Коренная москвичка. Украшения вятичей

Aug 13, 2016 06:49

Существуют ли критерии для определения "коренной житель"? 2 или 3 поколения, 100 лет? Претендовать на звание кореных москвичей, пожалуй, больше всех остальных имеют основания вятичи, "прописавшиеся" на територии Москвы порядка 1000 лет назад))  Вятичи известны еще по "Повести временных лет" (XII в.). Летописец сообщает о легендарных братьях - Радима и Вятко, от имен которых произошли названия племен радимичей и вятичей. Радимичи жили на реке Соже, а вятичи - на Оке. Вятичи жили не только на территории Москвы и Подмосковья - но и в в нынешних Рязанской, Калужской, Липецкой, Орловской, Тульской, Новгородской, а также на севере Брянской и на западе Владимирской областей.

М.М.Герасимов выполнил реконструкцию лица вятической женщины по черепу из кургана 2 группы Саввинская слобода в окрестностях Звенигорода. Благодаря реконструкции Герасимова на свет появилось изящное, редкой красоты лицо с большими глазами и прямым носом. Курганы Москвы и Подмосковья изучаются уже порядка 135 лет. Хорошо известен их быт, одежда, украшения, верования, обряды. Для вятичей характерны семилопастные височные кольца, решетчатые перстни, хрустальные шарообразные и бипирамидальные сердоликовые бусы.



Вятичка. Реконструкция по черепу из кургана у Саввинской слободы. 1 вариант - Государственный исторический музей, 2 вариант - Музей истории и реконструкции г. Москвы. XI-XII вв.

Оба эти портрета выполнены М.М.Герасимовым, но для различных музеев. В варианте для Исторического музея изображена девушка с заплетеной косой. На ее шее - ожерелье из бипирамидальных сердоликовых и шарообразных (хрустальных или стеклянных) бус с серебряными ленницами. Это украшения из соседней курганной группы у деревни Клопово соответствует тому же периоду и девушка могла бы носить такие же украшения.



Но дело в том, что погребение, из которого взят череп, было парным - в нем находились останки женщины и мужчины, возможно мужа и жены. По обычаям того времени во время свадебного обряда коса расплеталась и у замужней женщины волосы были скрыты. Поэтому бюст для Музея истории и реконструкции Москвы показывает ту же женщину в кичкообразном головном уборе с 7-лопастными височными кольцами. Височные кольца принадлежали женщине из захоронения, но головной убор не сохранился, поэтому форма его предполагаемая. Остатки таких головных оборов найдены в курганных захоронениях, и их носили крестьянки в этой местности вплоть до XVIII-XIX вв.

Поскольку бюсты создавались для конкретных музейных экспозиций, на 2 изображении показаны украшения, которые были выставлены рядом - шейная гривна, головной венчик, височные кольца с орнаметом, характерным для селений, расположенных близко от города. Это украшения из кургана возле села Зюзино, сейчас это Советский район г.Москвы. Прическа восстановлена в соответствии с материалами раскопок в Поворовке, недалеко от ст.Крюково. Волосы расчесаны на две стороны, прямой пробор, пучок на затылке. Серебряный венчик охватывает всю прическу, концами зажимая пучок. Ниже венчика мелкие кольцеобразные бсы означают край головного убора. То есть оба образа являются собирательными и, в некотором роде, обобщенными, но на обоих бюстах мы видим лицо реально жившей в XII веке женщины и она могла носить изображенные украшения в обоих случаях.



Когда-то меня поразили курганны вятичей - по сути, они похожи на современные кладбища, просто место раньше не экономили и холмы насыпали повыше. Изменилась одежда, ушел в прошлое обычай отправляться в мир иной в традиционных и лучших своих украшениях. Вятические курганы в Царицыно. Фотография vladimirdar и другие фотографии вятических крганов на территории Мсквы здесь.



Украшения вятичей, курганы Анискина, Мерениа, Пузикова. Отсюда



Украшения из курганов вятичей, фото и статья о славянских украшениях в Историческом музее здесь



Кривич из Одинцово. Реконструкция М.М.Герасимова. Воротник застегнут вместо пуговицы бронзовым бубенчиком. Мог строить деревянный Московский Кремль. Музей истории и реконструкции г.Москвы

Наряду с вятичами в состав населения Московской области входили кривичи. В женских погребениях всречаются браслетообразные височные кольца с разомкнутыми, далеко заходящими друг за друга концами, один из которых заканчивался завитком. Датируются эти украшения XI-XII вв. Аналогичные височные кольца кроме Московской области находят также в новгородских, костромских и других курганах.



Украшения убитой жрицы кривичей - некоторые захоронения, возможно, свидетельствуют о насильственной христианизации славянских племен, фото отсюда

Еще о славянских украшениях писала здесь

история украшений, древнерусские украшения

Previous post Next post
Up