Курганы вятичей в Царицыно или Сюрпризы языческого капища. Часть 2.

Apr 18, 2015 18:52



Всего 65 фото

В этой - второй части моего рассказа о курганах вятичей в Царицыно, мы направимся ко второй курганной группе Царицыно-4, известной тем, что в непосредственной близости от нее, современные последователи древнеславянских языческих культов, обустроили свое капище. Далее под катом курганная группа Царицыно-4, языческое капище, его нежданные сюрпризы и не только...

В первой части мы закончили осмотр курганов Царицыно-3 и направились в сторону следующей цели нашего путешествия - курганам вятичей - Царицыно-4...

...Пройдя несколько минут по одинокой парковой дорожке на юго-восток обратим внимание вот на эту неприметную тропинку справа. Она то, как раз, и ведет к следующей группе курганов вятичей - Царицыно-4. Она более известна в настоящее время тем, что в пределах его границ находится языческое капище, что меня чрезвычайно интересовало...
02.



И, вот, пройдя совсем немного по лесной тропинке, я увидел издали первые курганы. Я здесь никогда не был и поэтому это первое человеческое ощущение, когда в прямой видимости между деревьями появляются курганы, ни с чем не спутать. Подобное удивительное ощущение я испытал приближаясь к группе дольменов на реке Пшада, что недалеко от Геленжика...
03..



Здесь надо немного остановиться и рассказать о предыстории языческого капища... Это место для проведения языческих обрядов с идолами Лады и Велеса рогатого было обустроено в июне 1995 г. небольшой группой защитников природы и культуры, физиков, историков, «осознавших себя русскими язычниками». Тогда эта группа называлась «Вятичи», а место для капища было выбрано в соответствии с археологическими исследованиями, потому как именно здесь в древности располагались поселения и курганы восточнославянского племени вятичей. Почти год простояли тогда кумиры у курганов, прежде чем их полностью разрушили неизвестные лица.

В 1998 году выросшее объединение «Вятичей» зарегистрировало языческую религиозную группу «Коляда Вятичей» и восстановило капище, поставив уже трех кумиров: Даждьбогу (1997 год), а позже Велесу и Ладе (2000 год). В 2002 году идолы вновь подверглись нападению, однако «Велес могучий устоял, хоть и пытались его спилить и выжечь».

О последнем восстановлении капища язычники рассказывают довольно поэтически и романтично: «...На санях, впрягшись бурлаками, через заснеженные холмы и овраги, на виду у многих людей, привезли мы и водрузили на старом месте новых кумиров, сотворенных главой общины «Коляда Вятичей», волхвом Велимиром, краше прежних. Восстановлено капище, снова вместе с Велесом встали рядом Лада-Матерь и Даждьбог, охраняя курганы предков и память нашу историческую. Чтобы помнили наши дети древний завет внуков Даждьбожьих: «Ищи себе чести, а Земле своей славы»...
04.



Первое, что захватывает твое внимание это, конечно, само капище. Земля здесь сильно вытоптана. На удалении друг от друга стоят деревянные изваяния трех древних славянских богов... С почтением я испросил разрешения на вход в это сакральное место и попросил помощи и информации у этого места силы...

Постоянные жертвоприношения и ритуалы здесь, кстати, не производятся, поскольку они предполагают взаимодействие с огнем, а в парке Царицыно разведение костров строго запрещено.
05.



Это Даждьбог - славянский бог солнца. плодородия и изобилия. Он составляет в высоту около 2,5 метров и вырезан из ствола дерева; потом, немного позже, я узнаю, что из ясеня... Перед Даждьбогом вкопана в землю жертвенная колода для подношений. Из последних жертв ему было преподнесено часть спелого яблока, как вы видите... Вокруг этой и других колод видна зола от жертвенного огня... Очевидно, кратковременное возжигание огня, все же, практикуется здесь.
06.



В руках Даждьбога - солярный символ. По славянской космогонии Даждьбог сын Перуна,брат Тары. По некоторым данным название древней, ныне малоизвестной страны Тартарии происходит от имени Тарха и Тары.
На фото не очень хорошо видно, но деревянное изваяние усеяно вбитыми гвоздями, кое где и кованными, чуть позже мы также узнаем почему...
07.



На теле колоды есть также резные солярные знаки...
08.



...Вокруг не было ни единой живой души, ветер прекратился и я с воодушевлением знакомился с этим удивительным для современого времени сакральным языческим местом.
09.


10.



Это Велес - один из самых известных и самых загадочных божеств языческого пантеона древних славян. Ему приписывают роль ответственного за людей и животный мир в целом. Перед ним также врыт деревянный жертвенник.
11.



А это - богиня Лада. Она является одной из самых главных в языческом пантеоне.
12.



Она дочь Рода (иногда считается женской ипостасью Рода) и Уточки. Уточка является матерью всех мифологических птиц, а Ладу, как раз, очень часто изображают белым Лебедем.
13.



Фигуры богов украшены разноцветными ленточками и еловыми веточками.

Вот здесь я продублирую карту своих передвижений по Царицынскому парку, что выкладвал в первой части поста о курганах вятичей в Царицыно. Сейчас мы у курганов К 2.
14.


А вот здесь есть даже план расположения курганов и языческих идолов в районе курганной группы Царицыно-4.
15.


16.



Почему то сильно захотелось снять небо над Капищем...
17.



Теперь осмотрим этот курганный комплекс внимательней обходя его вокруг.
18.



Курганы здесь имеют некоторую "изломанную" нарушенную форму из-за разновременных варварских раскопок.
19.



Если подняться на сами курганы, то на вершинах многих видны следы глубоких ям и раскопов...
20.



Здесь, конечно, могильник в целом находится в удручающем состоянии..., очевидно, сказывается его близость к основным потокам посетителей парка и относительная его доступность...,
21.


22.



...что, впрочем, не мешает ощутить благоговение и почтение к этому месту Силы...
23.


24.



Такое ощущение, что капище как бы перетягивает на себя внимание и интерес стороннего наблюдателя от курганов и, это сильно ощущается интуитивно.
25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.



Фактически, я обошел вместе с вами всю эту курганную группу...
33.



... и совсем не удивился явленному капищем чуду... Когда я уже полностью осмотрел все эти курганы вятичей, а в пространстве капища как будто бы образовалось понимание, что что-то должно произойти, неожиданно, на капище появился спокойный, сдержанный и благообразный мужчина в белой куртке - он нес с собой большой плоский предмет, завернутый в газету... В первые мгновения мы молча присматривались к друг другу, я, наконец, поздоровался, а он, немного помолчав, спросил меня, - что я здесь делаю? Я ответил, что изучаю это языческое капище и хочу написать об этом в Живом Журнале. Человек "оттаял" и я с удивлением узнал, что предо мной главный волхв  "Коляда Вятичей" - Велимир. Я с воодушевлением и интересом принялся расспрашивать Велимира о капище и его новой истории. Из интернета я уже знал, что именно он лично вырезал и водрузил здесь всех этих древних славянских богов вместе со своими единомышленниками...
34.



Волхв  Велимир с глубоким внутренним спокойствием и принятием рассказал о злоключениях его общины, связанных с этим языческим местом, поведав о том как повергались поруганию славянские боги, как срубались вандалами их лица... Сейчас он главный волхв общины "Коляда Вятичей" (в миру Николай Николаевич Сперанский) и является не только волхвом общины, организатором праздников, обрядов и ритуалов, но и писателем, автором многих литературных трудов по язычеству, а также художником и физиком... Кстати, гвозди, что вбиты в Даждьбога - это способ защиты изваяния от вандалов, поскольку топоры, попадая острием о гвозди, приходят в полную негодность...35.



Велимир показал мне первоначальное место этого капища, устроенного еще в 1995 году.
36.



Волхв разрешил сделать его портрет, а также раскрыл завернутую в газету картину, которую он принес на это сакральное для родноверов место, чтобы она пропиталась его святостью. Картина называлась, кстати, «Русалии». А вот и она сама.
37.



Так мы разговорились и, Велимир рассказал мне легенду о волхве Соловье и его подруге-жене Лебеде, и что где-то, прямо в этих местах, у них, даже, была небольшая крепость. Волхв довольно долго промышлял в ореховских землях разбоем, был неуловим и созывал при необходимости подельников особенным звуком своего колокола. Когда, однажды, для поимки Соловья в ореховские земли был направлен отряд ратников, Соловей созвав колоколом своих братьев, бился насмерть, но государево войско все же ворвалось в его крепость убив практически всех ее защитников... Когда Соловей и Лебедь поняли, что все кончено, Лебедь превратила волхва в соловья, сама же обернулась лебедем и оба они ускользнули от царских ратников взлетев в небеса. С тех пор в Орехово при возникновении угрозы для Москвы и этих земель слышали местные жители как бъет в набат колокол Соловья... Последний же раз этот загадочный колокол звонил прямо перед Великой Отечественной войной и очень многие местные жители слышали его особенный звук... Романтично...

Ну, вот и еще немного фото этого языческого капища...
38.


39.


40.



В определенный момент я почувствовал, что волхву надо побыть одному и я тепло попрощался с Велимиром , оставив его наедине с его богами и отправился дальше, открывать Царицынские тайны.
41.



Еще несколько фото этой загадочной курганной группы Царицыно-4.
42.


43.


44.



Передвигаясь на юг, я быстро подошел к глубокому оврагу. На его противоположной стороне угадывалась высокая ограда Царицынского парка. К следующей группе курганов Орехово-6, на противоположнолй стороне оврага, путь был закрыт. Группа курганов как раз размещалась где-то повыше отсюда, на другой стороне оврага, за оградой.
45.



На карте ниже она под номером 140. Это курганная группа Орехово-6, там должно быть 4 кургана (XI-XIII вв.). Как видите, в этом направлении можно продолжать дальнейшие исследования) Однако я, все же, ограничу сегодня свои передвижения в пределах Царицынского парка.
46.


Переправившись через овраг, я пошел вдоль парковой ограды на северо-восток. Овраг был от меня слева. Чуть ниже, в этом овраге, находится ключ, куда многие местные ходят "по воду".
47.



Справа, за высокой оградой, хорошо просматривалось большое селище вятичей 144 - Орехово-3 (Язвенка-3) (XI-XIII вв.). На моей схеме - С 1.
48.



Переправившись через Язвенку, мы попадаем на знаменитый Ореховский луг-поле. Здесь, по некоторым исходным признакам, я определил, что холм, который Вы видите, является одиноким Ореховским курганным могильником (Орехово-3), 1 курган (XI-XIII вв.). На карте Царицынских курганов он обозначен номером 146.
49.



Вполне походит на курган, не правда ли!?
50.


51.


52.



Теперь наш путь лежит к "Храму Цереры". Это небольшая беседка на высоком холме. До начала XX века было принято считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы, и, вероятно, в самом деле был одним из первых парковых сооружений подобного рода в России. Однако современные исследования подтверждают, что существующая беседка возведена в 1805 году Иваном Еготовым, заменившим обветшавшую деревянную постройку Баженова. Как выглядел баженовский «Храм Цереры» - неизвестно, но, вероятно, Еготов в общих чертах повторил предшественника. Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается особой стройностью, изяществом и совершенством пропорций. Такому восприятию способствует интересный архитектурный приём: колонны на 5 см наклонены к центру беседки.

Местоположение беседки не случайно. На этом холме в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор. Именно с этого холма императрица наблюдала за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным. Праздник урожая в честь победы над турками проходил на соседнем поле, по которому мы только что с вами прошли мимо одинокого кургана. С тем праздником связано и посвящение парковой постройки Церере - богине плодородия...
53.



Однако, нас интересует не сколько сама эта симпатичная беседка, а место на котором она стоит. По сообщению от Велимира именно здесь археологами подтверждено ранее неизвестное селище вятичей...
54.


55.



По сведениям из книги "Археология парка "Царицыно"" на этом месте находилось городище  Царицыно-1 (ориентир - у беседки "Церера"), селище Шипилово, мезолит.
56.

57.



Довольно, таки, стратегическое место...
58.



Здесь же можно полюбоваться статуей дриады Александра Бурганова.
59.



Чуть далее, за дриадой, я спустился вниз по склону холма...
60.



...и обнаружил характерную земляную насыпь, похожую на срытый курган. На официальной схеме селищ и могильников вятичей схеме в этом месте ничего не указано, но вполне может быть, что этот "курган" отностится к не отмеченному на этой схеме городищу Царицыно-1.
61.



Вот тут он слева, подальше, в перспективе... На моей схеме выше он обозначен небольшим желтым кружком как К 4.
62.



Теперь, наш с вами путь лежит к третьей двойной крупной группе Царицынских курганов вятичей, наиболее известных большинству посетителей парка Царицыно...
63.



...через Большой Гротесковый мост...
64.



...мимо павильона "Нерастанкино"...
65.



На этом я заканчиваю эту вторую часть моего поста о курганах вятичей в Царицыно и мы, теперь, можем перейти к третьей, заключительной части моего рассказа. Не преключайтесь - далее будет также любопытно)

Источники:

Кренке Н.А. Капище общины «Коляда Вятичей» // Царицыно: археология современности. М., 2008
Википедия.

© Vladimir d’Ar

Часть 1
Часть 3

языческое капище, курганы вятичей в царицыно, курганы вятичей, царицыно

Previous post Next post
Up