимались земледелием и пастушеским скотоводством.



Вместе с погребенными хоронили различные вещи - оружие и конскую сбрую, близкую к скифскому, бронзовые украшения - кольца, браслеты,  височные подвески, гривны, бляшки, серьги. Также бусы, раковины каури. Могильники датируются VI-V вв до н.э.

Вначале тавры обитали в предгорьях, затем заселили горные районы и юг полуострова. Найдено более 100 археологических памятников, предположительно связанных с таврами. Греческие города существовали обособленно. В 3 веке до н.э. тавры, как полагают историки, "растворились" в скифской среде. Хотя я бы сравнила их с ближайшими соседями, с кавказскими народами,  с хеттами, генетичекие экспертизы можно поделать - сохранились же кое-какие скелеты и черепа из захоронений. Хотя в Крыму, средства вряд ли будут на археологию выделять) но интересно же))



Бусы из Феодосийского музея, 7-4 вв до н.э. отсюда

С одой стороны, тавров считают оседлыми земледельцами и скотоводами, с другой - морскими пиратами, обитавшими, например, на территории нынешней Балаклавы) что, вообще-то, трудносовместимо) Морской теме и мифологии, скорее всего, Крым обязан античным городам, основанными по всему побережью с первоначальной целью - налаживать торговлю и спасаться от местного населения. Однако, агрессивность была свойственна киммерийским и скифским кочевникам, тавры-то, как раз, производят более мирное впечатление.  Не исключено,  что виной всему название местности, а не воинственность тавров))



Украшения 8-5 вв до н.з.



Бронзовые серьги и подвески

У тавров существовал культ предков, о чем говорят мегалитические памятники, особенно характерны для них каменные погребальные ящики. Вероятно у тавров существовал культ быка. Кстати, в Херсонесе почитался Геракл, культовым животным которого был бык. Да и богиня, возможно, была рогатой. Гадали на костях жертвенных животных. Конечно, верили в магию. Главным было женское божество, упоминаются греками имена Орсилоха, Арсилах или еще Тавропола.

Сюжет трагедии Еврипида об Ифигении (414 г до н.э.), таврической жрице, приносящей в жертву плененых моряков в святилище на скале на берегу Черного моря - просто насквозь античный и литературный, далекий от мифов тавров, если такие и были. Более того, в трагедии Еврипида отражается осознание народа с более развитой культурой жестокого варварского культа  (и я бы даже сказала, ужаса перед ним), и память о том времени, когда и у самих греков практиковались человеческие жертвоприношения.

Напомню, что Ифигению, дочь царя Агамемнона,  принесли в жертву по настоянию жреца, чтобы подул попутный ветер в сторону Трои. После этого на алтаре вместо Ифигении оказалась убитая лань, а саму Ифигению богиня Артемида перенесла в Тавриду, где она служила жрицей, пока ее не спас брат Орест. Орест же отправился в Тавриду выкрасть статую Артемиды, которой приносили в жертву греческих моряков (нет богини - нет проблем). Так что была ли такая статуя, а если была, то какой - местной или греческой? и зачем ее возили, трудно сказать. Скорее всего, это фантазия Еврипида и других товарищей. Хотя к статуям богинь отношение было самое почтительое - во время священнодействий в храмах богиня вселялась в свое изображение. Прав был Леонид Мацих, когда сказал, что самыми злыми богинями были богини-девы)) Кстати, жрицами богини тоже были девственницы, и их помощницы тоже. Вариантов легенды великое множество, особенно по поводу путешествий самой статуи Артемиды. Видимо, они отражают географию распространения культа богини.



Леонард Брамер. Жертвоприношение Ифигении, 1623

Вот такой хэппи-енд задним числом - уже тогда вовсю переписывали официальную историю и идеологию. Не удивлюсь, даже уверена, что на самом деле Ифигению все же принесли в жертву.  Офигения,  одним словом,  полная))) тяжело жилось древним грекам, это вам не горшок с балкона упал. Впрочем, все в этом духе описывал Геродот уже в связи со скифами, но поскольку имелась в виду Таврида - ее проецируют и на тавров тоже, думаю)) Так что все под вопросом, для меня,  во всяком случае, пока.



Это фреска в Помпеях (79 г н.э.), причем не единственая - сюжет о жертвоприношениях Ифигении был в Помпеях довольно распространенным) Интересно,  что на фреске изображены бык и камень, обвитый змеей - символы божеств. На голову жертвы надевали венок, обрызгивали святой водой, посыпали мукой, а потом отрубали голову ритуальным мечом. Еще одно свидетельство в пользу представлений греков об Артемиде Таврической,  как о богине-змее.



Фото отсюда. А и правда, какую ж силу нужно иметь женщине, чтобы головы мечом рубить. Композитор К.В.Глюк создал оперу "Ифигения в Тавриде", в этой опере пела Мария Каллас, с таким названием есть художественный фильм. Обращался к этому сюжету Иоганн Гете.

P.S. Я о политике мало задумываюсь, но вдруг подумалось,  что речь-то, в сущности, о начале борьбы за Крым) хотя методы греков были гораздо более цивилизованными,  чем позже методы Кортеса). И святилище, кому бы оно ни принадлежало, имело, я бы сказала, политический подтекст - ведь сбрасывание с горы тел пленных греков ни что иное, как политический манифест в стиле "кто с мечом к нам приплывет...",  похоже, крымские аборигены отпугивали греков более эффективно, чем индейцы конкистадоров) типа того, что и свои бусы имеем не хуже ваших :)) Однако запоздалый вопрос, куда же делось награбленное золото тавров, анаогично золоту ацтеков, - витает в воздухе до сих пор)) Таким образом,  Артемида в определеном смысле - еще и символ духовного единения, дружбы и взаимопонимания между народами, а за заслуги в борьбе за мир заслужила,  чтобы хотя бы один из ее храм нашли,  в конце концов)

Документальный фильм о Херсонесе Таврическом. Официальный сайт музея-заповедника Херсонес Таврический

image Click to view


Фильм из серии Искатели о поисках храма богини - Сокровища древней богини

image Click to view


Экспедиция в прошлое. Херсонес

image Click to view



Позже появились интересные лекции по крымской археологии, добавляю несколько

image Click to view



image Click to view



image Click to view



Литература:
Бондаренко, М.Е. Культ богини Девы в Херсонесе Таврическом в нумизматике, эпиграфике и коропластике; Мещеряков В.Ф. О культе богини Девы в Херсонесе Таврическом//Актуальные программы изучения религии и атеизма. Л.,1979. С.104-119:; Кадеев В.И. К вопросу о “царствовании” Девы в Херсонесе//КСИА. М.,1976, №145. Еще источник здесь

история украшений, скифы, богини

Previous post Next post
Up