Всего 46 фото
Как-то, в начале апреля, мы с друзьями спонтанно решили прогуляться по вечернему Царицыно. Пройдя на территорию парка мне неожиданно в голову пришли именно курганы вятичей, что, по многочисленным сведениям, находились здесь. Я не знал точно где они все находятся, кроме известной группы курганов недалеко от Руин. Обменявшись парой впечатлений о курганах вятичей, я тут-же забыл о них, снимая вечернее Царицыно… Но, через минут двадцать, непонятно как, мы и оказались среди этих курганов, запорошенных весенней снежной поземкой. Курганы появились как будто ниоткуда, отвечая на нежданный и недавний запрос о себе. И, что интересно, сколько раз я бывал в Царицыно, а эти курганы всегда незаметно и неуловимо проходили мимо. Внимание не останавливалось на них, интерес никак не пробуждался и, для меня, курганы вятичей продолжали спать вечным сном… Но не сейчас.
Курганы появились перед нами как живые призраки из прошлого нашей страны, как напоминание о наших предках, живших в этих местах когда-то. Концентрация внимания и неуемного интереса возникли так живо, что впоследствии не давали покоя. Я начал интересоваться этими напоминаниями о древней истории Царицыно и с удивлением узнал, что оказывается в этих местах в X-XIII веках кипела бурная жизнь. В археологических источниках об истории Царицыно выяснилось, что здесь сохранилось несколько групп курганов вятичей, причем самые интересные и относительно не потревоженные археологами и черными копателями находились не здесь - в основной парковой зоне, а на противоположном берегу Верхнего Царицынского пруда. Карта археологических памятников Царицыно являла бесчисленное количество селищ, городищ и могильников вятичей в этих местах…
Решив, что рассказывать о курганах, находящихся в основной парковой зоне будет довольно банально, я решил обследовать всё Царицыно, чтобы самому убедиться в существовании курганов и побывать в этих бесспорно сакральных местах вятичей. Кроме того, в интернете, в основном, не оказалось фотографий удаленных курганов и курганных групп, поэтому поисковая информация обещала быть интересной и любопытной не только для меня. Попалась мне информация и о возрожденном многострадальном древнеславянском капище, возведенном родноверами рядом с одной из этих групп курганов... Чтобы наше с вами путешествие в глубины прошлого не напоминало пестрый набор многочисленных фоток курганов я соединю в этом материале не только исследование о вятичах, но и совершу вместе с Вами прогулку по восхитительным местам пред пасхального Царицыно, ведь погода тогда была просто отличная. Фотографий будет много, поскольку я постараюсь дотошно не упустить никаких деталей в моем исследовании этих уцелевших памятников неизвестного всем нам Царицыно.
Чтобы Вам было удобно, я выложу здесь свой маршрут, дабы те, кто захочет, либо его пройти, либо использовать для сведения, представили где находятся эти любопытные памятники истории Царицыно. Существующие источники часто противоречат друг другу, поэтому с благодарностью приму любую информацию для возможных корректив сопровождающего этот материал текста. Ну, засим, приступим.
Почему-то я не люблю появляться в Царицыно традиционно - от метро Царицыно. Есть более скромный и тихий способ оказаться в Царицыно, выйдя из метро Орехово. Вы тут же оказываетесь в Царицынском парке, на его юго-восточной окраине. Именно здесь сосредоточены множество уцелевших памятников этого древнего места, где не так много посетителей как в секторе Большого дворца.
02.
Мы пройдем прямо из метро и повернем с основной аллеи налево, чтобы оказаться на крайней левой парковой дорожке, неуклонно двигаясь на юг. Здесь, кстати, уцелели земляные насыпи старой ограды царицынского парка и находятся три очень симпатичных гротесковых мостика перекинутых через многочисленные овраги. Пройдя мимо любопытного павильона-беседки «Храм Цереры», к которому мы еще вернемся во второй части моего повествования, спускаемся по красивой лестнице-ступенькам к Верхнему Царицынскому пруду, откуда и начнется наша прогулка-исследование.
03.
Весна неуклонно пробивалась к свету и настойчиво заявляла о своих правах. Погода стояла просто изумительная. Голубое небо, солнце, наполовину стаявший лёд Царицынских прудов будили радостные ощущения новых открытий…
Для начала - немного исторических данных о вятичах, кто они есть такие, и откуда есть пошли… Одновременно мы полюбуемся на окружающие пред пасхальные красоты Царицыно.
04.
Только в районе нынешней Москвы исследовано более 70 групп курганов, относящихся к XI - XIII векам. Это - кладбища многочисленных селений вятичей, располагавшихся, в основном, на правом берегу Москвы, в том числе и в нашем Южном округе - районах Орехово, Борисово, Зябликово, Братеево… При строительстве новых домов большая часть этих археологических памятников была срыта с лица земли, однако в лесопарковой зоне еще можно увидеть эти курганы. Они представляют собой холмы высотой в основном 1,5-2 метра. В них археологи обнаруживали наряду с останками мужчин, женщин и детей следы тризны: угли от костра, кости животных, разбитую посуду: железные ножи, металлические пряжки от поясов, глиняные горшки, конские удила, орудия труда - серпы, кресала, скобели и т.п. Женщин хоронили в праздничном уборе: бронзовые или серебряные семилопастные височные кольца, ожерелья из хрустальных и сердоликовых бус, разнообразные браслеты и перстни. В погребениях были обнаружены остатки тканей как местного производства - льняных и шерстяных, так и шелковых, привезенных с Востока…
05.
06.
07.
В отличие от прежнего населения - мордвы и коми, - занимавшегося охотой и ушедшего в поисках зверя за Волгу, вятичи находились на более высокой ступени развития. Они были земледельцами, ремесленниками, купцами. Большая часть вятичей селилась не в городище, а на полянах, опушках лесов, там, где имелись земли, пригодные для хлебопашества. Здесь же, возле своей пашни, славяне и селились.
Большая колония вятичей жила в столице Хазарского каганата - Итиле, расположенного на обоих берегах Волги в самом ее устье. Ибн Фадлан, арабский путешественник оставил нам и внешнее описание славян: "Никогда я не видывал таких рослых людей: они высоки, как пальмы, и всегда румяны". Большое число славян в столице Хазарского каганата дало основание другому арабскому писателю утверждать: "Существуют два племени хазар: одни кара хазары, или черные хазары, - смуглы и черны почти как индейцы, другие - белы, имеют красивые черты лица".
08.
Славяне-вятичи, жившие в низовьях Волги и бассейне реки Оки, занимались не только землепашеством. Главным родом их занятий было речное судоходство. С помощью однодревок, управляемых вятичами, купцы из Киева достигали верховьев Днепра, оттуда волоком переправлялись на реку Москву и по ней сплывали к устью Яузы. Здесь, где была построена в советское время гостиница "Россия", находилась пристань. Новгородские гости проделывали тот же маршрут к Москве, добираясь до верховьев Днепра с севера по озеру Ипьмень и реке Ловати. От московской пристани торговый путь проходил по Яузе, далее волоком, в районе нынешних Мытищ ладьи перетаскивались на Клязьму и далее плыли по ней до впадения Оки в Волгу. Славянские суда доходили не только до Булгарского царства, но и до Итиля, даже далее - вплоть до южных берегов Каспия. По Москве-реке вниз шел торговый путь на юг, к Оке, в рязанские земли, далее на Дон и еще ниже - к богатым южным городам Причерноморья - Судаку и Сурожу.
09.
Наш замечательный истерик и филолог Алексей Шахматов более ста лет назад доказал идентичность вятичей с венедами, славянскими племенами, хорошо известными еще древним грекам.
Гомер сообщал, что их начальная родина - государство Урарту у озера Ван. Часть ванов - венедов за двенадцать столетий до нашей эры ушли по северному берегу Черного моря на Балканы и в Италию. Оставшиеся ваны вынуждены были мигрировать на север после разгрома государства мидянами в 590 г. до н.э. Они влились тогда в состав многонационального Хазарского каганата, где получили название "вантит", позднее на Руси преобразованное в "вятичи". Подтверждением этой версии являются работы археологов: при раскопках на территории Урарту ученые нашли массу европеоидных славянских черепов.
10.
Вятичи помогли киевскому князю Святославу в разгроме Хазарского каганата, непомерно угнетавшего подчиненные ему народы. Юным русский князь проявил себя в этот походе как незаурядный полководец. Он отправил свое войско не к Итилю (Волге), а прямо-таки в противоположном направлении, избрав проторенный торговый путь вверх по Днепру, а далее - к верховьям реки Москвы, где встретился со старейшинами родов вятичей, снабдившими Святослава заранее срубленными ладьями. Многие из юношей-вятичей вступили в состав его войска, желая освободить свои земли от зависимости от Хазарского каганата. Проведя зимние месяцы у гостеприимных вятичей, Святослав, как только сошел лед, отправился далее на Волгу. В июне, когда войско кагана уже не ждало нападения, в окрестностях хазарской столицы внезапно появились ладьи Святослава. Глинобитные здания Итиля были превращены в пыль. Уничтожив все поселения на Волге, славянское войско направилось на запад, к Белой Веже. Здесь состоялось генеральное сражение, где наемное войско кагана потерпело сокрушительное поражение. Многонациональный Хазарский каганат мгновенно рассыпался на мелкие осколки.
11.
Вятичи стали платить дань Святославу, однако после его гибели выплату прекратили. Его сыну Владимиру пришлось совершить поход в их земли, чтобы те признали свою вассальную зависимость. На непокорность вятичей жаловался много лет спустя Владимир Мономах. И лишь окончательно подчинил их его сын Юрий, не случайно прозванный Долгоруким.
Впрочем, вятичи недолго составляли основную часть коренного населения Москвы и ее окрестностей. Она стала центром притяжения для многих других славянских племен, и не только. В жилах московитов текла кровь представителей угро-финнов, скифов, половцев, литовцев, поляков и т.д. После нашествия Батыя в русских селах появилось немало байстрюков (по В. Далю -"байстрюк" - пригульный, небрачнорожденный). Более 300 дворянских родов, от Аксаковых до Юсуповых, - потомки выходцев из Золотой Орды.
12.
13.
Однако, долгое время жители Северо-Восточной Руси называли себя по тому княжеству, в котором жили, - тверичи, суздальцы, рязанцы, московиты. И только после победы на Куликовом поле в письменных источниках вновь, как во времена киевской Руси, появилось слово "русичи".
14.
Вот здесь, наконец, мы приступим к исследованиям, как говорится, "в натуре". Этот мостик может являться ориентиром для поиска курганов вятичей.
15.
Для представления о том, где они находятся выкладываю карту селищ и могильников вятичей в Царицыно.
16.
В левом верхнем углу карты под номером 142 значится курганный могильник Царицыно-3. Там 12 курганов (XII в). Нам как раз туда. Здесь течет небольшой ручей, но на карте обозначен только овраг. Перед мостиком можно повернуть налево и подняться по комфортной парковой дорожке к курганам...,
17.
...но мы, же, не ищем легких путей, поэтому чуть дальше, до мостика, есть реликтовая тропинка, по которой и будем подниматься, как это делали посетители парка, когда мощеных дорожек в Царицыно и в помине не было)
18.
Мои изыски были тут же вознаграждены. Рядом с тропинкой я обнаружил старый межевой столб. Он в хорошем состоянии и на нем можно легко прочитать надпись "1909". Подобные столбы ставились массово в 1909 г., когда проводилось межевание Московского уезда после закона 9 ноября 1908 г., разрешающего крестьянам выход из общины, во время столыпинской аграрной реформы.
19.
Столб находится совсем недалеко. Чуть дальше видна цивильная парковая дорожка. Мы идем практически параллельно с ней вдоль оврага.
20.
Несколько минут, и вот, первые курганы являют себя...
21.
Курганов много, напомню, что здесь 12 курганов вятичей.
22.
Я специально хотел снять курганы Царицыно именно в это время и при подобной погоде, пока они еще не заросли травой, поскольку ближе к лету рассматривать их будет не так комфортно.
23.
Парковая дорожка здесь разветвляется и, практически, окружает эту внушительную курганную группу.
24.
Есть и довольно крупные курганы. Это самая неизвестная группа курганов вятичей в Царицыно. Возможно, также, наименее подвергнутая раскопкам и актам вандализма.
25.
Фактически мы находимся на сакральном месте вятичей... Вятичи долгое время оставались язычниками. Кстати, в XII веке ими был убит христианский миссионер Кукша Печерский (предположительно 27 августа 1115 года)...
26.
Над мертвыми вятичи совершали тризну, а затем кремировали, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи, которые мы с вами и видим. Это подтверждается археологическими раскопками в бассейне Москвы. Отличительной чертой женских захоронений вятичей считаются семилопастные височные кольца. О балтском влиянии на вятичей (через местные племена мощинской культуры) также говорят характерные украшения - шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространённых украшений в восточнославянском мире X-XII вв. Только у двух племен - радимичей и вятичей - они получили относительно широкое распространение. Среди вятичских украшений есть шейные гривны, неизвестные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах[21]. В XI-XII столетиях курганы указанного региона имеют уже характерный вятичский облик, погребения ориентированы головой к западу, в отличие от балтских, для которых типична ориентировка на восток. Так же славянские погребения отличаются от балтских групповым расположением курганов (до нескольких десятков).
27.
«Повесть временных лет» так описывает погребальный обряд вятичей: "...И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр, кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники...".28.
29.
Множество странных ощущений испытываешь здесь. Смешанные чувства почтения, скорби, таинственности, торжественности, строгости и ощущения силы поднимаются в тебе. Здесь хочется постоять, поразмышлять о вечном, попробовать принять ту информацию и посыл, что могут дать курганы, скорее, даже не курганы, а дух Вечной Жизни и Смерти, что витает здесь безраздельно... Курганы говорили, на своем неведомом языке, а здесь, в физическом мире и своем теле, я чувствовал волны неосознанных эмоций и информации, что входила в меня не неосознаваемом человеческом уровне...
30.
Вот так, постепенно, я обходил это сакральное место, что безусловно завораживало и манило... Курганы двигались, менялись их групповые ракурсы, и я все не мог остановиться, снимая их..., как будто, давным давно, ушедшие в вечность наши предки торопились поделиться своей скорбью и отблесками их Вечной Жизни...
31.
32.
Здесь вокруг установлены многочисленные скамейки, - довольно странное и чуждое впечатление они производят рядом с крупным могильником, что находится здесь...
33.
34.
Вот так, просматривая фото многочисленных курганов Царицыно-3, можно даже войти в легкий транс от странного впечатления и ощущения остановки Времени...)
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Ну, вот, теперь группа курганов вятичей Царицыно-3 нами найдена и осмотрена... Сейчас мы двигаемся к южной части окраины парка Царицыно по комфортной парковой дорожке...
45.
Дорожка слегка поворачивает левее и начинает уходить вглубь парка. Здесь находятся прямые земляные насыпи неизвестного назначения, возможно здесь проходили границы некоих частных земельных владений...
46.
Здесь мы прервемся, потому как мне пришлось разделять пост из-за возмущений ЖЖ "о большом объеме материала".
Продолжение следует - там мы увидим другую курганную группу Царицыно-4, интригующее языческое капище и кое, что еще...
Источники:
Д.Евдокимов. Спят курганы вятичей. Из газеты За Калужской заставой. №35, 12-18.09.02.
Сайт: Москва. Южный округ. Краеведение.
© Vladimir d’Ar
Часть 2 Часть 3